Эпиграф: «Человек страшится только того, чего не знает, знанием побеждается всякий страх» В.Г. Белинский
Цель игры: Актуализация знаний обучающихся в предметной области «Физика», а также выявление одаренных обучающихся, способных применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Задачи:
- повысить интерес обучающихся к физике, как одному из предметов естественно-научного цикла;
- стимулировать познавательную активность и творчество обучающихся, их смекалку, наблюдательность;
- научить применять знания в новой ситуации, а также грамотно объяснять происходящие физические явления;
- продолжить развивать и закреплять навыки решения экспериментальных, расчетных и качественных задач;
- формировать у обучающихся коммуникативные навыки, умения работать в группах, умения оценивать деятельность товарища.
Оборудование: два компьютера, два видеопроектора, приборы для эксперимента.
Пояснительная записка:
- В игре участвуют несколько команд в составе 4-5 обучающихся в 8 классе. Это могут быть команды из разных школ города или команды из разных классов на параллели одной школы.
- Игрой руководит учитель-организатор, ему помогают обучающиеся старших классов. Членами жюри могут быть как учителя физики из других школ, так и подготовленные заранее старшеклассники.
- Время длительности каждого конкурса определяют члены жюри перед началом игры.
- Перед конкурсом каждая из команд получает задание в письменном виде и бланк для ответов. Бланк с ответами закодирован. Принадлежность команды той или иной школе (классу) становится известно членам жюри только во время подведения итогов игры.
- После выполнения каждого задания команды передают результаты своей работы через помощников учителя членам жюри.
- Итоги каждого конкурса проектируются на экран.
Ход игры
Учитель-организатор предлагает членам команд задания, используя компьютерную презентацию.
Конкурс №1. Лабиринт «Физические величины»
В лабиринте зашифровано 12 названий известных вам физических величин. Читать можно в любом направлении, кроме диагоналей.
Ответы к конкурсу № 1: время, теплоемкость, давление, мощность, сила, плотность, работа, температура, масса, путь, скорость, вес.
Конкурс №2. «Всем известный метр...»Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.
Словом «метр» оканчиваются физические измерительные приборы, применяемые не только в лабораториях ученых, в физкабинете школы, но и дома, в автомобилях, мастерских, фотолабораториях...
Вам предлагается отыскать как можно больше измерительных приборов, оканчивающихся этим словом, и указать, что ими измеряют.
Например: термометр – температура
Ответы к конкурсу №2:
- динамометр – сила;
- метр – длина;
- спидометр – скорость;
- барометр – атмосферное давление;
- манометр – давление;
- гигрометр, психрометр – влажность воздуха;
- электрометр – электрический заряд;
- амперметр – сила тока;
- вольтметр – напряжение;
- ваттметр – мощность и др.
Конкурс №3. «Физические загадки»
Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.
- Все поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, а когда – облака. (Барометр)
- Клубится, а не дым, ложится, а не снег. (Туман)
- Им силу тока изменяют, если что-то в нем сдвигают. (Реостат)
- Книги читают, а грамоты не знают. (Очки)
- Был один Антошка, посмотрел в окошко – там второй Антошка! Что это за окошко? Куда смотрел Антошка? (Зеркало)
- Висит груша – нельзя скушать. (Лампочка)
- Что с земли не поднимешь? (Тень)
- Видно нет у нее ума: ест она себя сама. (Свеча)
- Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает. (Лед)
- Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)
Конкурс №4. «Согласны ли вы с тем, что... »
Напишите рядом с вопросами «да» или «нет».
Каждый правильный ответ приносит 1 балл команде.
