Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-игра с элементами проектирования
Цели:
- Познакомить с историей появления букв; дать знания об особенностях русского алфавита; вырабатывать практический навык использования алфавита.
- Работать над развитием творчества учащихся.
- Прививать интерес к получению новых знаний об истории культуры нашей страны.
Ход урока
I. Вводное слово учителя
Здравствуйте, ребята. Вслушайтесь, как звучит слово «здравствуйте». Мы его произносим, доля секунды – и его нет. А если как-нибудь остановить звуки? Самые разные древние народы искали способы «остановить» звуки. Сегодня мы с вами познакомимся с историей появления письменности, букв, особенностями алфавита. Мы будет работать в двух группах, которые называются «Алфавит» и «Азбука». Что обозначают эти слова, мы озвучим после. Слайд 1.
II. Актуализация опорных знаний
Вступительное слово учителя:
Когда-то народы были бесписьменными. Кое-где такие народы существуют и в наше время. Как же они обходились и обходятся без письма? У каждого народа есть свои сигналы символы. Символы без слов обозначают, запрещают или разрешают.
Ребята, отгадайте, что обозначают эти символы? Слайд 2.
Какие ещё сигналы использовали древние люди?
(свист, узелки различной формы, ракушки, звук большого барабана тамтама, дым от костра). Слайды 3-4.
Однако язык сигналов не может выразить всю возможную информацию, поэтому люди придумали язык рисунков.
Вот как об этом рассказал американский поэт Генри Лонгфелло в «Песне о Гайавате», легендарном индейском вожде. Слайд 5.
«Песнь о Гайавате»
Из мешка я вынул краски.
Всех цветов я вынул краски.
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур и знаков;
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
Белый круг был знаком жизни.
Черный круг был знаком смерти:
Дальше шли изображенья
Неба, звезд, луны и солнца,
Вод, лесов и горных высей,
И всего, что населяет
Землю вместе с человеком.
Для земли нарисовал я
Краской линию прямую,
След, направленный к вигваму.
Был эмблемой приглашенья,
Знаком дружеского пира;
Для небес – дугу над нею,
Для восхода – точку слева.
Для заката – точку справа
А для полдня – на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало.
Звезды в центре – время ночи,
А волнистые полоски –
Тучи, дождь и непогоду.
Однако и с помощью рисунков можно выразить далеко не все. И люди придумали иероглифы (священные знаки), которые выражали слово или его часть.
Посмотрите на иероглифы племени майя или древнеегипетские иероглифы. Эта запись означает «Я – владыка характера», то есть «я обладаю крепким характером». Слайды 6-7.
Ребята, какие современные народы имеют иероглифическое письмо? (китайцы, японцы). Китайцы любят свои иероглифы, гордятся ими, но не случайно родился анекдот, как будет выглядеть китайская пишущая машинка, если в языке несколько тысяч иероглифов. Это очень неудобно и трудоёмко.
Поэтому древние люди придумали буквы – фигурки, значки для звуков.
Ребята, а как называются все буквы, собранные вместе? Как еще его называют? Как эти слова получили свое название?
Каждая буква – застывший звук. Жившие 3 тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы только для обозначения согласных звуков. Они могли этим обойтись. Слайд 8.
Но этот алфавит усовершенствовали греки, придумавшие буквы-гласные. Ученый Пеламед сумел создать 16 букв. Следующие поколения добавляли по 2-3 буквы. Греческий алфавит «завоевал» весь мир: на его базе народы создавали свою письменность. Слайд 9.
Кто же создал славянскую азбуку? Славянскую азбуку (она также основывалась на греческом алфавите) разработали братья Кирилл и Мефодий родом из Греции, города Солоники. Мать их была болгарка.
Кирилл и Мефодий были монахами и своей проповедью много способствовали утверждению христианства в славянском мире, а именно в Болгарии. Оттуда христианская вера распространилась в соседнюю с ней Сербию.
В 863 году с помощью брата Мефодия и учеников Кирилл составил старославянскую азбуку, которая была названа его именем (кириллица), и перевел на болгарский язык с греческого основные Богослужебные книги. Кирилл и Мефодий почитаются, как святые и на Востоке и на Западе. Слайды 1-12.
Сравните кириллическую азбуку с современным алфавитом. Какие буквы исчезли из нашей письменности? Слайды 13-14. Приложение 1
А какие буквы добавились ? (Й, Ё, Э, Я). Буквы Ь, Ъ утратили звук.
Диктант «Парад букв».
Каждой весной, 24 мая, население Болгарии отмечает удивительный праздник. Все от мала до велика и в городах, и в селах выходят на улицы. Попробуйте угадать, что несут демонстранты, проходя по центральным улицам. Лозунги? Портреты? Да. Несут они и цветы, ведь великий праздник без цветов невозможно представить. Самое удивительное в этом красочном шествии то, что люди несут огромные красочные буквы. Буквы, к которым мы все привыкли: они одинаковы для русских и болгар. А на портретах – создатели славянской азбуки – Кирилл и Мефодий. Слайд 15.
Задание: определите, жители каких ещё стран несли бы эти буквы? (Болгария, Сербия, Македония, Украина, Белоруссия, Россия). Слайд 16.
Ребята, вы видите, что каждая буква в кириллической азбуке имела своё название. С этими именами связаны крылатые выражения и пословицы. Слайд 17.
Ребята, а каково практическое значение имеет знание алфавита?
В каких сферах деятельности человека необходимо это знание? (При необходимости систематизировать материал, найти информацию в словарях, энциклопедиях, в телефонном справочнике, в библиотечном каталоге).
У детского поэта Б.Заходера есть весёлый сборник стихов «Мохнатая азбука». Предлагаю вам составить свой проект азбуки и защитить его. Слайд 18 Приложение 2
IV. Подведение итогов урока, рефлексия.
Слайд 19.
V. Домашнее задание.
Слайд 20.
- Повторить алфавит §58;
На выбор:
- Выполнить упражнение 289;
- Расположить учебные предметы в алфавитном порядке и записать;
- Придумать свою «Цветочную» азбуку по аналогии с «Мохнатой азбукой» Б. Заходера.
- Придумать лингвистическую сказку о любой букве.