Презентация к уроку-проекту по теме "Проценты"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Тема: «Проценты»

Проект рассчитан для учащихся 6 класса.

(На предыдущих уроках целесообразно повторить определение процентов, основные задачи на проценты и изображение числовых данных в виде диаграмм, на уроке рекомендуется групповая форма работы)

Актуальность.

В школьном курсе математики теме проценты отводится несправедливо мало учебного времени, а следовательно, уровень знаний, необходимый для приобретения умений, навыков для свободного владения ими на уроках математики, химии, физики и просто в быту, оказывается недостаточным.

Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Проект предполагает компактное и четкое повторение основных вопросов по теме «Проценты»,  решение трех основных  задач, задач с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в исследовательской деятельности человека. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной жизненной ситуации. Здесь же предлагается учащимся продемонстрировать сравнительный процентный результат в виде диаграмм.  Это занятие направлено на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных вопросов окружающего нас мира. Проект способствует развитию познавательных интересов, географической  грамотности, научного мышления учащихся.

Дидактические цели и методические задачи проекта.

Цели:

  • формирование знаний и умений по теме «Проценты» на основе  исследования  процентной сравнительной характеристики величин;
  • показать широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления необходимых человеку в современном обществе.

Задачи:

  • сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
  • решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
  • привить учащимся основы географической грамотности;
  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения исследовательской деятельности.

Творческое название проекта: «Сотая часть Вселенной»

Основополагающий вопрос проекта: Все ли познается в сравнении?

Проблемные вопросы:

  1. Почему место, где я живу, называют «Малой Родиной»?
  2. Почему мне  интересно в нашем Прииртышье ?
  3. Кто мои соседи?
  4. Можно ли жизнь моего класса отразить в процентах?

Деятельность учащихся:

  1. Повторить основные задачи на проценты.
  2. Найти интересные сведения для исследования.
  3. Решить предложенные задачи и построить диаграммы.
  4. Проверить полученные результаты.
  5. Обобщить и представить исследования.

(Все числовые данные достоверны).

Оборудование: компьютер, проектор, экран, ножницы, фломастеры, клей, циркуль, линейка, листы ватмана, цветной картон, калькулятор.

Ход урока

I. Организационный момент. Здравствуйте ребята. Какое сегодня прекрасное зимнее утро. У меня хорошее настроение и я хочу им поделиться с вами.

II. Определение темы урока через задачу.

У меня в руках два квадрата, со стороной 1 см и 1 дм. Какую часть 1 см2 составляет от 1 дм2. (Ответ: 1/100 часть) (Презентация 1. Слайд 1)

Как иначе называется  1/100 часть целого? (Процентом)

Итак, тема нашего урока «Проценты». (Презентация 1. Слайд 2)

Проценты – одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Так, мы часто  читаем или слышим, что, например, в выборах приняли участие 52,5% избирателей, рейтинг победителя хит-парада равен 75%, промышленное производство сократилось на 11,3% , уровень инфляции составляет 8% в год, банк начисляет 12% годовых, молоко содержит 3,2% жира и т.д.

Слово процент происходит от латинского слова procent, что буквально  означает «за сотню» или «со ста». Процентами очень  удобно  пользоваться  на практике, так  как  они  выражают части чисел в  одних и  тех  же  сотых  долях.  Это  дает возможность  упрощать расчеты и  легко сравнивать части между  собой и с целыми.

А что мы можем принять за целое? (Варианты ответов учащихся, здесь необходимо нацеливать ребят на ответ «Вселенная»).

Творческое название нашего проекта: «Сотая часть Вселенной». (Презентация 1. Слайд 2)

Основополагающий  вопрос: Все ли познается в сравнении?

Для исследования я предлагаю вам следующие проблемные вопросы:

  1. Почему место, где я живу, называют «Малой Родиной»?
  2. Почему мне  интересно в нашем Прииртышье?
  3. Кто мои соседи?
  4. Можно ли жизнь моего класса отразить в процентах? (Презентация 1. Слайд 4)

Далее по каждому из вопросов ведется небольшое обсуждение, сопровождаемое слайдами. (Презентация 2. Слайды 1–4)

III. Основные задачи на проценты предлагается повторить с помощью теста. (Презентация 3)

IV. Основной этап урока.

1) Найдем необходимую информацию. (Эта информация заранее формируется для каждой группы отдельно в таблицы.) (Приложение 1)

Группа №1 (1 задание)

Общая площадь России

Площадь Омской области

17,1 млн. км2 (17100 тыс. км2)

141,1 тыс. км2

100 %

? %

Изобразить в виде столбчатой диаграммы.

Группа №1 (задание 2)

Почему место, где я живу, называют «Малой Родиной»?

Общая площадь Омской области

Площадь Тарского района

141,1 тыс. км2

?%

100%

11%

Изобразить в виде столбчатой диаграммы.

Группа №2 (задание 1)

Почему мне интересно в нашем Прииртышье?

Омская область

Общая площадь

Озера

болота

Леса

141,1 тыс. км2

4 тыс. км2

?  тыс. км2

45,5 тыс. км2

100%

?%

25,2%

?%

Изобразить столбчатую диаграмму.

Группа №2 (задание 2)

Почему мне интересно в нашем Прииртышье?

Тарский район

Общая площадь

Леса

Равнины и водоемы

? тыс. км2

10,5 тыс. км2

? тыс. км2

100%

67,74%

? %

Изобразить в виде столбчатой диаграммы.

Группа №3

Кто мои соседи?

Тарский район

Всего человек

русские

татары

немцы

украинцы

эстонцы

другие

50 000

 

3950

 

450

350

 

100%

86,4%

 

1,6%

 

 

2,5%

Изобразить в виде столбчатой  диаграммы.

Группа №4

Можно ли активность моего класса отразить в процентах?

Всего учащихся

Школа искусств

ДЮТ

СЮТ

ДЮСШ

Школьные кружки

27

? чел.

6 чел.

1 чел.

? чел.

? чел.

100%

37%

?%

?%

33,3%

3,7%

Изобразить в виде столбчатой диаграммы.

2) Выполнить процентные расчеты. (Заполнить пустые ячейки таблиц, применяя алгоритм решения одной из основных задач на проценты).

3) Полученные результаты представить наглядно в виде диаграмм. (Например, из цветной бумаги сделать заготовки столбиков или кругов, соответствующие числовым данным, которые ребята затем наклеят на готовых шаблонах таблиц).

4) Проверить полученные результаты каждая группа должна с помощью готовой таблицы среды Microsoft Office Excel. Для этого нужно подойти к компьютеру и ввести в таблицу те данные, которые первоначально были приведены в таблице у каждой группы. Пустые ячейки при этом, заполняются автоматически, и рядом строится соответствующая диаграмма. (номер группы соответствует номеру листа) (Приложение 2)

5) Представление результатов.

Каждая группа представляет свои результаты у доски по представленным диаграммам и полученным вычислениям. (Формулирует выдвинутую гипотезу и доказывает ее.)

V. Рефлексия. Определение настроения в конце урока. (Приложение 3)

VI. Урок окончен. Большое спасибо за сотрудничество. (Презентация 1. Слайд 9)

Литература:

  1. Учебник Математика 6 /Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков.– М.: Мнемозина 2009.
  2. Учебник Математика 5 /Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков.– М.: Мнемозина 2009.
  3. География Омской области. Природа. Население. Хозяйство. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Л.В. Азаровой, Г.И.Саренко.– Омск : Министерство образования Омской области 2008.
  4. Земля Омская. История области глазами современников. Омск, из-во «Арена» 2006.