Образовательные цели:
- Повторить и расширить знания учащихся о свойствах параллелограмма;
- Сформировать умения применять изученные свойства при решении задач;
- Приобретение навыков построения параллелограмма;
Воспитательные цели:
- Направлены на формирование положительной мотивации учения,
- Воспитание самостоятельности и коллективизма;
- Воспитание чувства гордости за нашу республику;
Развивающие цели: Развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание.
Содержание темы. Данная тема программы 8 класса по геометрии учебник Л. Атанасян «Геометрия 7 – 9 класс» Заключительный урок по теме «Параллелограмм».
Структура урока:
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели;
- Повторение темы на основе опытной практической работы и рассмотрение применения параллелограмма в жизни;
- Диагностика усвоения системы знаний и умений её применения для выполнения задач на готовых чертежах;
- Подведение итогов урока;
- Дифференцированное творческое домашнее задание;
- Рефлексия.
Техническое оборудование: интерактивная доска или компьютер, проектор, экран и национальный костюм удмуртки.
Ход урока:
- Постановка цели урока;
- Примеры применения параллелограмма в жизни;
- Повторение признаков параллелограмма;
- Просмотр построение параллелограмма;
- Практическая работа;
- Повторение свойств параллелограмма;
- Решение задач по готовым чертежам устно;
- Решение задач по готовым чертежам письменно;
- Домашнее задание;
- Рефлексия.
1) Постановка цели урока
Презентация
Учитель: Здравствуйте. Урок я сегодня хочу начать с загадки. Отгадав ее, скажите, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? (слайд 2)
Хоть стороны мои попарно и равны, и параллельны
Я все ж в печали, что не равны мои диагонали.
Да и углы не делят пополам,
Но все ж скажи, дружок, кто я?
(слайд 2, нажать курсор мышки) (параллелограмм)
Печаль моя еще сильна и потому,
что я не нужен никому.
Учитель: Как вы думаете, чем опечален параллелограмм?
(что он не нужен никому)
Учитель: Вы думаете, он прав?
(нет, ему есть применение)
Учитель: Тогда какую цель мы поставим на нашем уроке?
(найти применение параллелограмма)
Учитель: Запишем тему урока: Применение параллелограмма.
2) Примеры применения параллелограмма в жизни
Учитель: Взгляните на экран (слайд 3)
Учитель: Что общего между гербом, флагом Удмуртии и темой нашего урока ?
(красный многоугольник)
Учитель: Правильно. Это солярный знак. (слайд 3, нажать курсор мышки)
Солярные знаки, по преданию, оберегают человека от несчастий. Большой солярный знак является земным воплощением оберегающих сил, малые - космическим.
Учитель: А почему, как вы думаете, я заговорила о солярном знаке? (слайд 4)
(он состоит из 8 одинаковых параллелограммов)
Учитель: Правильно. Посмотрите (слайд 4, нажать курсор мышки)
Вот мы и нашли первое применение параллелограмма.
А где у себя в селе вы встречали такой знак?
(при въезде в село)
Учитель: Правильно. На стеле при въезде в село Якшур – Бодья. Посмотрите на слайд (слайд 5)
И зачем архитекторы установили солярный знак на стелу?
(защищает людей, проживающих в селе Як-Бодья от несчастий.)
Учитель: Ну и пользуясь, случаем поздравляю вас с 300 летним юбилеем нашего села.
Параллелограмм применяется не только на гербе и флаге, но и в орнаменте национального удмуртского костюма. Традиционный удмуртский орнамент геометрический: используются ромбы, параллелограммы, кресты, квадраты, звёзды, параллельные и пересекающиеся линии, зигзаги, точки.
Посмотрите на экран (слайд 6) , и на национальный костюм, который весит у доски. Там в орнаменте используются параллелограммы. Мы еще нашли одно применение.
Параллелограмм применяется и в других предметах, например физике. Для нахождения равнодействующей силы. (слайд 7)
Применяется и в предметах, окружающих вас, например велосипед. (слайд 7)
Нахождением других предметов, вы займетесь в домашнем задании, а сейчас перейдем, к построение параллелограмма с помощью инструментов.
3) Повторение признаков параллелограмма;
Учитель: Для построения необходимо повторить признаки параллелограмма.
(учащиеся перечисляют признаки параллелограмма)
Учитель: Можно выделить три признака: (слайд 8)
- Противоположные стороны равны
- Противоположные стороны параллельны
- Диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам
И для построения воспользуемся двумя последними признаками.
4) Просмотр построение параллелограмма;
- Построение с помощью линейки и треугольника. Просмотрите построение (слайд 9)
- Построение с помощью циркуля (слайд 10)
5) Практическая работа;
Повторите данные построения по вариантам 1 вариант - первым способом, 2 вариант – вторым способом.
При необходимости, если учащиеся затрудняются с построением, можно повторить построение на экране.
6) Повторение свойств параллелограмма;
Следующее применение в решении задач.
Для решения задач нам необходимо повторить свойства параллелограмма.
(ребята называют свойства параллелограмма)
Итак, можно выделить три основные свойства: (слайд 11)
- Противоположные стороны равны
- Противоположные углы равны
- Диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам
7) Решение задач по готовым чертежам (слайды 12-15)
– устно с помощью интерактивной доски. Учащиеся на доске, по чертежу, дописывают найденные элементы и проговаривают решение вслух.
8) Письменное решение задач.
Закрепление решение задач с 5 по 8 – письменно в тетради. Приложение 1
По истечению 10 минут самопроверка по готовым ответам (слайд 16)
9) Домашнее задание: (слайд 17)
- Повторить стр. 101 – 102 учебник Л. Атанасян «Геометрия 7 – 9 класс».
- Выполнить книжки малышки.
Для девочек: придумать свои орнаменты
Для мальчиков: предметы, содержащие параллелограмм. - Дифференцированное задание: решение задач по карточкам. Приложение 2
Для выполнения домашнего задания желающим ребятам предлагается взять домой на электронных носителях интерактивный плакат. Приложение 3
10) Рефлексия
Учитель: Как вы думаете, мы справились с поставленной задачей, нашли применение параллелограмма?
Давайте вспомним какие?
С помощью интерактивного плаката идет быстрое повторение материала урока. Приложение 3
Учитель: Изобразите руками тот угол, который больше всего отражает объем полученных вами знаний на этом уроке. Спасибо за урок.
Литература:
- «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасян и др., учебник для общеобразовательных учреждений, М: Просвещение,2006.
- «Уроки геометрии в 7-9 классах» В.И.Жохов и др., методические рекомендации к учебнику Л.С. Атанасяна, М: Мнемозина, 2006.
- С.М. Саврасова, Г.А. Ястребинецкий. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1990.
- Н. Ф. Гаврилова. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. M.: ВАКО, 2004. – 288с. – (В помощь школьному учителю)
- Мельникова Н. Б., Лепихова М. Тематический контроль по геометрии. 8 кл. - М.: Интеллект-Центр. 2007