Цели урока: совершенствовать навыки правописания проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; закреплять синтаксические навыки; развивать внимание, речевые умения и творческие способности; воспитывать интерес к родному языку.
Оборудование: презентация с использованием мультимедийной техники; карточки со словами, буквами; загадки; кроссворд; ёлка; игрушки для ёлки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Вот и снова дан звонок –
Начинается урок.
Интересные заданья – всё для вас!
Пожелаю вам удачи – в добрый час!
II. Словарная работа.
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год.
Дети. Декабрь.
Учитель. Да, у нас в гостях сегодня декабрь. Ребята, а какое сегодня число, месяц?
Д. Сегодня второе декабря.
У. Что за слово декабря?
Д. Это слово словарное.
У. Какую безударную гласную мы должны запомнить?
Д. Безударную гласную е в корне слова.
У. Какая ещё безударная гласная есть в этом слове?
Д. Безударная гласная а в корне слова.
У. Мы её будем запоминать или проверять?
Д. Проверять.
У. Подберите проверочное слово.
Д. Это слово декабрьский.
У. Запишите число, классная работа в тетради и обозначьте безударные гласные в слове декабря и знакомые орфограммы в остальных словах.
Дети отвечают.
У. Какой следующий месяц?
Д. Январь.
У. Назовите в этом слове безударный гласный. Какой он?
Д. Безударный гласный, непроверяемый ударением я в корне слова.
У. А какой месяц был перед декабрём?
Д. Ноябрь.
У. Назовите в этом слове безударный гласный. Какой он?
Д. Безударный гласный, непроверяемый ударением о.
У. Какое время года наступило?
Д. Зима.
У. Найдите в этом слове безударный гласный. Какой он?
Д. Безударный гласный в корне слова и, проверяемый ударением. Проверочное слово зимы, зимний.
(По мере выявления слов на доску выставляются буквы-снежинки е, а, я, о, и)
III. Минутка чистописания.
У. Давайте эти буквы свяжем одной верёвочкой и запомним, что эти безударные гласные в корне надо проверять.
IV. Работа по теме урока.
У. Итак, какова же тема нашего урока?
Д. Правописание безударных гласных в корне слова.
(слайд 1)
У. Нам Декабрь принёс конверт с вопросами, на которые мы должны ответить. Итак, какие гласные надо проверять?
Д. Безударные.
У. Почему?
Д. Они слышатся нечётко.
У. Какие слова являются проверочными?
Д. Слова, в которых звук стоит под ударением.
У. Как найти проверочное слово?
Д. Надо изменить слово так, чтобы безударная гласная чётко слышалась.
– Надо подобрать однокоренное слово или изменить слово.
У. Вы знаете стихотворение про проверку слов с безударными гласными?
Д. Да.
У. Прочитайте его.
Д. (хором).
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
Ударение над гласным
Может сделать букву ясной.
У. Декабрь приготовил нам интересные задания. Вот одно из них.
Работа со слайдом 2. (У учащихся на партах карточки с таким же заданием)
У. Декабрь написал о себе загадку:
Последний лист в к . лендаре, последний мес . ц на дв . ре.
(слайд 3)
– На какие правила пропущены буквы? (проверяемые и непроверяемые безударные гласные)
– Запишите загадку по памяти. (проверка)
V. Физкультминутка.
VI. Работа по теме урока (продолжение)
У. Я буду загадывать загадки, а вы должны записать отгадки в два столбика: проверяемые и непроверяемые безударные гласные.
(слайд 4)
По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт –
Тут и пропадёт. (Волна)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи –
Меня в них ищи. (Капуста)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
Хвост колечком. (Собака)
На ночь два оконца
Сами закрываются.
А с восходом солнца
сами открываются. (Глаза)
Фырчит, рычит,
Ветки ломает.
Пыль поднимает. (Ветер)
Без крыльев,
А летит,
Без языка,
А говорит. (Письмо)
Их пинают, а они не плачут.
Их бросают – назад скачут. (Мячи)
У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка.
Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)
Дом. За домом строго в ряд
За заборами стоят:
Палисадник, огород
И телёнок у ворот,
А на травке курица.
Что же это?.. (Улица)
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке. (Снежинки)
(Сначала проверить у некоторых детей, затем проверка на слайде с объяснением)
У. Игра «Четвёртый лишний» (слайд 5)
(записать строчку по выбору с проверочными словами, проверка)
VII. Итог урока.
У. Какое правило мы сегодня закрепили на уроке?
(слайд 6)
VIII. Отгадывание кроссворда.
У. А теперь нам нужно узнать, как оценил наши знания Декабрь?
(слайд 7)
- Как называется речь, которую мы пишем и читаем? (Письменная)
- Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. (Окончание)
- Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (Глагол)
- Общая часть однокоренных слов, в которой передаётся их основное значение. (Корень)
- Выделение голосом одного из слогов с большей силой при произнесении слова. (Ударение)
- Служебная часть речи, которая вносит в предложение отдельные оттенки значения или служит для образования форм слов. (Частица)
- Как называются знаки, с помощью которых обозначаются звуки на письме? (Буквы)
МОЛОДЦЫ!
(Если останется время)
IX. Заключение.
У. О приближении какого праздника говорилось в начале урока?
Д. О приближении Нового года.
У. Что является главным украшением праздника?
Д. Ёлка.
У. Давайте и мы нарядим нашу ёлку игрушками.
(Слайд 7) (Найти все знакомые орфограммы и повесить на ёлку игрушку)
СПАСИБО ЗА УРОК!