Урок обществознания в 8-м классе "Современный мир"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Мы дети Галактики,
Но, самое главное, –
Мы дети твои, дорогая Земля!
Р. Рождественский

Цели урока:

  • образовательные: выявить, в чем проявляется единство и многообразие современного мира, установить, что мир един и многообразен, и одно не противоречит другому; обеспечить знание понятий “глобализация”, “глобальные проблемы человечества”; выделить особенности глобальных проблем, определить пути их решения;
  • развивающие и воспитательные: создать условия:
    – для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы);
    – для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
    – для воспитания гуманизма, толерантности.

Объяснение новой темы.

Вводное слово учителя.

Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Мы все вместе и каждый в отдельности стали другими и продолжаем стремительно меняться. Любой ученик в классе – уникальная личность. В то же время у вас много общего.

Обсуждение вопросов:

Что нас объединяет? В чем мы разные? (Как ученики 8 класса.)

Вывод: все вы очень разные по своим способностям, интересам, по характеру, темпераменту, но так как вы учитесь в одном классе, то приходится уметь договариваться, быть терпеливым друг к другу, вместе решать поставленные задачи, защищать честь класса. 30 человека вполне могут договориться, хотя конфликты не исключены. Наш класс единый коллектив.

Каждый из нас, неповторимый в своей индивидуальности, является частью всего человечества или современного мира. А на Земле живут более 6 миллиардов уникальных людей. У всех свои цели, и каждый сам выбирает средства их достижения.

Можем ли мы говорить о единстве современного мира?

По этому вопросу существуют следующие точки зрения:

– Единство человечества – только кажущееся. Люди говорят на тысячах языках, исповедуют разные религии, придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.

– Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т.д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир.

Какая точка зрения, на ваш взгляд, является верной?

Что преобладает в современном мире: многообразие или единство?

Определим, в чем проявляется многообразие современного мира.

  1. Какие типы обществ существуют в современном мире (традиционное, индустриальное, постиндустриальное, западное, восточное)?
  2. Какие различия можно выделить в экономической сфере жизни общества в разных государствах (тип экономической системы, уровень доходов населения, обеспеченность ресурсами)?
  3. Чем отличаются современные государства в социальной сфере (численность населения, национальный состав, уровень образования, здравоохранения)?
  4. По каким признакам мы можем охарактеризовать современное государство (форма правления, территориальное устройство, политический режим)?
  5. Дайте характеристику России, Японии по данным признакам.
  6. Какие различия мы видим в духовной сфере (религия, язык, традиции, обычаи)?

Мы определили, в чем проявляется многообразие современного мира.

В чем же его единство? Не мешают ли эти различия, эта непохожесть людям и народам понимать друг друга?

Работа в группах.

  1. Приведите примеры, как разные страны сотрудничают друг с другом в экономической сфере (промышленность, торговля, финансы, общественные организации).
  2. Какие проблемы решает социальная сфера в каждом государстве? Какие общественные организации призваны решать данные проблемы в мире?
  3. Назовите международные политические организации. Какие цели они перед собой ставят?
  4. Существуют ли культурные связи между государствами? Какой язык принято называть языком международного общения? Назовите мировые религии. Какие функции в мире выполняет интернет?

Итак, связи между государствами постоянно растут. В современном обществознании используется термин “глобализация”, который обозначает взаимосвязь между отдельными государствами.

Особенно ярко взаимосвязь между государствами проявилась в решении проблем, которые принято называть глобальными.

Работа с фотоматериалами.

Вашему вниманию будут представлены фотоматериалы. Сформулируйте глобальную проблему.

  1. Экологический кризис.
  2. Истощение ресурсов.
  3. Неизлечимые болезни. Пандемии.
  4. Проблема “Север-Юг”. Отсталость стран третьего мира от передовых высокоразвитых стран.
  5. Демографическая проблема.
  6. Угроза третьей мировой войны.
  7. Терроризм.

Задание. Выделить признаки глобальных проблем (угрожают всему человечеству, носят общемировой характер, нуждаются в неотложных мерах по их устранению, решение возможно в рамках всего человечества, глобальные проблемы взаимосвязаны друг с другом).

Философ Френсис Бэкон сказал: “Лучший способ избавиться от проблемы – решить её”. Какие пути решения глобальных проблем можно предложить?

Какая точка зрения по вопросу о становлении единого человечества представляется вам верной?

Исходя из изученного материала, представленных фактов мы можем сделать вывод, что мир един и многообразен. Одно не противоречит другому. Единство человечества дополняет его многообразие. Строки стихотворения Р.Рождественского прекрасно иллюстрируют эту мысль. Мы живем на планете Земля и обязаны заботиться о своем доме.

Закрепление.

  1. Объяснить, в чем проявляется многообразие и единство современного мира?
  2. Дать определение “глобализация”.
  3. Перечислить глобальные проблемы современности. Выделить признаки глобальных проблем.

Домашнее задание:

1-й вариант (повышенной сложности) составить проект – решение глобальной проблемы (по выбору).

План работы.

  1. Дать четкое определение проблемы.
  2. Почему вы выбрали эту тему, чем она важна, для общества и для вас лично?
  3. Цель работы? Какие результаты вы планируете получить?
  4. Какие шаги по решению данной проблемы уже делаются сегодня?
  5. Какие (методы) способы исследования вы планируете применить?
  6. Обоснуйте ваш выбор с точки зрения достижения поставленной цели.
  7. Кому, каким органам власти, общественным организациям могут быть полезны результаты вашей работы? Свой вывод аргументируйте.
  8. Перечислите темы исследований, которые поддержали бы работу по избранной вами проблеме. Кратко обоснуйте свой выбор.
  9. Спрогнозируйте возможное ваше личное участие в решении избранной проблемы.

2-й вариант: заполнить таблицу

Последствия глобализации для современных государств.

Сфера жизни общества. Положительные последствия глобализации. Отрицательные
последствия глобализации.
Экономическая.    
Социальная.    
Политическая.    
Духовная.    

Список литературы.

  1. Введение в обществознание. Учебник для 8–9-х классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н.Боголюбова. Москва “Просвещение” 2006.
  2. Энциклопедия. Хочешь знать почему? Редактор Т.Фролова. Москва “Махаон” 2005.
  3. М.М. Поташник. Требования к современному уроку. Москва 2008.
  4. Заключительный этап VII Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию (12–17 апреля 2010 г., г. Смоленск).
  5. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Владимир, 2010.