Цель урока: Познакомить учащихся с творчеством великого летописца русской истории В.И. Сурикова.
Задачи:
- Сформировать представление об историческом жанре в живописи.
- Создание атмосферы восприятия произведений В.И. Сурикова, дать основные сведения об истории создания наиболее известных полотен о творчестве художника, некоторых моментах его жизни.
- Развитие способностей к анализу выразительных средств живописи на примере картин В.И. Сурикова.
- Воспитание у учащихся чувства понимания особого содержания искусства, хранимого художественной культурой человечества.
Оборудование: презентация «Творчество В.И.Сурикова «Историческая тема в живописи», мультимедийный проектор, компьютер
Ход урока.
«Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства, она же дала мне дух, и силу и здоровье…
Я всегда одним глазом гляжу в Сибирь…
Среди ее приволья и тишины я запасаюсь новыми силами для своих работ».
В.И. Суриков
Исторический жанр - один из важнейших в изобразительном искусстве. Он объединяет произведения, в которых запечатлены значительные исторические события, герои прошлого.
Художник – мыслитель, наделенный могучим талантом, Василий Иванович Суриков вошел в историю русского искусства, прежде всего как исторический живописец. В своих произведениях он показал историю «творимую и движимую самим народом», в противоречивых явлениях раскрыл её закономерный объективный характер.
В.И. Суриков родился 12 января 1848 года в городе Красноярске, в семье потомственных казаков, пришедших с Ермаком с Дона ещё в 16 веке, чтобы отвоевать Сибирь у татарского хана Кучума. Жила семья в двухэтажном доме на Благовещенской (Ленина) улице. Отец Иван Васильевич служил регистратом в суде, а мать Прасковья Федоровна (до замужества Торгашина) управляла домам. Жили Суриковы тихо, вечерами отец любил петь старинные казачьи песни, аккомпанируя себе на гитаре, мать художника грамоте не была обучена, но она обладала богатой фантазией и сама придумывала узоры для вышивки ковров, и шалей, часто вплетала в узор увиденные в природе мотивы.
С детства Василий восхищался величественной природой Сибири. Он говорил «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства; она же дала мне дух, и силу, и здоровье». Суриков начал рисовать уже в раннем детстве. Он пробовал рисовать всем, что попадалась ему под руку в четыре года гвоздем на стульях. Позже он начал рисовать угольком или карандашом на бумаге. Художник вспоминал «Мне шесть лет, помню, было – я Петра Первого с черной гравюры с рисовал угольком, а краски от себя: мундир – синькой густо разведенной, а отвороты – красным, давленной брусникой».
В 1858 году Суриков пошел в школу, где и познакомился с учителем рисования Николаем Васильевичем Гребневым, этот человек сумел уловить искорки будущего гения. Он горячо поверил в Сурикова и помог ему оформиться и развиться. И настаивал на том, чтобы после окончания школы Суриков поехал учиться в Петербургскую Академию художественных Искусств.
Гребнев учил наблюдать, думать и, самое главное, видеть и любить красоту. Он мог часами рассказывать ученикам о картинах Иванова, Брюллова, Боровиковского, Федотова, Айвазовского. А когда Николай Васильевич впервые показал одиннадцатилетнему Сурикову репродукции знаменитых итальянских и русских художников, для него открылся новый, полностью захвативший его мир. Учитель заставлял делать копии с гравюр старых мастеров, внимательно и серьезно воспитывал художественный вкус ученика, приучал его понимать и ценить красоту композиции, прекрасную форму.
17 февраля 1859 года умер отец художника, что тяжело отразилось на положении семьи. Которой была назначена пенсия около трех рублей, пришлось сдать верхний этаж жильцам. Снял его командир енисейского казачьего полка Иван Иванович Корх, женатый на дочери красноярского губернатора Замятина. Но и этих денег не хватало. Мать брала заказы на вышивку и плетение кружев. Но все-таки настаивала не том, что бы сын продолжил обучение.
