Огромная компьютерная сеть, связывающая между собой десятки миллионов компьютеров, - Интернет, - представляет практически неограниченные возможности использования персонального компьютера в различных сферах человеческой деятельности. Это может быть и проведение свободного времени (переписка, компьютерные игры, участие в конференциях, поиск и чтение интересующей информации и т.д.), и профессиональная деятельность (переговоры, обмен информацией, реклама, заключение сделок и т.д.), и образование. При этом одним из несомненных удобств является возможность работы практически "не выходя из дома". Обучаясь иностранному языку, например, учащийся может выполнять задания и упражнения, содержащиеся в документах на узлах Интернета, переписываться с помощью электронной почты на изучаемом языке, участвовать в виртуальных клубах - телеконференциях, обмениваться текстовыми сообщениями в режиме реального времени, говорить по телефону, слушать радиопередачи, смотреть видеоролики, т.е. применять любые виды информации. При этом используются такие достоинства Интернета, как оперативность передачи информации на любые расстояния, возможность доступа к отдаленным источникам информации, интерактивность возможность быстрой обработки связи и диалогов, поиск с помощью поисковых систем и самостоятельно, перенос полученных материалов на собственный компьютер, работа с ними, хранение в памяти компьютера в течении необходимого времени.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:
- изучение лексики;
- отработку навыков чтения и аудирования;
- обучение диалогической и монологической речи;
- обучение письму;
- отработку грамматических явлений.
Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д. На уроках английского языка с помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.
Однако нельзя забывать о том, что Интернет – лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.
Информация о том, в каком объеме могут привлекаться Интернет ресурсы на уроках, дается в разработанных на основе федерального закона «Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах» [3]. Учащиеся 1х классов – 10 минут, 2 – 5 классов – 15 минут, 6 – 7 классов – 20 минут, 8 – 9 классов – 20 минут, 10 – 11 классах – на первом уроке 30 минут, на втором уроке – 20 минут. Перерыв между занятиями должен быть не менее 10 минут.
Обучение чтению.
Интернет - превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Таким образом, можно с помощью Интернет превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников - в первоклассных репортеров.
Такой вид деятельности подойдет для старших классов, так как включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации, беглую речь.
Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы. The Washington Post (www.washingtonpost.com)
Все, о чем можно прочитать в газете, видно на первой странице - она представляет собой комбинацию рекламной афиши и содержания. Здесь
представлены названия наиболее важных статей с выдержками из них, которые, по мнению авторов, должны привлечь внимание читателей, и основными положениями в них обсуждаемыми. В плане овладения межкультурной компетенцией онлайновая газета является незаменимым помощником. Она позволит учащимся окунуться в гущу мировых событий, происходящих практически в текущий момент, увидеть происходящее с различных точек зрения.
CNN World News (www.cnn.com),
ABC News (www.abcnews.go.com),
BBC World Service (www.bbc.co.uk/worldservice),
The Washington Times (www.washtimes.com )
The New York Times (www.nytimes.com)
BBC World Service (www.bbc.co.uk/worldservice) [2] предоставляют возможность не только прочитать, но и прослушать новости, на многих языках, причем можно даже выбрать для себя подходящий уровень владения английским и прослушать новости в режиме LEARNING ENGLISH.
ABC News (www.abcnews.go.com/index.html) сопровождает свои публикации помимо звукового еще и видео сопровождением.
The New York Timesпредлагает своим читателям учебную версию газеты с готовыми поурочными разработками.
Можно предложить ученикам работать по двое или по трое, исследовать статьи, охватывающие все стороны жизни: новости, спорт, погоду, культуру...
Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики могут заняться исследованием более трудных статей, в то время как более слабым можно поручить отчет о погодных условиях или что-нибудь из области культуры.
В дополнение к работе над навыками чтения и говорения, можно пополнять словарный запас. Для этого надо предложить учащимся составить словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию.
Основным достоинством такой работы является то, что учащиеся получают доступ к информации из первых рук, а не к недельной или того более давности печатным изданиям, и оказываются вовлеченными в гущу мировых событий.
Обучению письму.
Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты. Международный обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучая таким образом культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.
Домашняя страничка E-mail for ESL/LINC Students (http://edvista.com/claire/linc.html) предлагает помощь и инструкции по использованию e-mail, свободный доступ к электронной почте, помогает найти друзей по переписке, предлагает участие в парных и групповых проектах, и, кроме этого, предлагает ссылки ко всевозможным полезным ресурсам.
