Цели и задачи:
- продолжить знакомство с норвежской музыкальной культурой, показать общее в содержании музыкальных культур норвежского и башкирского народов;
- определить понятия – симфоническая сказка, тембр;
- развивать звуковысотный слух и навыки кантиленного пения;
- воспитывать любовь к родной природе, интереса к музыкальной культуре разных народов.
Оборудование: магнитофон, фонохрестоматия, портрет композитора Э.Грига, гнародные инструменты, фотография природы Норвегии, карта Северной Европы, цветовые карточки.
ХОД УРОКА
Приветствие
– Сегодня на уроке нам предстоит путешествие в Северную страну Норвегию. Мы отправимся в гости к великому норвежскому композитору Эдварду Григу, который всему миру рассказал о красоте своей природы. Поэтому тема урока звучит так : «Образы при роды в творчестве Э.Грига». Нам предстоит преодолеть большое расстояние, на пути нас ждут преграды, преодолеть которые нам поможет, конечно, музыка.
Работа по карте Северной Европы
– Посмотрите, ребята, здесь живем мы, а здесь
находится Норвегия. Первое препятствие –
равнина. Ее мы пересечем на лошадках. Поцокаем
язычком.
– Следующее препятствие – это густой лес. Чтобы
нам пройти через него и не потеряться, нам
поможет музыкальное эхо. Вам нужно ответить так
же как я вам спою. Исполняются вокальные
упражнения в пределах октавы.
– Мы все прошли через лес, а теперь перед нами
Балтийское море. Проплывем мы его с помощью
добрых друзей. Девочкам помогут птицы, они будут
петь так: мы летим, мы летим (соль, ля, си – 2 раза).
А мальчикам помогут дельфины, они будут петь так:
а мы плывем, а мы плывем (звук ре на каждый слог – 2
раза). (Девочки стоя, мальчики сидя).
– Последней преградой на нашем пути будет
высокая северная гора. Нам нужно на нее подняться
и спуститься вниз. Здесь помогут нам музыкальные
ступеньки. Показ звукоряда по руке, исполнение
вверх и вниз.
– Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми
заданиями и мы прибыли в Норвегию! Посмотрите,
какая красота! Демонстрация картины.
– В горах Норвегии снег не тает даже летом.
Посмотрите, как величественна и красива природа.
Жители этой страны сочинили много сказок и
легенд, в которых рассказывается о сказочных
существах, населяющих горы и долины Норвегии: это
эльфы, гномы, тролли, феи, которые иногда
враждебно, иногда доброжелательно относились к
людям. Эдвард Григ очень любил норвежские сказки
и сочинил свою музыкальную сказку, исполняет
которую симфонический оркестр, поэтому сказка
называется симфонической. Она состоит из
нескольких частей, в которых рассказывается о
том, как юноша отправляется в путешествие и
попадает в пещеру. Эта часть симфонической
сказки называется «В пещере горного короля».
Послушайте и подумайте, что ему там пришлось
пережить?
Слушание «В пещере горного короля».
– Что происходит в пещере, какие чувства овладевают нашим героем? Как об этом рассказывает музыка? Если бы вы были художниками, в какие краски вы раскрасили звуки этого произведения? Почему, какие они? Хотелось бы вам еще раз услышать эту музыку? Я предлагаю вам не просто услышать, но и поучаствовать в ее исполнении.
Слушание «В пещере горного короля» с ритмическим сопровождением на шумовых инструментах.
– Ребята, давайте обратимся к записи (сюита
«Пер Гюнт», «Утро» Э. Грига – работа по нотной
записи)
– Знакома ли вам эта музыка? Исполним ее со
словами (вокально-хоровая работа над попевкой
«Утро»)
– Послушаем это произведение в исполнении
симфонического оркестра.
Слушание «Утро» и использование пластических движений.
– Что происходит в природе? Давайте раскрасим
звуки этого произведения художественными
красками. Какие бы вы использовали цвета и
почему? Посмотрите, в пещере вы использовали
темные краски, потому что звуки были какие?
(тяжелые, мрачные, холодные, пронзительные). А в
«Утре» краски светлые, потому что звуки были
какие? (Теплые, светлые, прозрачные, добрые).
– Благодаря тому, что Эдвард Григ очень умело
использовал музыкальные звуки, мы почувствовали
холод пещеры и тепло солнечного утра. В музыке
особая окраска звука называется тембр. Слушая
звуки, именно по тембру вы можете определить
звучание флейты или фортепиано. Итак, тембр –
особая окраска звука.
Итог
– Ребята, вам интересно было слушать
музыкальный рассказ Эдварда Грига о своей
стране? Удалось вам почувствовать красоту
природы Норвегии? А что можно сказать о
композиторе, который сумел рассказать о родной
природе? Я бы добавила, что Э.Григ интересовался
традициями, сказаниями своего народа.
Посмотрите, какая интересная сказка легла в
основу его произведения. И получилась не простая
сказка, а какая? (симфоническая) Э.Григ сумел
донести до нас образу природы с помощью какого
средства выразительности, вспомните его
название? (Тембр).
– Ребята, необходимо ли нам было знать язык
норвежского народа, чтобы понять красоту его
природы? С помощью музыкального языка, для
которого не существует границ, мы смогли
почувствовать и проникнуться этой красотой.
Домашним задание будет изобразить наиболее
яркие впечатления об образах природы Норвегии с
помощью красок.
– Обратимся еще раз к мелодии «Утро» Э.Грига, на
скольки ступенях она строится? (На пяти). Как
называется лад, состоящий из пяти ступеней? (Пентатоника)
Музыкальной культуре какого народа
характерна пентатоника? (Башкирского,
татарского)
– Мы продолжаем знакомство с башкирской
музыкальной культурой и сейчас познакомимся с
песней о сказочном существе, который по поверьям,
живет в каждом доме. Зовут его домовой. Написал
эту песню стерлитамакский композитор Рамиль
Гимрани специально для детей.
Исполнение песни учителем на русском языке. Разучивание 1 куплета и припева.
– Завершит нам урок песня в исполнении ребят из лицея-интерната № 2, в котором работает композитор учителем музыки, а мы с вами украсим песню танцевальными движениями. Звучит песня «Домовой» Р.Гимрани на башкирском языке.
Рефлексия
Выход из класса под музыку «Домовой» Р.Гимрани.