Обобщающий урок по теме "Африка"

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель: Обобщить пройденный материал. Оценить знания и умения учащихся. Закрепить знания об особенностях природы материка.

Оборудование: физическая карта Африки, атлас для 7 класса, черный ящик, портреты путешественников-исследователей, мультимедиа, раздаточный материал, выставка книг.

Ход урока

Звучит песня про Африку, на слова Корнея Чуковского. «не ходите, дети, в Африку гулять!» – фраза из детства, навсегда отложившаяся в памяти.

– Так представлял себе Африку Корней Чуковский.

– А что Вы ассоциируете со словом Африка? (жара, пустыня, пираты, оазис, саванны, негры, аборигены и т.д.)

И чтобы больше узнать об Африке мы отправляемся в путешествие по самому жаркому континенту.

1-я станция «АДРЕСНАЯ»

  • Назовите крайние точки – северную и южную. Какой вывод из этого вы можете сделать? (Африка лежит в Северном и Южном полушариях)
  • Назовите крайние точки – западную и восточную. Сделайте вывод: как расположена Африка по отношению к нулевому меридиану? (Африка лежит в Западном и Восточном полушариях)
  • Какие океаны омывают материк; какие моря?
  • Какое значение имеет Гибралтарский пролив? (Он отделяет Африку от другого материка)
  • Какое значение имеет Суэцкий канал?

Итак, мы, как и Васко да Гама, совершим плавание вокруг Африки, отметим крайние точки, моря, проливы, острова на контуре Африки.

2-я станция «Персоналии»

Географический диктант:

  • Исследователь, который нанес на карту Африки водораздел между бассейнами Нила и Конго. (Василий Васильевич юнкер)
  • Исследователь Африки, собравший с экспедицией 6 тыс. образцов культурных растений.
  • Исследователь Африки, отправившийся на поиски Ливингстона (Генри Мортон Стэнли)
  • Исследователь Африки, который был приглашен правительством Египта произвести геологические раскопки. (Егор Петрович Ковалевский)
  • Пересек пустыню Калахари, Реку Замбези, открыл водопад Виктория. (Давид Ливингстон)

3-я станция «Информационная»

Индивидуальная работа по карточкам:

1. Какую информацию об Африке можно получить из карт атласа.

Заполните таблицу:

Карта Информация
Строение земной коры  
Климатическая карта  

2. Какую информацию об Африке можно получить из карт атласа.

Заполните таблицу:

Карта Информация
Физическая карта  
Карта природных зон  

Фронтальный опрос по карте. Показываю объекты учащиеся отвечают.

– горы Атлас, Пустыня Сахара, Драконовы горы, Капские горы, Пустыня Намиб, река Нигер, река Нил, водопад Виктория, Эфиопское нагорье, вулкан Килиманджаро, река Конго и т. д.

4-я станция «Определительная»

По иллюстрации определите природную зону (иллюстрация пустыни).

По тексту определите о каком географическом объекте идет речь:

АТЛАССКИЕ ГОРЫ
На северо-западе Африки, через Марокко, Алжир, Тунис на 2 тыс. км вдоль Средиземного моря, протянулась горная страна.
Повторяя очертания берега Средиземного моря, поднимаются молодые складчатые хребты. Снег на его склонах держится с октября по май. Дожди и снегопады здесь – частое явление. Влагу приносят ветры с Атлантики. Внешний вид гор зависит от пород, которыми они сложены. Плотные доломитизированные известняки слагают острые скалистые вершины; мергеля и глины размываются густой овражной сетью, а в чистых известняках широко развит карст.

Великая пустыня САХАРА
Это слово ассоциируется обычно с вечной жаждой, бесплодными просторами и, конечно, жарой. Это название появилось в период завоевания Северной Африки арабами. В переводе название данной местности означает «местность с рыжеватым оттенком почвы, лишенная растительности».
Иссушенной солнцем суше, расположенной между Атлантическим океаном и Красным морем и между Средиземным морем и Биляд-эс-Судан (Страной черных), по понятным причинам дали наименование этой территории …
На земле нет такого места, где вообще не бывает дождя. Однако во внутренних районах Сахары есть пространства, где этого события нужно ждать годы, а то и десятилетия, да и дождь идет только на высоте и ни одна капля не достигает земли.
Ветер пустыни вызывает подлинные страдания уже тогда, когда воздух прозрачен, но еще труднее он переносится, когда несет мелкие частицы породы – песчинки. Пыльные бури случаются чаще, чем песчаные, так как это территория, пожалуй, наиболее мощный источник пыли на Земле.

