Задачи:
- Интериоризация знаний через личный опыт ученика, заключающийся в самостоятельном «открытии» этого знания через исследование его генезиса и структуры.
- Создания убеждения, что все способны строить свои знания самостоятельно.
- Воспитание патриотизма, любви к Родине, чувства собственного достоинства.
ХОД УРОКА
1. Ребята встречают гостей:
На праздник великий – обычай таков –
Далёких и близких зовём земляков,
Далёких и близких, друзей и соседей
Кто с поездом будет – за теми подъедим,
А кто на конях – у ворот повстречаем,
За сено, овёс и за все – отвечаем!
А кто на машине – ещё веселей,
Дорога – хоть боком катися по ней.
А если кто с неба пойдёт на посадку,
Тому на току подготовим площадку,
Цветов принесём для почётных гостей
И речи закатим не хуже людей.
Звучит музыка, показываются слайды с живописными местами России.
2. Вступительное слово:
На протяжении некоторого времени, мы с вами,
дорогие ребята, путешествовали по родной стране,
на уроках окружающего мира, знакомились с её
географическим положением. А на уроках этики мы
говорили о бережном отношении к окружающей
среде.
И сегодня, выполняя разные задания во время
урока, мы бы все хотели увидеть ваше сердце, вашу
душу, соприкоснуться с вашими мыслями, с вашими
чувствами.
3. Небольшая разминка:
– Я предлагаю вам посмотреть слайды, на которых
изображена природа нашей страны и природа других
стран. Предлагаю проверить вашу
наблюдательность. На листочках запишите номер
слайда с изображением природы России. (Учитель
называет правильные ответы)
– А теперь, посмотрите на ваши столы, перед вами
лежат конверты. В них – приглашение переехать
жить в другую страну. За 3 секунды сделать этот
конверт своим.
– Почему вы так поступили?
– А как вы, думаете, чтобы я сделала с этим
конвертом?
(Учитель выслушивает ответы детей, говорит о том, что он тоже любит свою Родину и предлагает создать картину живописного уголка )
4. Основная часть урока:
– Сегодня мы работаем в центрах:
- Центр «Мир природы»
- Центр « Читайка»
- Центр « Художник»
- Центр « Юные таланты»
Руководитель каждого центра – родитель.
Задания для центра «Мир природы»:
На столах лежат листы, на которых написано,
какую пользу приносит тот или иной обитатель
мира природы.
Лежат картинки с изображением дерева, птицы,
насекомого, животного.
Дети должны найти соответствие между
описанием пользы и картинкой. Приклеить
описание на изображение.
Опыляют цветковые растения, важные почвообразователи: разрушители опавших листьев и хвои, отмершей древесины, навоза. Украшают нашу природу. (Насекомые)
Скрывают палящее солнце. А зимой укрывают от холодов и резкого ветра, заслоняют от снега. Воздух очищается. Опавшие листья и корни собирают влагу и отлавливают химические вещества, не давая им попасть в реки, озёра и водохранилища. Используются в строительстве, из них производят медикаменты, парфюмерию. (Деревья)
Распространяют семена растений, ограничивают их рост, численность насекомых. Они санитары природы, уничтожают вредителей сельского хозяйства. Из них получают продукты питания, сырьё для промышленности – пух, перо. (Птицы)
Расселяют и размножают растения, из них получают продукты питания, одежду и обувь. (Животные)
Задания для центра «Читайки»:
Работая над темой «Отношение к окружающей среде» ребята читали произведения в учебнике «Азбука нравственности» под редакцией Э. П. Козлова. 2007 г.
- С. Михалков. Событие.
- Н. Гребнев. Материнская любовь.
- Д. Всеславин. Зимняя сказка.
- И Токмакова. Живи, ёлочка.
- О. Юринина. О чём кричит сова.
- Г. Цыферов. Лосёнок.
- М. Черкасова. Они должны жить.
- Заклички.
На основании этих произведений составлен кроссворд:
1.Л Ю Б О В Ь
2. Л Е С
3. Р О Д И Н А
4. Е Л О Ч К А
5. Г Р Ы З У Н Ы
6. Л И С Т Ь Я
Задания для кроссворда:
- Какое чувство помогло лесному кулику, пережить страх и высидеть своих птенцов? (Любовь)
- Этот объект природы стройный и безмолвный, в наряде чистом из стихотворения Д. Всеславина «Зимняя сказка» (Лес)
- Место, где ты родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. (Родина)
- Сынишка лесника её спас и разодел. (Ёлочка)
- Чтобы помочь людям, прилетает сова и уничтожает их… (грызуны)
- Лосёнок и медведь ждали рождения в природе первых… (листья)
Задания для центра «Художник»:
Детям даётся творческое задание. Им раздаются
листочки с изображением контуров радуги, цветка,
капель дождя, солнышка. На какой образ похоже
слово «СПАСИБО»? Раскрасить рисунки.
Затем попросить детей объяснить, за что они могут
поблагодарить радугу, цветок, каплю дождя,
солнышко. И какие чувства, на их взгляд, могут
испытывать данные объекты природы.
Задания для центра «Юные таланты»:
Сценка «Разговор цветов»
Один человек – цветок, растущий на лугу или в лесу; другой – его сорванный собрат, стоящий в вазе. Дети должны придумать небольшую сценку-диалог между своими цветами о том, как им живётся.
На работу в центрах отводится 5 минут. Затем каждый центр делает отчёт.
Первые: «Читайка»
Вторые: «Мир природы»
Третьи: «Художники»
Четвёртые: «Юные таланты»
– Я благодарю всех за хорошую работу и предлагаю всем стать жюри. Вы знаете, что в нашем классе на уроке этики проходил конкурс на лучшее сочинение стихотворения о бережном отношении к окружающей среде. По условиям конкурса прошёл первый тур, были прослушаны все стихотворения и отобраны всего лишь три для финала. Сегодня мы прослушаем ещё раз и определимся в местах. Каждое стихотворение имеет свой номер. Проголосуйте один раз.
1. Любить природу нужно всем,
Она нам дарит жизнь.
Скворцы поют, ручьи текут,
И дышим без проблем.
Но если вдруг забудем мы,
О лесе, о траве,
О первых птицах по весне
Животных на земле.
То станет жизнь тогда страшна
И трудно будет тем
Живущим на планете – земля
Мне, тебе, нам всем.2. Чтобы землю сохранить
Нужно нам счастливым быть.
И природу сохранять
И зверей не обижать
И не рвать цветочки в поле
А земля наш общий дом
Вы подумайте о нём.3. Смотри! Какая красота
Тебя любовью окружает.
Вокруг леса, поля, луга.
Под солнцем речка засверкает.
Душистый воздух, пенье птиц.
Ковёр цветов до горизонта.
И удивительный тот мир
Природой нашей он зовётся.
И чтоб навеки нам, друзья,
Дарило счастье это чудо,
Мы будем вместе и всегда
Беречь её всегда и всюду.
5. Подводятся итоги. В это время ребята смотрят мультфильм « Волшебная палочка» СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ 1972 года. По окончанию, вручаются дипломы за 1, 2, 3 места.
6. Рефлексия:
- Я доволен собой, потому что…
- Я не доволен собой, потому что …
- Меня удивило…
- Я понял, что…