Богатырская тема в искусстве

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (775 кБ)


Вид занятия: Тематическое рисование и аппликация.

Цели и задачи:

  1. Воспитание интереса и любви к Всемирной истории и истории Отечества, Родине;
  2. Творческое восприятие мира;
  3. Развитие творческого подхода к работе;
  4. Совершенствование графических навыков, проверка усвоения материала предыдущих уроков.

Межпредметные связи: музыка, литература, история, география.

Оборудование:

Литературный ряд: былины.

Зрительный ряд:

  1. П. Корин «Александр Невский»
  2. М. Врубель «Богатыри»,
  3. Мартос «Памятник Минину и Пожарскому»;
  4. А. Бубков «Утро на Куликовом поле»;
  5. В. Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Гусляры», «Бой скифов со славянами»;
  6. В. Суриков «Переход Суворова через Альпы»;
  7. Иллюстрации к былинам.

Музыкальный ряд:

  1. Глинка «Иван Сусанин»;
  2. А. Бородин «Богатырская симфония» 1 часть;
  3. Песни Великой Отечественной войны «Вставай страна огромная».

Вид используемого на уроке программного обеспечения: Презентация (POWERPOINT): «Богатырская тема в искусстве».

Необходимое аппаратное обеспечение: мультимедийный ноутбук, проектор, экран.

Ход урока

I. Организационный момент

  1. Проверка готовности класса к уроку;
  2. Объявление темы, целее и задач урока.

II. Вводная беседа

.. .Уж витязь под горой стоит,
Призывный рог, как буря, воет,
Нетерпеливый конь кипит
И снег копытом мощным роет...

Образы древних городов, героическое прошлое нашей Родины. Былины «Илья Муромец и Калин-царь», «Вольга и Микула», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей», «Алеша Попович и Тугарин».

Показ презентации «Богатырская тема в искусстве»

Рассмотрим картину В.Васнецова «Три богатыря». Что мы видим? Трёх могучих богатырей, которые наиболее часто встречаются в народном эпосе, вместе действуют, помогают друг другу.

– А знаете, как их зовут? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович).

Защита Родины, преданное служение ей, своим соотечественникам – священный долг. Образы былинных героев предельно обобщены, собирательны, но вместе с тем в каждом богатыре есть что-то своё, особенное.

Илья Муромец принадлежит людям труда. Для его характеристики в былинах используются слова «добрый», «славный», «удаленький», а эпитетом «старый» подчёркивается его мудрость.

Добрыня Никитич сдержанный, внимательный и образованный.

Алёша Попович – самый молодой, весёлый, находчивый и озорной.

Все они защитники родной земли, лучшие сыны русского народа.

Былины и сказки роднит героико-фантастический метод изображения, столкновение добра и зла, оценка событий и лиц, непременная победа героя и добра. В давние времена былины пелись под гусли, а позже пелись и без музыкального сопровождения. Напевы были величаво-спокойные.

Одни и те же герои показаны в разных видах искусства – музыка, литература, живопись, театр. Художественные образы дополняют друг друга.

III. Подготовка к творческой работе.

  1. Продумать свою идею;
  2. Подготовить лист бумаги для творческой работы;
  3. Организуй своё рабочее место;

IV. Творческая работа учащихся.

  1. Лист лежит горизонтально, делим пополам. Рисунок размечается лёгкими карандашными линиями (расположение на листе основных элементов: богатырь, изба, крепость вдали и т.д.);
  2. Уточнение деталей, решение в цвете. Учащиеся подбирают на палитре цвета и решают, какие из них будут нужны для рисунка. Обращают внимание на то , какая будет погода (солнечная или пасмурная, дневное или вечернее время).
  3. Дополнение композиции аппликацией: вырезаем и наклеиваем отдельные детали из цветной бумаги, в основном детали переднего плана: шлем, щит, меч, забор, изба с коньком крыши, солнце.
  4. Дополнение другими художественными материалами. Возможно применение смешанной техники.

Требования к работе:

  1. Выделение смыслового центра композиции (богатырь – дом), он хорошо виден, достаточных размеров;
  2. Общая выразительность, взаимосвязь в компоновке деталей;
  3. Аккуратное выполнение всей работы;
  4. Удачные цветовые сочетания, техника владения красками, аппликацией;
  5. Проработанность, завершённость.

V. Итоги урока

При анализе рисунков отмечается самостоятельность учащихся при выполнении сюжета, индивидуальность, творческий подход .

Домашнее задание: Доработать композицию, познакомиться с творчеством В. Васнецова.