- ...водяной пар имеет вид белых клубов? (нет)
- ...удельная теплота сгорания пороха меньше, чем керосина? (да)
- ...холодная вода быстрее гасит огонь, чем кипяток? (нет)
- ...в полном чайнике вода остывает медленнее, чем в неполном? (да)
- ...южный магнитный полюс Земли находится в Антарктиде? (нет)
- ...появление подъемной силы у движущегося крыла самолета объясняется действием закона Ома? (нет)
- ...гигрометром измеряют влажность воздуха? (да)
- … в состав ядра атома входят электроны, протоны, нейтроны? (нет)
- …обычно на колбе электрической лампы, которая светит у каждого из вас в квартире, указывают ее электрические параметры – силу тока, напряжение, мощность? (нет)
- …словами якорь, ротор и статор называют вращающиеся части электрической машины? (нет)
Конкурс №5. «Знатоки физики»
Дать ответы на вопросы (каждый правильный ответ приносит 1 балл команде):
- Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если накрыть лед шубой? (Нет, шуба не греет, она обладает плохой теплопроводностью, замедляет приток тепла ко льду и устраняет конвекцию)
- Капля воды, попав на раскаленную плиту, начинает на ней прыгать. Почему? (Раскаленная плита, нагревая поверхность капли, образует вокруг нее оболочку пара, этот пар и подбрасывает каплю вверх)
- Почему мокрые пальцы примерзают зимой к металлическим предметам и не примерзают к деревянным? (Металл, обладая большей, чем дерево, теплопроводностью, отводит от тонкой пленки воды теплоту настолько быстро, что она охлаждается ниже температуры плавления и замерзает.)
- Что сильнее обжигает: пар, вырывающийся из носика кипящего чайника, или брызги самой воды? (Пар обжигает значительно сильнее, т.к. коже отдается тепло, выделяющееся в процессе конденсации.)
- Почему изморозь (иней) на деревьях исчезает иногда без оттепели? (Изморозь, или иней, – вода в кристаллическом состоянии, она испаряется при любой температуре.)
- Если в мае или в сентябре днем было ясно, а вечером небо затянулось облаками, то следует ли ожидать ночью заморозка? (Нет, потому что облака задерживают излучение Землей тепловых лучей, и сильного понижения температуры на поверхности Земли не происходит.)
- Количество тепла, получаемое от солнечных лучей в течение года Арктикой, значительно больше, чем получаемой же площадью в Крыму. Почему же в Крыму летом жарко, а в Арктике холодно? (Потому что в Арктике большая часть лучистой энергии, доставляемой солнечными лучами, не поглощается, а отражается снегом обратно.)
- Почему в мороз снег скрипит под ногами? (Ломаются сотни снежинок-кристалликов)
- Зачем при перевозке горючих жидкостей к корпусу автоцистерны прикрепляют цепь, которая при движении волочится по земле? (При перевозке в автоцистернах горючие жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать появления искр и пожара, используют цепь, которая отводит заряды в землю.)
- Для чего во всех электроприборах желательно ставить предохранители? (Проще заменить предохранитель, сгоревший при превышении силы тока относительно допустимой, чем важную деталь, – сгорая, предохранитель размыкает электрическую цепь.)
Конкурс №6. «Обгоним на задаче»
Задача №1
Имеется оборудование: источник питания, амперметр, вольтметр, лампа на подставке, ключ, соединительные провода.
Составить схему электрической цепи, позволяющей измерить сопротивление лампочки. Произведя необходимые измерения , рассчитать сопротивление лампочки и мощность тока в ней. Найти работу тока в лампочке за 30 дней (в кВтч) и стоимость израсходованной электроэнергии при тарифе 1,67 рублей за 1 кВтч, предполагая, что она горит в течение всех суток.
Решение:
Из закона Ома
R= U/ I
P = I U
A = P t × n
Стоимость = тариф × A
Задача №2
Какое количество тепла пошло на приготовление в полярных условиях чая оленеводами из льда массой 2 кг, взятого при температуре -40°С, если учесть, что из чайника выкипело 200 г воды (потерями теплоты, затраченной на нагревание окружающих тел, пренебречь). Построить график процессов, происходящих с веществом.
