Программой по математике предусмотрено изучение темы “Диаграммы” в 6-м классе, где необходимо предусмотреть работу по изучению и рассмотрению столбчатой, линейной и круговой диаграмм. Хочу поделиться опытом организации урока рассматриваемой темы с использованием исследовательской работы шестиклассников. Учащимся в день рождения Мусы Джалиля раздаю рабочие тетради участника, которую необходимо заполнять в ходе изучения биографии и цикла стихотворений под названием “Моабитские тетради”. А также результатом трех месячной работы должно стать создание информационного стенда в кабинете по сборнику стихотворений “Моабитские тетради”, где обязательно будут рассмотрены вопросы, содержащиеся в заданиях на построение диаграмм. Как в процессе подготовки к уроку, так и на уроке используются такие технологии как ИКТ, исследовательские и активные технологии обучения.
Тип урока: урок формирования умений и навыков по построению диаграмм
Форма урока: урок – лабораторная работа
Цель урока: формировать навыки чтения и построения столбчатых, круговых и линейных диаграмм
Задачи урока:
- обучающие: расширение знаний о диаграммах через повторение видов диаграмм; обучение навыкам построения диаграмм; развитие умений анализировать диаграммы;
- развивающие: способствовать развитию мыслительных процессов через чтение данных, отраженных в диаграмме; повышение уровня учебной мотивации через использование межпредметных связей;
- воспитывающие: формирование навыков точного и аккуратного выполнения графических работ; способствовать воспитанию чувства гордости, уважения к старшему поколению.
Оборудование: мультимедийный проектор, таблица “Виды диаграмм”, чертежные и измерительные инструменты, сборник “Моабитские тетради” М.Джалиля, его портрет, информационный стенд оформленный по сборнику.
Дидактические материалы:
- Презентация-сопровождение.
- Рабочие тетради участника исследовательской работы.
- Карточки с содержанием домашнего задания.
Ход урока
Этап урока | Действия учителя | Действия ученика |
Организационный момент. 1 мин | Проверяет готовность к уроку. | Определяют готовность к уроку |
Проверка домашнего задания и актуализация знаний. 1 мин. |
Проверяем д/з. Соотнесите буквы к полученным видам
диаграмм: “С”– столбчатая, “Ə” – круговая, “Л” – линейная, “А” –
круговая, “М” – столбчатая (“СƏЛАМ”) Молодцы, справились с заданиями. Ребята, свой пламенный привет Вам шлет… (открываю Слайд 1 – фотография М.Джалиля) |
Составляют слово по очередности выполненных заданий с отнесением букв. Узнают по фотографии татарского героя-поэта. |
Постановка цели и задач урока. 3 мин. | Ой. Ой. Ой, ребята я перепутала материалы к уроку. А
может и нет? Помогите мне, пожалуйста, чем же мы будем заниматься на
уроке?
Сегодня мы подведем итоги нашей исследовательской работы по изучению “Моабитские тетради” Мусы Джалиля”. По выявленным нами числовым данным будем строить и читать диаграммы. В тетрадях запишем дату и классная работа. Тема нашей работы…. (Слайд 2). Откройте рабочие тетради участника исследовательской работы. (Слайд 3, биография) |
Учащиеся должны заметить связь Записывают на полях дату, классная работы, тема урока. Готовят рабочие тетради, вспоминают сведения и факты, выявленные в ходе работы. |
Выполнение задач стандартного типа. 10 мин. |
Слайд 4. При заполнении рабочей тетради, вы
выписывали даты жизни. Давайте посмотрим на экран: Муса Джалиль до
семи лет жил в Мустафино, затем два года жили в Оренбурге, в 1920 году
снова возвращаются в Мустафино и с 1922 года Муса начинает новую жизнь –
до 13 июля 1941 года он учиться и работает одновременно и в Казани и в
Москве. Через год на фронте Муса попадает в плен и в заточении находится
до 25 августа 1944 года, из них пять месяцев Муса мужественно провел в
мрачной, пугающей обстановке. Скажите, мы можем построить диаграмму?