Для получения оптимальных результатов такого вида деятельности необходимо остановиться на некоторых проблемах, которые могут возникнуть в ходе работы.
Учителя, интегрировавшие e-mail в учебный процесс, отмечают недостаточную глубину содержания переписки. Изначальная заинтересованность быстро проходит и учащиеся оказываются в затруднительном положении, не зная о чем писать. Во избежание разочарования необходимо обязательно соотнести данный вид работы с общим учебным планом и нельзя пускать его на самотек. Например, можно предложить учащимся расспросить своих друзей по переписке по той или иной теме и на базе полученных результатов сделать доклад в классе. Не на все письма приходят ответы, что влечет за собой глубочайшее разочарование. Чтобы этого не случилось, можно предложить ученикам общаться сразу с несколькими партнерами (в той же группе или в параллельной, в другом городе и даже стране).
Полезные Web сайты для учителя и ученика.
Несомненно Интернет может использоваться в качестве эффективного приложения для развития грамматических, лексических навыков и умений, проверки знаний.
Сюда входят всевозможные тренировочные лексические, грамматические, фонетические упражнения, тесты на чтение, грамматику, IQ-тесты и т.д.
Преподаватели или сами школьники могут находить такие сайты на WWW. World Wide Web с огромным количеством сайтов и домашних страничек, предоставляющих информацию на все вкусы - является бескрайним полем деятельности в плане использования на уроке иностранного языка для развития межкультурной компетенции.
Например, с помощью поисковой системы www.aport.ru, используя ключевые слова "English", "Study English", "Teaching English", "Английский в Интернете", преподаватель или учащийся может найти несколько сайтов для преподавания (изучения) английского языка. По адресу http://www.study.ru находится сайт "Английский язык; ресурсы Интернета". Сайт очень обширный, содержит много информации, учебных материалов, интерактивных и on-line возможностей обучения английскому языку.
www.alleng.ru - грамматика английского языка, правила чтения и произношения, наиболее употребительные слова и глаголы. Каталоги тематических ссылок, параллельные тексты и пр.
www.audio-class.ru Audio-Class - озвученная таблица времен и более 10 маленьких параллельных текстов.
www. bilingual.ru - для родителей и учителей, работающих с детьми дошкольного возраста или с начальными классами.
www.efl.ru - советы, статьи, развивающие игры, тесты, ссылки для изучающих английский язык, форум.
www.english.language.ru - уроки, пособия, тесты, сленг, экзамены, для любознательных, Интернет гид, онлайн словарь МультиЛекс.
www.english4fun.ru - английский во всех его аспектах, от классики до современности. Сухая теория и живая практика, стереотипы и новые идеи, филологические изыски и занимательное чтиво, консультации, анекдоты, лингвистические перлы.
www.englishforbusiness.ru - английский для бизнеса и карьеры: деловая переписка, составление резюме, рекомендательные письма, общение по телефону, правила пунктуации, собеседование, электронные сообщения, написание эссе (для старшеклассников).
www.englishforkids.ru – азбука, стихи, сказки, песенки, пословицы, скороговорки, веселые уроки.
www.englishgrammar.nm.ru - новая подробная грамматика английского языка. (состоит из 41-й темы / страницы).
www. englishtexts.ru - на сайте представлены свежие статьи на английском языке с переводом. Есть раздел с переводом популярных песен. Создается раздел с отрывками из англоязычных фильмов. В целом сайт направлен на увеличение словарного запаса.
www.languages-study.com - изучение английского языка в Интернете. Множество тематических ссылок на российские и зарубежные сайты.
www. learn-english.ru - аудиоматериалы с синхронным переводом и удобной навигацией.
www. usefulenglish.ru - полезный учебный сайт для изучающих английский (любой уровень). Грамматика, фонетика, разговорные фразы, идиомы, словарный запас. Все объяснено просто и понятно на хорошем английском и с дословным русским переводом (есть возможность отключать русский перевод). Песни с переводом и комментарием на странице Hobby.
Список литературы:
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М., 2000.
- Web сайты:
- www.cnn.com
- www.abcnews.go.com
- www.bbc.co.uk/worldservice
- www.washtimes.com
- www.nytimes.com
- www.bbc.co.uk/worldservice
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. N 44 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02"