Урок по этике "Славься, Родина моя!"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Интериоризация знаний через личный опыт ученика, заключающийся в самостоятельном «открытии» этого знания через исследование его генезиса и структуры.
  • Создания убеждения, что все способны строить свои знания самостоятельно.
  • Воспитание патриотизма, любви к Родине, чувства собственного достоинства.

ХОД УРОКА

1. Ребята встречают гостей:

На праздник великий – обычай таков –
Далёких и близких зовём земляков,
Далёких и близких, друзей и соседей
Кто с поездом будет – за теми подъедим,
А кто на конях – у ворот повстречаем,
За сено, овёс и за все – отвечаем!
А кто на машине – ещё веселей,
Дорога – хоть боком катися по ней.
А если кто с неба пойдёт на посадку,
Тому на току подготовим площадку,
Цветов принесём для почётных гостей
И речи закатим не хуже людей.

Звучит музыка, показываются слайды с живописными местами России.

2. Вступительное слово:

На протяжении некоторого времени, мы с вами, дорогие ребята, путешествовали по родной стране, на уроках окружающего мира, знакомились с её географическим положением. А на уроках этики мы говорили о бережном отношении к окружающей среде.
И сегодня, выполняя разные задания во время урока, мы бы все хотели увидеть ваше сердце, вашу душу, соприкоснуться с вашими мыслями, с вашими чувствами.

3. Небольшая разминка:

– Я предлагаю вам посмотреть слайды, на которых изображена природа нашей страны и природа других стран.  Предлагаю проверить вашу наблюдательность. На листочках запишите номер слайда с изображением природы России.  (Учитель называет правильные ответы)
– А теперь, посмотрите на ваши столы, перед вами лежат конверты. В них – приглашение переехать жить в другую страну. За 3 секунды сделать этот конверт своим.
– Почему вы так поступили?
– А как вы, думаете, чтобы я сделала с этим конвертом?

(Учитель выслушивает ответы детей, говорит о том, что он тоже любит свою Родину и предлагает создать картину живописного уголка )

4. Основная часть урока:

– Сегодня мы работаем в центрах:

  • Центр «Мир природы»
  • Центр « Читайка»
  • Центр « Художник»
  • Центр « Юные таланты»

Руководитель каждого центра – родитель.

Задания для центра «Мир природы»:

На столах лежат листы, на которых написано, какую пользу приносит тот или иной обитатель мира природы.
Лежат картинки с изображением дерева, птицы, насекомого, животного.
Дети должны найти соответствие между  описанием  пользы и картинкой. Приклеить описание на изображение.

Опыляют цветковые растения, важные почвообразователи: разрушители опавших листьев и хвои, отмершей древесины, навоза. Украшают нашу природу.  (Насекомые)

Скрывают палящее солнце. А зимой укрывают от холодов и резкого ветра, заслоняют от снега. Воздух очищается. Опавшие листья и корни собирают влагу и отлавливают химические вещества, не давая им попасть в реки, озёра и водохранилища. Используются в строительстве, из них производят медикаменты, парфюмерию. (Деревья)

Распространяют семена растений, ограничивают их рост, численность насекомых. Они санитары природы, уничтожают вредителей сельского хозяйства. Из них получают продукты питания, сырьё для промышленности – пух, перо. (Птицы)

Расселяют и размножают растения, из них получают продукты питания, одежду и обувь. (Животные)

Задания для центра «Читайки»:

Работая над темой «Отношение к окружающей среде» ребята читали произведения в учебнике «Азбука нравственности» под редакцией Э. П. Козлова. 2007 г.

  • С. Михалков. Событие.
  • Н. Гребнев. Материнская любовь.
  • Д. Всеславин. Зимняя сказка.
  • И Токмакова. Живи, ёлочка.
  • О. Юринина. О чём кричит сова.
  • Г. Цыферов. Лосёнок.
  • М. Черкасова. Они должны жить.
  • Заклички.

На основании этих произведений составлен кроссворд:

1.Л Ю Б О В Ь
2.    Л  Е С
3.         Р О Д И Н А
4.         Е Л О Ч К А
5.         Г Р Ы З У Н Ы
6.     Л И С Т Ь Я

Задания для кроссворда:

  • Какое чувство помогло лесному кулику, пережить страх и высидеть своих птенцов? (Любовь)
  • Этот объект природы стройный и безмолвный, в наряде чистом из стихотворения Д. Всеславина «Зимняя сказка» (Лес)
  • Место, где ты родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. (Родина)
  • Сынишка лесника её спас и разодел. (Ёлочка)
  • Чтобы помочь людям, прилетает сова и уничтожает их… (грызуны)
  • Лосёнок и медведь ждали рождения в природе первых…  (листья)

Задания для центра «Художник»:

Детям даётся творческое задание. Им раздаются листочки с изображением контуров радуги, цветка, капель дождя, солнышка. На какой образ похоже слово «СПАСИБО»? Раскрасить рисунки.
Затем попросить детей объяснить, за что они могут поблагодарить радугу, цветок, каплю дождя, солнышко. И какие чувства, на их взгляд, могут испытывать данные объекты природы.

Задания для центра «Юные таланты»:

Сценка «Разговор цветов»

Один человек – цветок, растущий на лугу или в лесу; другой – его сорванный собрат, стоящий в вазе. Дети должны придумать небольшую сценку-диалог между своими цветами о том, как им живётся.

На работу в центрах отводится 5 минут. Затем каждый центр делает отчёт.

Первые: «Читайка»
Вторые: «Мир природы»
Третьи: «Художники»
Четвёртые: «Юные таланты»

– Я благодарю всех за хорошую работу и предлагаю всем стать жюри. Вы знаете, что в нашем классе на уроке этики проходил конкурс на лучшее сочинение стихотворения о бережном отношении к окружающей среде. По условиям конкурса прошёл первый тур, были прослушаны все стихотворения и отобраны всего лишь три для финала. Сегодня мы прослушаем ещё раз и определимся в местах. Каждое стихотворение имеет свой номер. Проголосуйте один раз.

1. Любить природу нужно всем,
Она нам дарит жизнь.
Скворцы поют, ручьи текут,
И дышим без проблем.
Но если вдруг забудем мы,
О лесе, о траве,
О первых птицах по весне
Животных на земле.
То станет жизнь тогда страшна
И трудно будет тем
Живущим на планете – земля
Мне, тебе, нам всем.

2. Чтобы землю сохранить
Нужно нам счастливым быть.
И природу сохранять
И зверей не обижать
И не рвать цветочки в поле
А земля наш общий дом
Вы подумайте о нём.

3. Смотри! Какая красота
Тебя любовью окружает.
Вокруг леса, поля, луга.
Под солнцем речка засверкает.
Душистый воздух, пенье птиц.
Ковёр цветов до горизонта.
И удивительный тот мир
Природой нашей он зовётся.
И чтоб навеки нам, друзья,
Дарило счастье это чудо,
Мы будем вместе и всегда
Беречь её всегда и всюду.

5. Подводятся итоги. В это время ребята смотрят мультфильм « Волшебная палочка» СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ 1972 года. По окончанию, вручаются дипломы за 1, 2, 3 места.

6. Рефлексия:

  • Я доволен собой, потому что…
  • Я не доволен собой, потому что … 
  • Меня удивило…
  • Я понял, что…