Мы дети Галактики,
Но, самое главное, –
Мы дети твои, дорогая Земля!
Р. Рождественский
Цели урока:
- образовательные: выявить, в чем проявляется единство и многообразие современного мира, установить, что мир един и многообразен, и одно не противоречит другому; обеспечить знание понятий “глобализация”, “глобальные проблемы человечества”; выделить особенности глобальных проблем, определить пути их решения;
- развивающие и воспитательные: создать условия:
– для развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и решать проблемы);
– для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;
– для воспитания гуманизма, толерантности.
Объяснение новой темы.
Вводное слово учителя.
Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Мы все вместе и каждый в отдельности стали другими и продолжаем стремительно меняться. Любой ученик в классе – уникальная личность. В то же время у вас много общего.
Обсуждение вопросов:
Что нас объединяет? В чем мы разные? (Как ученики 8 класса.)
Вывод: все вы очень разные по своим способностям, интересам, по характеру, темпераменту, но так как вы учитесь в одном классе, то приходится уметь договариваться, быть терпеливым друг к другу, вместе решать поставленные задачи, защищать честь класса. 30 человека вполне могут договориться, хотя конфликты не исключены. Наш класс единый коллектив.
Каждый из нас, неповторимый в своей индивидуальности, является частью всего человечества или современного мира. А на Земле живут более 6 миллиардов уникальных людей. У всех свои цели, и каждый сам выбирает средства их достижения.
Можем ли мы говорить о единстве современного мира?
По этому вопросу существуют следующие точки зрения:
– Единство человечества – только кажущееся. Люди говорят на тысячах языках, исповедуют разные религии, придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.
– Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т.д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир.
Какая точка зрения, на ваш взгляд, является верной?
Что преобладает в современном мире: многообразие или единство?
Определим, в чем проявляется многообразие современного мира.
- Какие типы обществ существуют в современном мире (традиционное, индустриальное, постиндустриальное, западное, восточное)?
- Какие различия можно выделить в экономической сфере жизни общества в разных государствах (тип экономической системы, уровень доходов населения, обеспеченность ресурсами)?
- Чем отличаются современные государства в социальной сфере (численность населения, национальный состав, уровень образования, здравоохранения)?
- По каким признакам мы можем охарактеризовать современное государство (форма правления, территориальное устройство, политический режим)?
- Дайте характеристику России, Японии по данным признакам.
- Какие различия мы видим в духовной сфере (религия, язык, традиции, обычаи)?
Мы определили, в чем проявляется многообразие современного мира.
В чем же его единство? Не мешают ли эти различия, эта непохожесть людям и народам понимать друг друга?
Работа в группах.
- Приведите примеры, как разные страны сотрудничают друг с другом в экономической сфере (промышленность, торговля, финансы, общественные организации).
- Какие проблемы решает социальная сфера в каждом государстве? Какие общественные организации призваны решать данные проблемы в мире?
- Назовите международные политические организации. Какие цели они перед собой ставят?
- Существуют ли культурные связи между государствами? Какой язык принято называть языком международного общения? Назовите мировые религии. Какие функции в мире выполняет интернет?
Итак, связи между государствами постоянно растут. В современном обществознании используется термин “глобализация”, который обозначает взаимосвязь между отдельными государствами.
Особенно ярко взаимосвязь между государствами проявилась в решении проблем, которые принято называть глобальными.
Работа с фотоматериалами.
Вашему вниманию будут представлены фотоматериалы. Сформулируйте глобальную проблему.
- Экологический кризис.
- Истощение ресурсов.
- Неизлечимые болезни. Пандемии.
- Проблема “Север-Юг”. Отсталость стран третьего мира от передовых высокоразвитых стран.
- Демографическая проблема.
- Угроза третьей мировой войны.
- Терроризм.
Задание. Выделить признаки глобальных проблем (угрожают всему человечеству, носят общемировой характер, нуждаются в неотложных мерах по их устранению, решение возможно в рамках всего человечества, глобальные проблемы взаимосвязаны друг с другом).
Философ Френсис Бэкон сказал: “Лучший способ избавиться от проблемы – решить её”. Какие пути решения глобальных проблем можно предложить?
Какая точка зрения по вопросу о становлении единого человечества представляется вам верной?
Исходя из изученного материала, представленных фактов мы можем сделать вывод, что мир един и многообразен. Одно не противоречит другому. Единство человечества дополняет его многообразие. Строки стихотворения Р.Рождественского прекрасно иллюстрируют эту мысль. Мы живем на планете Земля и обязаны заботиться о своем доме.
Закрепление.
- Объяснить, в чем проявляется многообразие и единство современного мира?
- Дать определение “глобализация”.
- Перечислить глобальные проблемы современности. Выделить признаки глобальных проблем.
Домашнее задание:
1-й вариант (повышенной сложности) составить проект – решение глобальной проблемы (по выбору).
План работы.
- Дать четкое определение проблемы.
- Почему вы выбрали эту тему, чем она важна, для общества и для вас лично?
- Цель работы? Какие результаты вы планируете получить?
- Какие шаги по решению данной проблемы уже делаются сегодня?
- Какие (методы) способы исследования вы планируете применить?
- Обоснуйте ваш выбор с точки зрения достижения поставленной цели.
- Кому, каким органам власти, общественным организациям могут быть полезны результаты вашей работы? Свой вывод аргументируйте.
- Перечислите темы исследований, которые поддержали бы работу по избранной вами проблеме. Кратко обоснуйте свой выбор.
- Спрогнозируйте возможное ваше личное участие в решении избранной проблемы.
2-й вариант: заполнить таблицу
Последствия глобализации для современных государств.
Сфера жизни общества. | Положительные последствия глобализации. | Отрицательные последствия глобализации. |
Экономическая. | ||
Социальная. | ||
Политическая. | ||
Духовная. |
Список литературы.
- Введение в обществознание. Учебник для 8–9-х классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией Л.Н.Боголюбова. Москва “Просвещение” 2006.
- Энциклопедия. Хочешь знать почему? Редактор Т.Фролова. Москва “Махаон” 2005.
- М.М. Поташник. Требования к современному уроку. Москва 2008.
- Заключительный этап VII Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию (12–17 апреля 2010 г., г. Смоленск).
- Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. Владимир, 2010.