Прасковья Федоровна держала детей в строгости – ничего нельзя было сделать и никуда пойти без ее разрешения. По вечерам сестра Катя с матерью вышивали при свечах в пяльцах, а Василий Иванович покончив с уроками, играл на отцовской гитаре или рисовал. Весной 1861 года Суриков с отличными отметками оканчивает школу и по желанию матери поступает в Красноярское губернское правление писцом, Василий Иванович потом рассказывал «Очень я по искусству тосковал». Однажды на деловой бумаге он нарисовал муху и так точно, что столоначальник решил сыграть шутку и подложил эту бумагу на стол губернатора. Замятин, проходя мимо стола, заметил муху и машинально смахнул её рукой. Возвращаясь обратно, снова увидел муху на том же самом месте. Опять взмахнул рукой, а муха – сидит! Тут губернатор заметил, что муха нарисована. Он вызвал столоначальника и выяснил, что нарисовал муху писец Суриков. Пригласив к себе, Сурикова губернатор предложил ему давать уроки рисования свой младшей дочери.
В 1866 году Василий совершает первую поездку в Минусинский округ. Она была связана с посещением сестры Екатерины и ее мужа Сергея Виноградова, которые жили в селе Тесь, где он написал 15 картин, но до нас дошла только одна «Тесинская церковь». Весной 1868 года в красноярский дом Суриковых пришла печальная весть – 20 марта умерла Катя.
Замятин отправляет работы Сурикова в Петербург, в Академию художеств. Через несколько месяцев пришел ответ, что Академия согласна взять его в число учеников, но на содержание и дорогу средств отпустить не могут. Все расходы взял на себя золотопромышленник Петр Иванович Кузнецов.
Для поступления в Академию Искусств в 1868 году Суриков отправился в Петербург. Где после экзамена ему было объявлено, что он не принят, и его рисунок не годиться, а так же что он не умеет рисовать…
Суриков знал, что преодолеет все трудности. Он поступил в школу рисования при Обществе поощрения художеств, где с упорством и неутомимостью изучал анатомию. В начале сентября 1869 года он блестяще выдержал экзамен, пройдя за три месяца трехгодичный курс обучения, поступает в Академию, Суриков жадно учиться, старательно выполняет программы. И в 1870 году он начинает самостоятельно работать над первой своей собственной картиной «Вид памятника Петру Первому на Сенатской площади в Петербурге». На ней изображен Исаакиевский собор и памятник Петру Великому в лунном свете, глядя на эту картину, вспоминаются строки из произведения А.С. Пушкина «Медный всадник».
«И озарен луною бледной,
Простерши руки в вышину,
За ним несется всадник медный
На звонко-скачущем коне»…
Картина удалась, работа на осенней выставке Академии выдвинула Сурикова в первый ряд молодых живописцев. Эта работа привела в восторг Петра Ивановича Кузнецова и была им куплена. Картина известна в двух вариантах, первый находится в Красноярской художественной галерее, второй в Государственном Русском музее.
В 1873 года Суриков едет в Минусинск, в Узун-Джул чтобы поправить свое здоровье. Где пишет серию работ с натуры: «Два всадника», «Карым-подпасок и каменная баба», «Минусинская татарка», «Мурза. Село Аскизское», «Оседланный конь», «Минусинская степь». Неотъемлемой частью художественного образа картин становиться пейзаж. В них художник стремиться передать не внешние приметы пейзажа, а его суть, видя в степи, прежде всего величественность бескрайнего простора её вольную суровую красоту.
4 ноября 1874 года Суриков получает аттестат и едет в Москву, для того чтобы выполнить выгодный заказ на роспись четырех панно на тему «Вселенские соборы» в только что выстроенном храме Христа Спасителя. Он очарован столицей старой и остается там, на постоянное жительство. Москва воодушевляла его. Вот как сам художник вспоминает об этом «И вот, однажды иду я по Красной площади, кругом ни души. Остановился недалеко от Лобного места, засмотрелся на очертания Василия Блаженного, и вдруг в воображении вспыхнула сцена стрелецкой казни, да так ясно, что даже сердце забилось». И все же не казнь, а её ожидание, обнажающее характеры, а через них саму суть страшной народной трагедии изобразил Суриков в первом значительном произведении, написанном после окончании Академии «Утро стрелецкой казни». В этой картине противопоставлены две уверенные в своей правоте силы старая уходящая Русь в образе стрельцов и новая нарождающаяся в лице Петра и его окружения художник убедительно показал закономерность обреченности стрельцов.