Диаграмму чего можно построить? Давайте построим столбчатую диаграмму,
отражающую продолжительность нахождения Мусы Джалиля в том или ином
месте. Необходимо помнить, что все столбики должны быть
одинаковой ширины и расположены на равном расстоянии один от другого. Слайд 5. Используя диаграмму, определите место, где большую часть своей жизни провел Муса Джалиль, почему вы выбрали этот вариант? Есть ли места, в которых Муса провел одинаковое количество времени? А какие еще диаграммы мы умеем строить? Напомните правила построения круговых диаграмм. В ходе поиска ответов на 6 вопрос исследовательской работы вы обнаружили множество объектов, названных в честь героя-поэта Мусы Джалиля. Давайте результаты нашего поиска покажем через круговые диаграммы. Можно эти данные объединить в несколько групп: произведения (литературные, музыкальные, художественные), памятники, географические названия, учреждения. По данным задания № 5 рабочей тетради участника исследовательской работы постройте линейную диаграмму |
По данным строят столбчатую диаграмму.
По своим числовым данным, которые заранее были согласованы, проверены, строят круговую диаграмму.
Строят линейную диаграмму. |
Физкультминутка.
2 мин. |
Встали. Изобразим ласточку в полете. На другую ножку встали, изображаем ласточку в полете. ... Показываем рыбку, плавающую в пруду. … Изображаем цветущий цветок ранним утром. Слайд 6. | Выполняются упражнения под песню “Был бы я ласточкой” слова М.Джалиля. |
Выполнение задач творческого типа. 15–19 мин. |
А кто знает, откуда строчки этой песни взяты? Верно,
песня “Был бы я ласточкой” написана Джалилем в мирное время. Но вы
знаете, что Муса не прекращал писать и во времена заточения, особое
место – Моабитская тюрьма. Слово предоставим учителю татарского языка и
литературы…. Слайды 7–10. Ребята, по числовым данным заданий № № 3, 4 и 5 необходимо построить диаграммы, отражающие некоторые особенности цикла стихотворений “Моабитские тетради”. |
Сообщение учителя на тему “Цикл стихотворений Мусы
Джалиля “Моабитские тетради”. Учащиеся самостоятельно определяют тип диаграммы и строят их. Оказывают взаимопомощь. |
Физкультминутка.
1 мин. |
Ребята, тетради по математике и тетради участника исследовательской работы сдаем мне на стол, каждый выходит к доске и выберает себе “книжечку “Моабитские тетради””. Слайд 11. | Выход к доске и обратно для детей будет являться движением рук и ног. |
Определение домашнего задания. 1 мин. |
На обороте “книжечек” предлагается домашнее задание.
Прочитайте, задайте интересующие вас вопросы.
|
Первичное чтение заданий.
|
Рефлексия. 2 мин. |
Слайд 12. Отберите из предложенных слов те,
которые имели какое-либо отношение к сегодняшней теме урока и звучали на
уроке: Линия, патриотизм, прямая, круговая, любовь, диаграмма, прямоугольник. Прокомментируйте свой ответ. Слайд 13. Наш урок позвольте завершить словами: Мы гордимся именем Мусы Джалиля, поскольку мы в нем видим и поэта, и творца, и мужественного человека, стойкого и полного героизмом, национальным духом героя. Кто согласен со мной давайте стоя почтим его память. Слайд 14. |
Выбирают слова, относящиеся к теме урока, но если выберут и слова патриотизм, любовь, то это говорит о том, что ребенок на уроке еще раз переживал те моменты, которые он испытывал при исследовательской работе, он восхищается мужеством и героизмом Джалиля. |
Используемая литература:
- Математика: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин – М.: Мнемозина, 2006.
- Мусса Джалиль. Фотоальбом. – Казань: Татарское книжное издательство, 1986.
- Джалиль М. Костер над обрывом. – М.: Правда,1987.
- Джалиль М. Стихи, написанные в Моабитской тюрьме. – К.: Таткнигоиздат, 1953.
- Клепикова И. “…Но мне еще нужны бумага белая и черные чернила” // Областная газета, 2006, № 41.
- Левин Ю. Расскажу о Моабите // Областная газета, 2006, № 42.
- Литература (30–90 года ХХ века): средняя школа 11 класс /
А.Г.Ахмадуллин, Ф.Г. Галимуллин; под ред. А.Г.Ахмадуллина. – дополн.
2 изд-е. – К.: Просвещение, 2000. - Ибрахимова С. Встречи с Муса Джалилем // Сөембикә, 2005.
Интернет ресурсы:
- http://kitaphane.tatar.ru/jal_1.htm
- http://www.tatar.museum.ru/Jalil/war.htm
- http://info.mobus.com/persons/details.jsp?id=1465
- http://sprachfuehrer.livejournal.com/35062.html
- http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=60
- http://www.molodguard.ru/heroes20.htm
- http://lib.ru/POEZIQ/DZHALIL/izbrannoe.txt
- http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=601
- http://www.molodguard.ru/heroes57-27.htm
Приложение. Рабочая тетрадь.