Удельная теплоемкость воды 4200 Дж/кг °С,
Удельная теплоемкость льда 2100 Дж/кг °С,
Удельная теплота плавления льда 3,4×105 Дж/кг,
Удельная теплота парообразования 2,3×106 Дж/кг.
Решение:
Q = Q1+Q2+Q3+Q4
Q1 = сл × mл × (t2 – t1) – количество теплоты, необходимое для нагревания льда до температуры плавления
Q2 = λ × mл – количество теплоты, необходимое для плавления льда, взятого при температуре плавления
Q3 = cв × mв × (t3 – t2) – количество теплоты, необходимое для нагревания воды до температуры кипения
Q4 = L × mв1 – количество теплоты, необходимое для превращения воды в пар без изменения ее температуры.
Конкурс №8. «Кто – кого?»
Написать формулы для расчета известных вам физических величин (7-8 класс).
Формулы, составленные из одинаковых физических величин, оцениваются как одна формула в 1 балл.
Например: ρ= m/V, m= ρV, V=m/ρ (1 б)
Конкурс №7. «Творцы физики»
(16 баллов) Ответы записывать в виде: Г. Галилей (1–3)
- Французский физик и математик, который стал академиком в 39 лет. Ему принадлежит гипотеза о природе магнетизма, он ввел в физику понятие “электрический ток”. На его надгробном памятнике высечены слова: «Он был так же добр и так же прост, как и велик». (Андре-Мари Ампер)
- Он открыл теоретически и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением. (Георг Ом)
- По профессии пивовар, он был прекрасным экспериментатором, исследовал законы выделения теплоты электрическим током, внёс большой вклад в кинетическую теорию газов. (Джеймс Джоуль)
- Он был рыцарем Почётного легиона, получил звание сенатора и графа. Наполеон не упускал случая посетить заседания Французской академии наук, где он выступал. Он изобрёл электрическую батарею, пышно названную «короной сосудов». (Алессандро Вольта)
- Английский физик, почетный член Академии наук СССР и многих других академий. Ему принадлежат слова: “Теперь я знаю, как выглядит атом!”? (Эрнест Резерфорд)
- Французский физик, в 1785 г., экспериментально открыл закон взаимодействия заряженных тел. В честь его названа единица электрического заряда. (Шарль Кулон)
- Русский физик – один из основоположников электротехники. Прославился открытием закона, определяющего тепловое действие тока. (Эмилий Ленц)
- Русский физик, академик. Построил первый электродвигатель, телеграфный аппарат, печатающий буквы. (Борис Семенович Якоби)
Ответы: Б.Якоби (1–8); А.Ампер (2–1); А.Вольта (3–4); Д.Джоуль (4–3); Ш.Кулон (5–6); Г.Ом (6–2); Э.Ленц (7–7); Э.Резерфорд (8–5)
Подведение итогов.
Обращение к членам жюри:
Жюри!
От Вас в игре зависит очень много,
Вы рассудите справедливо ход игры и строго.
Ребята верят Вам, надеются на Вас!
Жюри подводит подсчет набранных очков за игру каждой командой, объявляет победителей.
Протокол результатов интеллектуальной игры «Физбой»
Код команды |
№ школы |
Количество баллов за конкурсы |
Итого баллов |
Место |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Члены жюри:_________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Обращение к участникам игры:
Ребята!
«И пусть преграды вас не остановят,
И новые миры к себе манят!
Вам оставить след в науке стоит
И внести в открытия свой вклад!»
Используемая литература:
- Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы.– М.; ВАКО, 2006. – 176 с. – (Мастерская учителя).
- Кибальченко А.Я., Кибальченко И.А. Физика для увлечённых. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 188, [1] с. – (Библиотека школьника).
- Наволокова Н.П. [и др.]; под общ. ред. Ненашева И.Ю. Предметная неделя физики в школе – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 272 с. – (Библиотека учителя).