Вглядитесь в картину. Над городом встает осенний рассвет. Утренний голубоватый туман стелется по земле. На фоне бледно сероватого неба выступает величественный контур собора Василия Блаженного.
На площади стоят телеги, в которых сидят приговоренные к смерти стрельцы. В руках у них зажженные погребальные свечи. Они одеты в белые полотняные рубахи и прикованы цепями к телегам, со всех сторон окружены толпой матерей, жен и детей осужденных.
Безысходное горе затопило весь передний край картины. Подавленны горем близкие стрельцов. Совершенно противоположны женским персонажам сами осужденные – стрельцы. Истомленные пытками и допросами побежденные, но не сдавшиеся, они готовятся встретить смерть с твердым сознанием правоты своего дела. На их лицах неутоленная злоба. В их глазах – грозный и гордый огонь.
У кареты австрийского посланника как раз на дороге, ведущей к виселицам, видна фигура Петра. Он верхом на белой лошади. Царь лично руководит казнью.
… Казнь вот-вот начнется. Жутью веет от виднеющихся в дали черных силуэтов виселиц. Застыли в напряженном ожидании войска царя. В этой картине художник торжественность последних минут, а совсем не казнь.
В 1881 г. Суриков вступил в члены товарищества передвижных художественных выставок и с того времени постоянно является на них со своими картинами. Главные из этих картин: "Утро стрелецкой казни при Петре Великом", "Меншиков в Березове", "Боярыня Морозова", "Взятие снежного городка, из сибирского быта", "Ермак" и "Переход Суворова через Альпы".
Почти сразу же после окончания картины «Утро стрелецкой казни» Суриков начал работу над второй крупной картиной.
Судьба сподвижника Петра I Александра Меньшикова заинтересовала художника, и он начинает работу над полотном «Меньшиков в Березове» (1883г.). Суриков изобразил только один эпизод из яркой биографии Александра Даниловича. В падении всесильного «временщика» он увидел и сумел передать не только большую личностную трагедию человека, но и конец петровской эпохи.
Вглядитесь в репродукцию маленькая, тесная, бревенчатая изба Меньшиков – властный старик с суровым видом и гордой осанкой, сидит за небольшим столом в окружении своих детей. Тяжкие раздумья, угрюмость, ожесточение читаем мы на лице Меньшикова. Его окружают трое детей. Укутанная в темную шубу, приникнув к отцу, сидит на низкой скамеечке его старшая дочь Мария, бывшая невеста императора Петра II. Больная, с нежным, почти бескровным лицом. Не ссылка надломила эту красавицу, она жертва безмерного честолюбия своего отца.
На её бледном хрупком и глубоко меланхоличном лице проступает предчувствие скорого конца.
У дальней уходящей в глубину картины, стороны стола сидит сын опального князя. Устало, подперев рукой свою голову и опустив глаза, он машинально движение пальца левой руки отколупывает заставший на подсвечнике воск. Лицо этого пятнадцатилетнего «обер-камергера» полно грусти.
С правой стороны стола сидит, внимательно склонившись над книгой, младшая дочь Дарья. Сразу бросается в глаза молодое розовое лицо и светлые волосы чернобровой девушки. Нарядна и ярка её одежда – остатки былой роскоши. Оттенок печали заметен на цветущем лице, но в фигуре чувствуется порыв, юная энергия.
В 1884 году Суриков осуществляет свой замысел, который возник еще три года назад, он пишет историческое полотно «Боярыня Морозова» (1887г.).
