Вид занятия: Тематическое рисование и аппликация.
Цели и задачи:
- Воспитание интереса и любви к Всемирной истории и истории Отечества, Родине;
- Творческое восприятие мира;
- Развитие творческого подхода к работе;
- Совершенствование графических навыков, проверка усвоения материала предыдущих уроков.
Межпредметные связи: музыка, литература, история, география.
Оборудование:
Литературный ряд: былины.
Зрительный ряд:
- П. Корин «Александр Невский»
- М. Врубель «Богатыри»,
- Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»;
- А. Бубков «Утро на Куликовом поле»;
- В. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Гусляры», «Бой скифов со славянами»;
- В. Суриков «Переход Суворова через Альпы»;
- Иллюстрации к былинам.
Музыкальный ряд:
- Глинка «Иван Сусанин»;
- А. Бородин «Богатырская симфония» 1 часть;
- Песни Великой Отечественной войны «Вставай страна огромная».
Вид используемого на уроке программного обеспечения: Презентация (POWERPOINT): «Богатырская тема в искусстве».
Необходимое аппаратное обеспечение: мультимедийный ноутбук, проектор, экран.
Ход урока
I. Организационный момент
- Проверка готовности класса к уроку;
- Объявление темы, целее и задач урока.
II. Вводная беседа
.. .Уж витязь под горой стоит,
Призывный рог, как буря, воет,
Нетерпеливый конь кипит
И снег копытом мощным роет...
Образы древних городов, героическое прошлое нашей Родины. Былины «Илья Муромец и Калин-царь», «Вольга и Микула», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин».
Показ презентации «Богатырская тема в искусстве»
Рассмотрим картину В.Васнецова «Три богатыря». Что мы видим? Трёх могучих богатырей, которые наиболее часто встречаются в народном эпосе, вместе действуют, помогают друг другу.
– А знаете, как их зовут? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).
Защита Родины, преданное служение ей, своим соотечественникам – священный долг. Образы былинных героев предельно обобщены, собирательны, но вместе с тем в каждом богатыре есть что-то своё, особенное.
Илья Муромец принадлежит людям труда. Для его характеристики в былинах используются слова «добрый», «славный», «удаленький», а эпитетом «старый» подчёркивается его мудрость.
Добрыня Никитич сдержанный, внимательный и образованный.
Алёша Попович – самый молодой, весёлый, находчивый и озорной.
Все они защитники родной земли, лучшие сыны русского народа.
Былины и сказки роднит героико-фантастический метод изображения, столкновение добра и зла, оценка событий и лиц, непременная победа героя и добра. В давние времена былины пелись под гусли, а позже пелись и без музыкального сопровождения. Напевы были величаво-спокойные.
Одни и те же герои показаны в разных видах искусства – музыка, литература, живопись, театр. Художественные образы дополняют друг друга.
III. Подготовка к творческой работе.
- Продумать свою идею;
- Подготовить лист бумаги для творческой работы;
- Организуй своё рабочее место;
IV. Творческая работа учащихся.
- Лист лежит горизонтально, делим пополам. Рисунок размечается лёгкими карандашными линиями (расположение на листе основных элементов: богатырь, изба, крепость вдали и т.д.);
- Уточнение деталей, решение в цвете. Учащиеся подбирают на палитре цвета и решают, какие из них будут нужны для рисунка. Обращают внимание на то , какая будет погода (солнечная или пасмурная, дневное или вечернее время).
- Дополнение композиции аппликацией: вырезаем и наклеиваем отдельные детали из цветной бумаги, в основном детали переднего плана: шлем, щит, меч, забор, изба с коньком крыши, солнце.
- Дополнение другими художественными материалами. Возможно применение смешанной техники.
Требования к работе:
- Выделение смыслового центра композиции (богатырь – дом), он хорошо виден, достаточных размеров;
- Общая выразительность, взаимосвязь в компоновке деталей;
- Аккуратное выполнение всей работы;
- Удачные цветовые сочетания, техника владения красками, аппликацией;
- Проработанность, завершённость.
V. Итоги урока
При анализе рисунков отмечается самостоятельность учащихся при выполнении сюжета, индивидуальность, творческий подход .
Домашнее задание: Доработать композицию, познакомиться с творчеством В. Васнецова.