Урок математики в 6-м классе по теме "Диаграммы"

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Программой по математике предусмотрено изучение темы “Диаграммы” в 6-м классе, где необходимо предусмотреть работу по изучению и рассмотрению столбчатой, линейной и круговой диаграмм. Хочу поделиться опытом организации урока рассматриваемой темы с использованием исследовательской работы шестиклассников. Учащимся в день рождения Мусы Джалиля раздаю рабочие тетради участника, которую необходимо заполнять в ходе изучения биографии и цикла стихотворений под названием “Моабитские тетради”. А также результатом трех месячной работы должно стать создание информационного стенда в кабинете по сборнику стихотворений “Моабитские тетради”, где обязательно будут рассмотрены вопросы, содержащиеся в заданиях на построение диаграмм. Как в процессе подготовки к уроку, так и на уроке используются такие технологии как ИКТ, исследовательские и активные технологии обучения.

Тип урока: урок формирования умений и навыков по построению диаграмм

Форма урока: урок – лабораторная работа

Цель урока: формировать навыки чтения и построения столбчатых, круговых и линейных диаграмм

Задачи урока:

  • обучающие: расширение знаний о диаграммах через повторение видов диаграмм; обучение навыкам построения диаграмм; развитие умений анализировать диаграммы;
  • развивающие: способствовать развитию мыслительных процессов через чтение данных, отраженных в диаграмме; повышение уровня учебной мотивации через использование межпредметных связей;
  • воспитывающие: формирование навыков точного и аккуратного выполнения графических работ; способствовать воспитанию чувства гордости, уважения к старшему поколению.

Оборудование: мультимедийный проектор, таблица “Виды диаграмм”, чертежные и измерительные инструменты, сборник “Моабитские тетради” М.Джалиля, его портрет, информационный стенд оформленный по сборнику.

Дидактические материалы:

  1. Презентация-сопровождение.
  2. Рабочие тетради участника исследовательской работы.
  3. Карточки с содержанием домашнего задания.

Ход урока

Этап урока Действия учителя Действия ученика
Организационный момент. 1 мин Проверяет готовность к уроку. Определяют готовность к уроку
Проверка
домашнего задания и актуализация знаний. 1 мин.
Проверяем д/з. Соотнесите буквы к полученным видам диаграмм: “С”– столбчатая, “Ə” – круговая, “Л” – линейная, “А” – круговая, “М” – столбчатая (“СƏЛАМ”)

Молодцы, справились с заданиями. Ребята, свой пламенный привет Вам шлет… (открываю Слайд 1 – фотография М.Джалиля)

Составляют слово по очередности выполненных заданий с отнесением букв. Узнают по фотографии татарского героя-поэта.
Постановка цели и задач урока. 3 мин. Ой. Ой. Ой, ребята я перепутала материалы к уроку. А может и нет? Помогите мне, пожалуйста, чем же мы будем заниматься на уроке?

Сегодня мы подведем итоги нашей исследовательской работы по изучению “Моабитские тетради” Мусы Джалиля”. По выявленным нами числовым данным будем строить и читать диаграммы. В тетрадях запишем дату и классная работа. Тема нашей работы…. (Слайд 2).

Откройте рабочие тетради участника исследовательской работы. (Слайд 3, биография)

Учащиеся должны заметить связь

Записывают на полях дату, классная работы, тема урока.

Готовят рабочие тетради, вспоминают сведения и факты, выявленные в ходе работы.

Выполнение задач стандартного типа.

10 мин.

Слайд 4. При заполнении рабочей тетради, вы выписывали даты жизни. Давайте посмотрим на экран: Муса Джалиль до семи лет жил в Мустафино, затем два года жили в Оренбурге, в 1920 году снова возвращаются в Мустафино и с 1922 года Муса начинает новую жизнь – до 13 июля 1941 года он учиться и работает одновременно и в Казани и в Москве. Через год на фронте Муса попадает в плен и в заточении находится до 25 августа 1944 года, из них пять месяцев Муса мужественно провел в мрачной, пугающей обстановке. Скажите, мы можем построить диаграмму? Диаграмму чего можно построить? Давайте построим столбчатую диаграмму, отражающую продолжительность нахождения Мусы Джалиля в том или ином месте. Необходимо помнить, что все столбики должны быть одинаковой ширины и расположены на равном расстоянии один от другого.