Боярыня Морозова была воспринята современниками как огромное событие в русском искусстве. В своей картине Суриков изобразил тот момент, когда Морозову, скованную кандалами и наручниками, в убогих дровнях, не прикрытых даже рогожей, под караулом стрельцов везут по московским улицам, и она в последний раз прощается с народом. Фигура «боярыни» служит центром картины. Темная, суровая, она вся горит внутренним огнем, но это огонь, который только сжигает, а не светит. Изможденное, когда-то красивое лицо, впалые глаза её как раскаленные черные угли горят из-под её полу монашеской шапки и черной фаты, полуоткрытый криком рот, это лицо внушает страдание, оно захватывает душу, и во всех чертах – сильно отмеченное ударом суровой кисти несложное выражение фанатизма. Все тело словно приподнимается с соломы. Она высоко поднимает в воздух руку с двуперстным сложением, символ старой веры этим знамением старообрядства. Есть нечто великое в человеке, идущем сознательно на гибель за то, что он считает истиной.
Все три полотна приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым.
В 1888 году после смерти жены художник возвращается в Красноярск, где начинает опять писать. Одна за другой рождаются его сибирские работы. Особое место в творчестве Сурикова заняли портреты: «Сибирская красавица Портрет Екатерины Рачковской», «Потрет Александры Ивановны Емельяновой». Написанные с конкретной натуры, они не воспринимаются просто как портреты. Художник увидел в них нечто общее и большее – русскую народную красоту. Суриков создал целую галерею прекрасных женских образов. «Женские лица я очень любил, - говорил художник М.Волошину, - непопорченные ничем, нетронутые. В провинции еще попадаются такие».
У Сурикова созревает решение запечатлеть на полотне ту неуемную и крепкую сибирскую жизнь. И в 1891 году он пишет единственную жанровую картину «Взятие снежного городка», в которой художник стремиться передать сам дух старинной народной игры на масленицу. Написанную в звучных ярких тонах картина полна движения, задора, удали и веселья. Центральная фигура картины – казак, штурмовавший городок. Конь его вломился в снежную стену, комья снега летят из-под копыт, и глаз дико косится. А за всадником сомкнулся стоявший в два ряда молодой народ. Смеются, кричат, машут хворостинами.… Только на воздухе написанные могут быть так отчетливы, так свежи лица, так убедительны движения. С отпрянувшего мальчишки свалилась шапка и, еще теплая, лежит на снегу. А снег обладает множеством оттенков: где-то справа - желтоватый, слева - сероватый, переходящий в голубизну. И, как всегда в пасмурный день, в слепящей цветовой игре снега угадывается невидимое за облаками солнце.
А как насыщен колорит на открытом воздухе и до чего ярок! Кошева крыта мохнатым тюменским ковром, и цветы на нем – голубые, розовые, сини, - большие зеленые, перистые листья, яркость цветов радует глаз.
В 1890 году Суриков приезжает на озеро Шира для новых творческих поисков «Тройка на озере Шира», «Акварели с кремневых ружей». Создает много различных бытовых и портретных зарисовок. Здесь зарождается тема героизма и силы, которая станет главной в следующем сюжете из русской истории, опять подсказанным Сурикову Сибирью. Это поражающая эпическим величием картина «Покорение Сибири Ермаком» (1895 г.) изображающая знаменательное событие - столкновение двух стихий, в результате которого к России была присоединена огромная территория – Сибирь. Суриков поднялся на необычайную даже для него высоту исторического прозрения. Художник говорил, что композиция картины была им продумана и решена до того, как он ознакомился с летописным изложением события. «А я ведь летописи не читал. Она (картина) сама мне так представилась две стихии встречаются. А когда я, потом уж, Кунгурскую летопись начал читать, вижу совсем как у меня. Совсем, похоже. Кучум ведь на горе стоял. Там у меня скачущие». Картина знаменует собой вершину творческого подъема художника.
В «Ермаке» черты народных характеров Суриков возвел до степени эпического величия. Работая с натуры над лицами хакасов и остяков, Суриков открыл поразительный закон красоты «Пусть нос курносый, пусть скулы, - а все сгармонировано. Это вот и есть то, что греки дали - сущность красоты. Греческую красоту можно и в остяке найти». Репин писал по поводу «Ермака» «Впечатление от картины так неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка».