НИЛ
От экватора до Средиземного моря несет свои воды Нил, даря влагу девяти государствам. У реки два истока, она состоит из двух рек, совершенно не похожих по характеру. Песчаные дюны подходят к обоим берегам, но мощные воды реки дают жизнь хлопковым полям, уходящим вдаль за горизонт. По берегам реки протянулись зеленые поля пшеницы и сахарного тростника, рощи стройных пальм. Стаи пеликанов, аистов, журавлей хлопают крыльями над её водами.

Водопад Виктория
Великий английский путешественник Давид Ливингстон писал о нем так6 «Передо мной открылся прекрасный вид на массу воды. Она низвергалась со скалы и имела вид сплошной густой пены, доходившей до самого дна. Ее белизна вызывала у меня представление о снеге.. Я никогда не видел такой картины». О чем идет речь?

5-я станция «Игровая»

Игра кто такой? Что такое?

  • Она может за несколько часов уничтожить весь урожай. (Саранча)
  • Не боится огня, а боится слона, его любят обезьяны. (баобаб) (Запасает до 120 л воды, живет до 5 тыс. лет)
  • Насекомое-переносчик возбудителей сонной болезни. (муха цеце)
  • «Маленькое хозяйства большого леса» – это сказано о людях, живущих в экваториальных лесах Африки. Кто они? (пигмеи)

Игра: Продолжите предложение.

  • Главным источником существования населения в африканских оазисах, называют «хлебным деревом»плоды его едят сырыми, жареными, вареными, вялеными это ….(финиковая пальма)
  • Самое удивительное растение пустыни, суккулент – … (с помощью листьев растение собирает влагу во время туманов, со временем листья расщепляются, образуя длинные узкие извивающие ленты, за что вельвичию называют осьминогом пустыни, и ещё в складках его листьев погибают насекомые, ящерицы. Это редкое растение охраняется законом, изображается на марках Намибии.)

Игра: Убери лишнее слово

  • Жирафы Баобаб Гиена Леопард
  • Ливингстон Стэнли Магеллан Вавилов
  • Танганьика Виктория Нигер Чад
  • Драконовые Нимиб Капские Атласс
  • Хамсин Самум Харматтан (зимний муссон) Сирокко

6-я станция «Проблемная»

  • Какое происхождение имеет озеро Виктория и озеро Танганьика, почему?
  • Почему именно в восточной части Африки появился первый человек?

7-я станция «Всезнайка»

«Черный ящик»

– В этом ящике находиться растение, родина которого Эфиопское нагорье, но выращивают больше эту культуру в Южной Америке. Как называется это растение? (Кофе)

  • А Вы знаете что означают слова: «Песни песков» и «Сухой туман»?

В Сахаре царит штиль и воздух наполнен пылью, возникает известное всем путешественникам по пустыне явление – «Сухой туман»

«Песни песков» звуки возникают, когда верхние слои песка на дюнах начинают двигаться. Причиной этого может быть легкий ветер или даже путник, ступивший на гребень бархана. Этого достаточно, чтобы привести в движение массу песка.

8-я станция «Оценочно-итоговая»:

Вот и закончилось наше заочное путешествие по материку Африка. Как говорил известный писатель Максим Горький: «Всем хорошим в себе я обязан книгам». Вы, изучая материк, читали не только учебник, но и другую литературу: справочники, энциклопедии, книги для чтения по географии. (ОБРАЩАЮ ВНИМАНИЕ НА ВЫСТАВКУ КНИГ) Теперь вы многое знаете об Африке. Сейчас еще раз проверим свои знания, выполнив тест.

Литература:

  1. Современный урок географии. Ч.6. Методические разработки уроков. Материки и океаны. 7 класс. – М.:Школьная Пресса, 2004. – 112с.
  2. Олимпиадные задания по географии . 9- 11 классы/ авт.-сост. Г.Г. Монакова, Н. В. Яковлева. – Волгоград: учитель, 201ё0. – 138с.
  3. Хрестоматия по географии материков и океанов: пособие для учителя/ Сост. Т. А. Смирнова. – М.: Просвещение, 2004г.
  4. Я иду на урок географии: Физическая география материков и океанов: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2007.