Слайд 5. Используя диаграмму, определите место, где большую часть своей жизни провел Муса Джалиль, почему вы выбрали этот вариант? Есть ли места, в которых Муса провел одинаковое количество времени?

А какие еще диаграммы мы умеем строить? Напомните правила построения круговых диаграмм. В ходе поиска ответов на 6 вопрос исследовательской работы вы обнаружили множество объектов, названных в честь героя-поэта Мусы Джалиля. Давайте результаты нашего поиска покажем через круговые диаграммы. Можно эти данные объединить в несколько групп: произведения (литературные, музыкальные, художественные), памятники, географические названия, учреждения.

По данным задания № 5 рабочей тетради участника исследовательской работы постройте линейную диаграмму

По данным строят столбчатую диаграмму.

 

 

 

 

 

 

По своим числовым данным, которые заранее были согласованы, проверены, строят круговую диаграмму.

 

 

Строят линейную диаграмму.

Физкультминутка.

2 мин.

Встали. Изобразим ласточку в полете. На другую ножку встали, изображаем ласточку в полете. ... Показываем рыбку, плавающую в пруду. … Изображаем цветущий цветок ранним утром. Слайд 6. Выполняются упражнения под песню “Был бы я ласточкой” слова М.Джалиля.
Выполнение задач творческого типа.

15–19 мин.

А кто знает, откуда строчки этой песни взяты? Верно, песня “Был бы я ласточкой” написана Джалилем в мирное время. Но вы знаете, что Муса не прекращал писать и во времена заточения, особое место – Моабитская тюрьма. Слово предоставим учителю татарского языка и литературы…. Слайды 7–10.

Ребята, по числовым данным заданий № № 3, 4 и 5 необходимо построить диаграммы, отражающие некоторые особенности цикла стихотворений “Моабитские тетради”.

Сообщение учителя на тему “Цикл стихотворений Мусы Джалиля “Моабитские тетради”.

Учащиеся самостоятельно определяют тип диаграммы и строят их.

Оказывают взаимопомощь.

Физкультминутка.

1 мин.

Ребята, тетради по математике и тетради участника исследовательской работы сдаем мне на стол, каждый выходит к доске и выберает себе “книжечку “Моабитские тетради””. Слайд 11. Выход к доске и обратно для детей будет являться движением рук и ног.
Определение домашнего задания.

1 мин.

