Методическая разработка урока химии с презентацией "Газообразные вещества"

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цели урока:

  • Обучающие: Актуализировать и систематизировать знания учащихся о газообразных веществах, способах их получения и применении.
  • Развивающие: Способствовать формированию информационной культуры.
  • Воспитательные: Способствовать формированию коммуникативной культуры.         

Вид используемых на уроке средств ИКТ: Презентация.

Единая коллекция ЦОР:

Конспект урока

1. Организационный этап

Постановка целей.

2. Этап актуализации  знаний

Учитель: Большинство веществ в зависимости от условий могут находиться в одном из трех агрегатных состояниях: газообразном, жидком, твердом. В газовой фазе расстояние между молекулами или атомами во много раз превышает размеры самих частиц. Газы не имеют собственного объёма и формы. Газы легко сжимаются. Если взять: 1 моль азота N2 (28 г), 1 моль кислорода О2 (32 г), 1 моль углекислого газа СO2 (44 г), 1 моль водяных паров Н2О (18 г) при одинаковых условиях, например нормальных (0º С и давление 760 мм рт. ст., или 101,3 кПа), то окажется, что один моль любого из газов займет один и тот же объем, равный 22,4 л.

Вспомните, какой закон выполняется для газов? Сколько молекул содержит один моль любого газа при нормальных условиях?

Ученик: Закон Авогадро: в равных объемах различных газов при одинаковых условиях содержится одинаковое число молекул.

Учитель: Давайте, вспомним задачи с использованием молярного объёма. Какой объём при нормальных условиях занимают 2 моль любого газа?

Ученик:  2 моль любого газа при н.у. занимают объём 44,8 л

Учитель: Какой объём при нормальных условиях занимают 7г азота N2?

Учащийся решает задачу.

Ученик: 7 г азота при нормальных условиях занимают объём 5,6 л.

Учитель: Благодаря большому расстоянию между молекулами любые газы смешиваются друг с другом в любых соотношениях. Назовите важнейшие природные смеси газов. Каков их состав?

Ученик: Воздух (21% кислорода, 78% азота, благородные газы, углекислый газ), природный газ (90% метана и другие углеводороды).

Учитель: При изучении химии, вы познакомились со свойствами некоторых газов, узнали способы их получения, собирания и распознавания. На сегодняшнем уроке вам предстоит вспомнить, как в лабораторных условиях получают водород, кислород, углекислый газ, аммиак и этилен; как собирают и распознают эти газы. По ходу изучения материала вы должны заполнить таблицу:

Признаки сравнения

Водород

Кислород

Аммиак

Углекислый газ

Этилен

Формула

 

 

 

 

 

Физические свойства

 

 

 

 

 

Получение

 

 

 

 

 

Качественная реакция

 

 

 

 

 

Применение

 

 

 

 

 

Учитель: Водород. Охарактеризуйте его физические свойства. Как можно его получить?

Ученик: Это самый легкий газ, не имеет цвета, запаха и вкуса.

Учитель: В лаборатории его получают чаще всего в аппарате Киппа взаимодействием цинка с соляной кислотой.

Учащиеся записывают уравнения химических реакций получения водорода:

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

С + Н2О = СО + Н2

Демонстрация получения водорода (используются ресурсы Единой коллекции ЦОР): http://files.school-collection.edu.ru

Учитель: Водород собирают в перевернутый вверх дном сосуд. Распознают его так: к отверстию перевернутого вверх дном сосуда подносят зажженную лучину. Раздается глухой хлопок, если водород чистый или «лающий» звук, если водород содержит примеси. Водород  с воздухом образует взрывчатую смесь - «гремучий газ».

Демонстрация взрыва водорода (используются ресурсы Единой коллекции ЦОР): http://files.school-collection.edu.ru

Используя слайд 9, учащиеся описывают области применения водорода.

Учитель: Кислород – газ, содержание которого в атмосфере составляет 21%. Какими физическими свойствами он обладает?

Ученик: Бесцветный, не имеющий запаха газ, который плохо растворяется в воде.

Учитель: В лаборатории кислород получают разложением перманганата калия KMnO4 или пероксида водорода H2O2 .

