Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме и подготовиться к контрольной работе.
Задачи урока:
- Проверить глубину, прочность, осознанность полученных знаний, умение их применять.
- Повторить написание уравнений химических реакций, расстановку коэффициентов и основные типы химических реакций.
- Закрепить умения учащихся проводить эксперимент, наблюдать, делать выводы.
Форма урока: игра. Класс делится на шесть команд. Выбирают капитана.
Ход урока
1. Организационный момент. Презентация. Слайд 1.
2. Слайд 2. Блиц опрос.
- Слайд 2. Какие явления называются физическими.
- Слайд 3. Какие явления называются химическими.
- Слайд 4. Что называется химическим уравнением.
- Слайд 5. Сформулируйте закон сохранения масс веществ.
- Слайд 6. Экзотермические реакции.
- Слайд 7. Эндотермические реакции.
- Слайд 8. Какие вещества называются простыми.
- Слайд 9. Какие вещества называются сложными.
Команда получает за правильный ответ 1 балл.
3. Слайд 10. Закрепление Конкурс. Физические и химические явления.
Во время работы звучит музыка.
Каждой команде выдается карточка с перечнем различных химических и физических явлений. Учащимся необходимо сделать выбор.
А. Плавление парафина.
Б. Свечение электрической лампочки.
В. Кристаллизация воды.
Г. Ржавление железа.
Д. Перегонка нефти.
Е. Горение древесины.
Ж. Возгонка йода.
На данный конкурс дается 5минут времени, максимальное количество баллов – 7.
Слайд 11. Проверка работ.
4. Слайд 12. Конкурс. Как очистить воду.
Предложить способы разделения смеси веществ: раствора сульфата меди, смеси речного песка и воды, смеси масла и воды.
На подготовку отводится 3 минуты и команды выступают с ответом.
Максимальное число баллов – 4.
Проверка.
5. Слайд 13. Физкультминутка.
6. Слайд 14. Конкурс. Капитанов.
Капитан каждой команды получает задание. Составить уравнение реакции по схеме, указать ее тип, расставить коэффициенты. На подготовку 5минут.
- Гидроксид алюминия + серная кислота → сульфат алюминия + вода.
- Гидроксид натрия + соляная кислота → хлорид натри + вода
- Хлорид бария + серная кислота → сульфат бария + соляная кислота.
- Гидроксид железа (111) → оксид железа (111) + вода.
Максимальное число баллов – 3.
7. Слайд 15. Пока капитаны готовятся проводится конкурс “Кто быстрее?” Задаются вопросы и та команда, которая быстрее ответит на вопрос получает дополнительный балл.
- Реакция соединения.
- Реакция разложения.
- Реакция обмена.
- Реакция замещения.
- Карбонат калия.
- Соляная кислота.
- Сульфат меди (11).
- Гидроксид железа (111).
- Высшая степень окисления серы.
- Низшая степень окисления углерода.
- Степень окисления натрия в оксиде натрия.
- Степень окисления водорода в гидриде калия.
Слайд 16. Проверка конкурса капитанов.
8. Слайд 17–18. Практикум. 5 баллов.
Инструкция:
1. Осуществить химическую реакцию:
FeCl3 + NaOH = NaCl + Fe(OH)3
Определить тип, признак реакции ,расставить коэффициенты.
2. Осуществить химическую реакцию:
HCl + Zn = ZnCl2 + H2
Определить тип, признак реакции ,расставить коэффициенты.
Проверка.
10. Слайд 19–20. Самостоятельная работа. Расставить коэффициенты.
Карточка
Вариант 1.
Fe + O2 > Fe3O4
Zn + CUCI2 > ZnCI2 + CU
Ba(OH)2 +P2O5 → Ba3(PO4)2 + H2O
H2SO4 + NaOH → Na2SO4 + H2O
Вариант 2.
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu
4Li + O2 = 2Li2O
3AgNO3+ K3PO4 = 3KNO3+ Ag3PO4
2KClO3 = 2KCl + 3O2
Расставить коэффициенты в схемах реакций, указать тип каждой реакции, написать название каждого вещества. 5минут. 8баллов.
Проверка.
11. Слайд 20. Подведение итогов.
12. Слайд 21. Д.З.
Презентация. Слайд 22.