На обороте “книжечек” предлагается домашнее задание. Прочитайте, задайте интересующие вас вопросы.
  1. Посчитайте, сколько стихотворений написано Джалилем о любви, о природе и о свободе в стенах Моабитской тюрьмы. По данным вашего подсчета постройте диаграмму, отражающую тематику и количество стихотворений в сборнике.
  2. Во второй “Моабитской тетради” содержится интересное сообщение:
    “Здесь 33 стихотворения. Всего в плену и заточении – с сентября 1942 года по ноябрь 1943-го – написал 125 стихотворений и поэму. Но куда их записать? – они умирают вместе со мной”. В конце первой тетради Джалиль изложил “Другу… Его присудят к смертной казни. Он умрет. Но у него останется 115 стихов, написанных в плену и в заточении. Он беспокоится за них. Поэтому он из 115 старался переписать хотя бы 60 стихотворений”. Постройте диаграмму, показывающую обилие стихотворений Мусы Джалиля.
  3. Берлин. В сентябре 1943 года состоялся первый суд над Джалилем и его товарищами. Всех приговорили к смертной казни. Джалиль и его славные соратники – детский писатель Абдулла Алиш, инженер Фуат Булатов, учитель Гайнан Курмашев, журналист Ахмет Симаев, финансовый работник Гариф Шабаев, советский офицер Абдулла Батталов, товаровед Зиннат Хасанов, советский работник Фуат Сейфульмулюков и еще трое – приняли суровый приговор хладнокровно. Джалильцы были приговорены к смертной казни, и приговор приведен в исполнение 25 августа 1944 года. Постройте диаграмму, отражающую суть информации.
  4. Известно, что резидент советской разведки в Италии Н.М. Горшков, по его же словам, ещё в ходе войны получил сведения о том, что в Берлине действует подпольная организация, во главе которой стоит татарский поэт Муса Джалиль. Н.М. Горшков – казанец, выпускник КАИ, поэтому он знал о поэте ещё до войны, читал его произведения.
    В январе 1946 года в руки Н.М. Горшкова попала третья Моабитская тетрадь, которую принёс в советское посольство в Риме турецкий подданный, этнический татарин Казим Миршан. Посольство переслало тетрадку в Москву, где её передали в “компетентные органы”. Здесь следы третьей тетради затерялись. Она до сих пор не найдена. А ведь первую из Моабитских тетрадей М. Джалиля вынесли из тюрьмы в 1946 году Габбас Шарипов и Нигмат Терегулов. Вторую тетрадь в 1947 г. передал в Советское консульство в Брюсселе бельгийский патриот Андре Тиммерманс, сидевший в одной камере с М. Джалилем. Постройте диаграмму, отражающую суть выложенной информации.
  5. Первую из Моабитских тетрадей М. Джалиля вынесли из тюрьмы в 1946 году Габбас Шарипов и Нигмат Терегулов. Тетрадь содержит 60 стихов, датированных 1943 г., написанных на татарском языке арабским шрифтом. На первой и последней странице надпись: "Taschenbuch/fur deutsches-Turkisch-/russisch word/und Gedicht". Тетрадь в картонной обложке. Все записи выполнены химическим карандашом. Вторую тетрадь в 1947 г. передал в Советское консульство в Брюсселе бельгийский патриот Андре Тиммерманс, сидевший в одной камере с М. Джалилем. Тетрадь содержит 50 стихотворений, написанных шрифтом яналиф (латинская графика). Стихи написаны химическим карандашом на бланках "Feldpost". На титульном листе дарственная надпись "Андре Тиммермансу". Последнее стихотворение "Новогодние пожелания" написано 1 января 1944 г. и посвящено Андре Тиммермансу. Постройте диаграмму, отражающую суть информации.
Первичное чтение заданий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

2 мин.

Слайд 12. Отберите из предложенных слов те, которые имели какое-либо отношение к сегодняшней теме урока и звучали на уроке:

Линия, патриотизм, прямая, круговая, любовь, диаграмма, прямоугольник.

Прокомментируйте свой ответ.

Слайд 13. Наш урок позвольте завершить словами: Мы гордимся именем Мусы Джалиля, поскольку мы в нем видим и поэта, и творца, и мужественного человека, стойкого и полного героизмом, национальным духом героя. Кто согласен со мной давайте стоя почтим его память. Слайд 14.

Выбирают слова, относящиеся к теме урока, но если выберут и слова патриотизм, любовь, то это говорит о том, что ребенок на уроке еще раз переживал те моменты, которые он испытывал при исследовательской работе, он восхищается мужеством и героизмом Джалиля.

Используемая литература:

  1. Математика: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин – М.: Мнемозина, 2006.
  2. Мусса Джалиль. Фотоальбом. – Казань: Татарское книжное издательство, 1986.
  3. Джалиль М. Костер над обрывом. – М.: Правда,1987.
  4. Джалиль М. Стихи, написанные в Моабитской тюрьме. – К.: Таткнигоиздат, 1953.
  5. Клепикова И. “…Но мне еще нужны бумага белая и черные чернила” // Областная газета, 2006, № 41.
  6. Левин Ю. Расскажу о Моабите // Областная газета, 2006, № 42.
  7. Литература (30–90 года ХХ века): средняя школа 11 класс / А.Г.Ахмадуллин, Ф.Г. Галимуллин; под ред. А.Г.Ахмадуллина. – дополн.
    2 изд-е. – К.: Просвещение, 2000.
  8. Ибрахимова С. Встречи с Муса Джалилем // Сөембикә, 2005.

Интернет ресурсы:

  1. http://kitaphane.tatar.ru/jal_1.htm
  2. http://www.tatar.museum.ru/Jalil/war.htm
  3. http://info.mobus.com/persons/details.jsp?id=1465
  4. http://sprachfuehrer.livejournal.com/35062.html
  5. http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=60
  6. http://www.molodguard.ru/heroes20.htm
  7. http://lib.ru/POEZIQ/DZHALIL/izbrannoe.txt
  8. http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=601
  9. http://www.molodguard.ru/heroes57-27.htm

Приложение. Рабочая тетрадь.