Демонстрация опытов получения кислорода разложением перманганата калия (видеоролик, слайд 13).

Учащиеся записывают уравнения химических реакций получения кислорода:

2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + О2 ↑;

2H2O2 = 2Н2О + О2 ↑ .

Учитель: Как можно собрать кислород и доказать его наличие?

Ученик: Кислород собирают в сосуд вытеснением воздуха, потому что он тяжелее воздуха. Кислород собирают методом вытеснения воды, так как он малорастворим в воде. Распознают кислород по вспыхиванию, внесенной в сосуд с этим газом, тлеющей лучинки.

Используя слайд 11, учащиеся описывают области применения кислорода.

Учитель: Перечислите физические свойства углекислого газа, как его получить и распознать?

Ученик: Углекислый газ или оксид углерода (IV) СО2 – бесцветный, не имеющий запах газ. Он тяжелее воздуха. Растворим в воде. В лаборатории углекислый газ получают действием соляной кислоты на карбонат кальция: СаСО3+2НСL=CaCl2+H2O+CO2

Углекислый газ можно распознать по помутнению известковой воды или с помощью горящей лучинки.

CO2+Ca(OH)2=CaCO3+H2O

CaCO3+CO2+H2O=Ca(HCO3)2

Демонстрация видеоопыта «Получение углекислого газа» (используются ресурсы Единой коллекции ЦОР): http://files.school-collection.edu.ru

Учитель: В промышленности углекислый газ получают обжигом известняка:

CaCO3 = СаО + СО2

Используя слайд 14, учащиеся описывают области применения углекислого газа.

Учитель: Давайте вспомним, как получают аммиак, какими физическими свойствами он обладает и как его распознать.

Демонстрация видеоопыта «Получения аммиака»: http://files.school-collection.edu.ru

Ученик: Аммиак NH3 – газ с резким запахом, бесцветный, хорошо растворим в воде.

В лаборатории аммиак получают взаимодействием щелочей с солями аммония:

NH4Cl + NaOH = NaCl + H2O + NH3

Еще аммиак можно распознать по изменению окраски влажной лакмусовой бумажки.

Учитель: Запишите уравнение реакции получения аммиака в промышленности, укажите, что реакция обратимая и условия, при которых она протекает: катализатор, высокие температура и давление.

3H2 + N2 = 2NH3

Так как аммиак легче воздуха, то его следует собирать, так же как и водород – в перевернутую вверх дном пробирку.

Используя слайд16, учащиеся описывают области применения аммиака.

Учитель: На уроках органической химии вы познакомились с газом этиленом С2Н4. Этилен – газ без цвета и запаха. В промышленности его получают дегидрированием этана:

СН3−СН3  →  СН2=СН2 + Н2.

Реакция протекает в присутствии катализатора и при высокой температуре.

В лаборатории этилен получают двумя способами: деполимеризацией полиэтилена или каталитической дегидратацией этилового спирта:

(–СН2–СН2–)n → nСН2 = СН2

С2Н5ОН → С2Н4 + Н2О.

Как можно собрать этилен? Как доказать его наличие?

Ученик: Этилен тяжелее воздуха, поэтому его можно собрать вытеснением воздуха. Распознают этилен по обесцвечиванию подкисленного раствора перманганата калия или бромной воды.

Демонстрация видеоопыта получения этилена реакцией дегидрирования этилового спирта и распознавание этилена обесцвечиванием подкисленного раствора перманганата калия. (используются ресурсы Единой коллекции ЦОР): http://files.school-collection.edu.ru

СН3–СН3 →  СН2=СН22

С2Н5ОН → С2Н42О

С2Н4+Вr2 → C2H2Br2

Учащиеся записывают уравнения реакций.

Используя слайд 18, учащиеся описывают области применения этилена.

Итогом работы учащихся на уроке является заполненная таблица (слайд 20).

Для закрепления:

  • Осуществите превращения: перманганат калия  →  кислород  → вода  → водород →  аммиак  → водород →  этилен  → углекислый газ

Учащиеся выполняют задание в тетради.

4. Этап информации о домашнем задании § 8 «Химия-11» упр. №3, 4.

5. Этап рефлексии