Цели урока:
- Учить детей писать без ошибок большую букву в именах, кличках сказочных героев.
- Развивать умения видеть опасные места в словах, видеть изученные орфограммы.
- Составлять из слов предложения и правильно оформлять их на письме.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, иллюстрации, дидактический материал, презентация
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
(Звучит 1 куплет песни про Буратино)
– Все ли узнали, о ком звучит песня? (Да).
– Как называется произведение, откуда наш
сказочный герой? (Повесть-сказка «Золотой
ключик, или приключения Буратино»).
– Кто написал эту повесть-сказку? (А.К.Толстой).
III. Буратино приготовил вам разные интересные задания. Кто будет внимателен, обязательно с ними справится. В конце урока вас ждет сюрприз.
Задание 1.
Вспомните сказочных героев из повести-сказки «Золотой ключик…»:
А) Девочка с голубыми волосами (…альвина)
На доске появляются карточки (Приложение
1).
– Что-то непонятное, ребята (пропущена первая
буква)
Б) Лиса, участвовавшая в разбойном нападении на Буратино, которое произошло на Полу Чудес в Стране Дураков (…лиса)
В) Кот, сообщник лисы (…азилио)
Г) Папа (…арло)
Д) Владелец кукольного театра (…арабас …арабас)
ЗАПИШЕМ в тетрадь имена и клички сказочных
героев (МАЛЬВИНА, АЛИСА, БАЗИЛИО, КАРЛО,
КАРАБАС БАРАБАС)
ПОДЧЕРКНИТЕ заглавную букву
– Как вы написали имена сказочных героев?
Почему? (Вывод: Имена сказочных героев тоже
имена собственные. Они пишутся с большой буквы).
– Какие опасные места вы заметили в словах?
Подчеркните.
Задание 2.
– Отгадайте, кто это?
А) Она красива и мила, а имя ее от слова «зола» . Появляется карточка с изображением Золушки
Б) Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит)
В) Толстяк живёт на крыше
Летает он всех выше (Карлсон)
Г) Хорошо живет на свете (Винни-Пух)
Д) Друг Винни-Пуха (Пятачок)
Е) Сказочная учительница Буратино (Мальвина)
Ё) Девочка, которая появилась из маленького цветка (Дюймовочка)
Ж) Сказочный мальчик-луковичка (Чиполлино)
РАСПОЛОЖИТЕ карточки с изображением сказочных
персонажей в алфавитном порядке (Один ученик
работает у доски).
ЗАПИШИТЕ в тетрадь эти сказочные имена в
алфавитном порядке (Айболит, Винни-Пух,
Дюймовочка, Золушка, Карлсон, Мальвина, Пятачок,
Чиполлино)
ПРОВЕРИМ, правильно ли вы записали. (На доске
уже записано, но пока закрыто).
Подчеркните заглавную букву и опасные места.
ЧТО вы заметили в именах сказочных героев? (Айболит
– сложное слово: АЙ – междометие, БОЛЬ – корень;
ДЮЙМ – единица длины, равная 2,54см.; ЗОЛА –
остаток от сжигания чего-нибудь в виде
черно-серой пыли).
Задание 3.
– Догадайтесь, о ком идёт речь, запишите имена героев (тексты читает учитель).
А) «Жила когда-то в одной деревне девочка, до
того хорошенькая, что другой такой не было на
свете; мать без памяти любила её, а ещё больше
любила её бабушка…» («Красная Шапочка»)
– Кто автор сказки? (Шарль Перро)
– Почему так назвали девочку?
Б) «Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то
яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а
сундук стоит на высоком дубу…» (Кощей
Бессмертный).
– Почему его так назвали?
– Кто автор этой сказки? (Народ)
– Что вы можете сказать о написании имен этих сказочных персонажей? (Некоторые имена состоят из двух слов и пишутся с заглавной буквы).
МОЛОДЦЫ.
Задание 4.
На экране – Слайд 2 (Приложение
2).
Из слов каждой строчки составь предложения
(самостоятельная работа):
– рассказала, злой, о, мачехе, Белоснежка,
гномам (Белоснежка рассказала гномам о злой
мачехе).
– о, ласточке, Дюймовочка, зиму, всю (Всю
зиму Дюймовочка заботилась о ласточке).
– кота, Базилио, и, лису, Алису, встретил, Буратино
(Буратино встретил кота Базилио и лису Алису).
– живёт, в, крыше, маленьком, домике, Карлсон, на
(Карлсон живёт на крыше в маленьком домике).
Запишите. Проверим написанное. Подчеркните опасные места.
ЗАДАНИЕ 5.
Соедини линией сказочных героев с авторами произведений (Приложение 3)
Незнайка Ш.Перро
Доктор Айболит А.Н.Толстой
Мальвина Н.Носов
Золушка К.Чуковский
Малыш и Карлсон А.Линдгрен
IV. Итог урока. Рефлексия
– Что вспомнили на уроке?
– Что сегодня повторили?
– Что понравилось?
– Что нового для себя узнали?
V. Домашнее задание
Сочини и запиши сказку с одним из сказочных персонажей (5-6 предложений)
VI. Вручение жетонов – «сольдо» каждому ребёнку за работу (Звучит песня Н.Королёвой «Маленькая страна»).