После окончания одной работы художник начинает другую «Переход Суворова через Альпы» в 1899 году появилась новое произведение. Картина посвящена прославлению мужества, силы, широкой и беззаветной удали русских людей, Суриков показал, что в этом славном альпийском походе действовал тот же русский народ, который во главе с Ермаком завоевал и освоил Сибирь или радовался у ворот снежного «городка». На полотне мы видим вечные льды, просвечивающие сине-зеленые толщи. По снегу с кручи сползали с пушкой солдаты, стараясь придержать скольжение растопыренными локтями; один лег на бедро, другой, присев, уперся пятками в отрог. Все отчаянно сопротивлялись и все же ползли и катились вниз. Фигуры солдат и лица написаны сильно и убедительно. Так же убедителен был ужас на лице черноусого солдата. Нижняя часть его туловища ушла от глаз зрителя, и это передает ощущение страшного притяжения пропасти. Солдат, закрывший лицо плащом, и старик, истого крестятся, а над ними два молодых смеющихся солдата с обожание смотрят на полководца. С левой стороны холста, чуть отступая от катящейся низ толпы, Суриков изображает Суворова, чуть пригнувшегося в седле полководца, а чуть ниже изображен казак, он держит под уздцы коня, который убран до половины, что бы он ни мешал общему ритму движения. Он трактует этот легендарный поход, прежде всего как народный подвиг. Художнику удалось хорошо передать в лицах, позах и жестах спускающихся по обледенелому обрыву солдат борьбу мужественного сознания долга с естественным человеческим страхом.
Одной из последних крупных работ В.И. Сурикова была картина «Степан Разин» над ней художник работал в течение 10 лет. Картина на выставках появилась в 1906 году, но художник остался ей, не доволен и три года собирает материал по данной теме. В результате в 1910 году он полностью переделал картину, сделав её более полной и гармоничной.
С 1910 по 1913 год Василий Иванович работает над картиной «Посещение царевной женского монастыря». Перед нами внутренность старинной церкви, низенькой тесной и темной. Между двумя рядами монахинь проходит царевна. Многие лица мы видим, полны жизни и характерности. Выражение обыденности на лицах женщин окружающих царевну, ещё более подчеркивают мечтательное настроение царевны, задумчивое выражение её лица. Эта отмеченная глубоким миризмом картина Сурикова была последней в его творчестве.
В 1913 году художник написал свой автопортрет, где изображает себя погрудно, на нейтральном фоне, без намеков на свою профессию. Все внимание сосредоточенно на простом, типично русском скулистом лице. Не восторженные чувства, а опыт жизни и пытливость ума читаются в проницательном взгляде; за внешней скромностью и сдержанностью вырастает личность, яркая, сильная, темпераментная. Таким знали и любили В.И. Сурикова его современники.
19 марта 1916 года после продолжительной болезни художник умер.
Подводя итог всему творчеству Василия Ивановича Сурикова, можно смело сказать - он был одним из немногих русских художников, который встал в ряд с величайшими гениями мировой живописи. Как всякий большой художник, уходя из жизни, он оставил нам, как зовет свое искусство, рожденное любовью к Родине и народу, высоким взыскательным талантом и мастерством.
Литература:
- Волошин М.А. «В.И.Суриков: Материалы для биографии» // Волошин М.А. Лики творчества. Л.: Наука, 1989 г.
- Из собрания государственной Третьяковской галереи // автор – составитель Л.А. Большакова. Москва « Изобразительное искусство», 1985 г.
- Кончаловская Н.П. «Дар бесценный» Красноярское книжное издательство, 1978 г.
- http://www.peoples.ru/art/painter/surikov/index.html
- http://region.krasu.ru
- http://www.narodinfo.ru/articles/43034.html
- http://gallery.lariel.ru/inc/ui/painter.php?id=52 Журнал "Художественная галерея" № 52
- http://www.mad-love.ru/hudozh.php?item=610
- http://www.mad-love.ru/hudozh.php?grp=11&page=1
- http://artsurikov.ru/kartina/1.php