Урок геометрии в 8-м классе по теме "Параллелограмм и его применение"

Разделы: Математика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (913 кБ)


Образовательные цели:

  1. Повторить и расширить знания учащихся о свойствах параллелограмма;
  2. Сформировать умения применять изученные свойства при решении задач;
  3. Приобретение навыков построения параллелограмма;

Воспитательные цели:

  1. Направлены на формирование положительной мотивации учения,
  2. Воспитание самостоятельности и коллективизма;
  3. Воспитание чувства гордости за нашу республику;

Развивающие цели: Развивать познавательные процессы, память, воображение, мышление, внимание.

Содержание темы. Данная тема программы 8 класса по геометрии учебник Л. Атанасян «Геометрия 7 – 9 класс» Заключительный урок по теме «Параллелограмм».

Структура урока:

  • Мотивационная беседа с последующей постановкой цели;
  • Повторение темы на основе опытной практической работы и рассмотрение применения параллелограмма в жизни;
  • Диагностика усвоения системы знаний и умений её применения для выполнения задач на готовых чертежах;
  • Подведение итогов урока;
  • Дифференцированное творческое домашнее задание;
  • Рефлексия.

Техническое оборудование: интерактивная доска или компьютер, проектор, экран и национальный костюм удмуртки.

Ход урока:

  1. Постановка цели урока;
  2. Примеры применения параллелограмма в жизни;
  3. Повторение признаков параллелограмма;
  4. Просмотр построение параллелограмма;
  5. Практическая работа;
  6. Повторение свойств параллелограмма;
  7. Решение задач по готовым чертежам устно;
  8. Решение задач по готовым чертежам письменно;
  9. Домашнее задание;
  10. Рефлексия.

1) Постановка цели урока

Презентация

Учитель: Здравствуйте. Урок я сегодня хочу начать с загадки. Отгадав ее, скажите, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? (слайд 2)

Хоть стороны мои попарно и равны, и параллельны

Я все ж в печали, что не равны мои диагонали.

Да и углы не делят пополам,

Но все ж скажи, дружок, кто я?

(слайд 2, нажать курсор мышки) (параллелограмм)

Печаль моя еще сильна и потому,

что я не нужен никому.

Учитель: Как вы думаете, чем опечален параллелограмм?

(что он не нужен никому)

Учитель: Вы думаете, он прав?

(нет, ему есть применение)

Учитель: Тогда какую цель мы поставим на нашем уроке?

(найти применение параллелограмма)

Учитель: Запишем тему урока: Применение параллелограмма.

2) Примеры применения параллелограмма в жизни

Учитель: Взгляните на экран (слайд 3)

Учитель: Что общего между гербом, флагом Удмуртии и темой нашего урока ?

(красный многоугольник)

Учитель: Правильно. Это солярный знак. (слайд 3, нажать курсор мышки)

Солярные знаки, по преданию, оберегают человека от несчастий. Большой солярный знак является земным воплощением оберегающих сил, малые - космическим.

Учитель: А почему, как вы думаете, я заговорила о солярном знаке? (слайд 4)

(он состоит из 8 одинаковых параллелограммов)

Учитель: Правильно. Посмотрите (слайд 4, нажать курсор мышки)

Вот мы и нашли первое применение параллелограмма.

А где у себя в селе вы встречали такой знак?

(при въезде в село)

Учитель: Правильно. На стеле при въезде в село Якшур – Бодья. Посмотрите на слайд (слайд 5)

И зачем архитекторы установили солярный знак на стелу?

(защищает людей, проживающих в селе Як-Бодья от несчастий.)

Учитель: Ну и пользуясь, случаем поздравляю вас с 300 летним юбилеем нашего села.

Параллелограмм применяется не только на гербе и флаге, но и в орнаменте национального удмуртского костюма. Традиционный удмуртский орнамент геометрический: используются ромбы, параллелограммы, кресты, квадраты, звёзды, параллельные и пересекающиеся линии, зигзаги, точки.

Посмотрите на экран (слайд 6) , и на национальный костюм, который весит у доски. Там в орнаменте используются параллелограммы. Мы еще нашли одно применение.

Параллелограмм применяется и в других предметах, например физике. Для нахождения равнодействующей силы. (слайд 7)

Применяется и в предметах, окружающих вас, например велосипед. (слайд 7)

Нахождением других предметов, вы займетесь в домашнем задании, а сейчас перейдем, к построение параллелограмма с помощью инструментов.

3) Повторение признаков параллелограмма;

Учитель: Для построения необходимо повторить признаки параллелограмма.

(учащиеся перечисляют признаки параллелограмма)

Учитель: Можно выделить три признака: (слайд 8)

  1. Противоположные стороны равны
  2. Противоположные стороны параллельны
  3. Диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам

И для построения воспользуемся двумя последними признаками.

4) Просмотр построение параллелограмма;

  1. Построение с помощью линейки и треугольника. Просмотрите построение (слайд 9)
  2. Построение с помощью циркуля (слайд 10)

5) Практическая работа;

Повторите данные построения по вариантам 1 вариант - первым способом, 2 вариант – вторым способом.

При необходимости, если учащиеся затрудняются с построением, можно повторить построение на экране.

6) Повторение свойств параллелограмма;

Следующее применение в решении задач.

Для решения задач нам необходимо повторить свойства параллелограмма.

(ребята называют свойства параллелограмма)

Итак, можно выделить три основные свойства: (слайд 11)

  1. Противоположные стороны равны
  2. Противоположные углы равны
  3. Диагонали параллелограмма точкой пересечения делятся пополам

7) Решение задач по готовым чертежам (слайды 12-15)

– устно с помощью интерактивной доски. Учащиеся на доске, по чертежу, дописывают найденные элементы и проговаривают решение вслух.

8) Письменное решение задач.

Закрепление решение задач с 5 по 8 – письменно в тетради. Приложение 1

По истечению 10 минут самопроверка по готовым ответам (слайд 16)

9) Домашнее задание: (слайд 17)

  1. Повторить стр. 101 – 102 учебник Л. Атанасян «Геометрия 7 – 9 класс».
  2. Выполнить книжки малышки.
    Для девочек: придумать свои орнаменты
    Для мальчиков: предметы, содержащие параллелограмм.
  3. Дифференцированное задание: решение задач по карточкам. Приложение 2

Для выполнения домашнего задания желающим ребятам предлагается взять домой на электронных носителях интерактивный плакат. Приложение 3

10) Рефлексия

Учитель: Как вы думаете, мы справились с поставленной задачей, нашли применение параллелограмма?

Давайте вспомним какие?

С помощью интерактивного плаката идет быстрое повторение материала урока. Приложение 3

Учитель: Изобразите руками тот угол, который больше всего отражает объем полученных вами знаний на этом уроке. Спасибо за урок.

Литература:

  1. «Геометрия 7-9» Л.С. Атанасян и др., учебник для общеобразовательных учреждений, М: Просвещение,2006.
  2. «Уроки геометрии в 7-9 классах» В.И.Жохов и др., методические рекомендации к учебнику Л.С. Атанасяна, М: Мнемозина, 2006.
  3. С.М. Саврасова, Г.А. Ястребинецкий. Упражнения по планиметрии на готовых чертежах: Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1990.
  4. Н. Ф. Гаврилова. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. M.: ВАКО, 2004. – 288с. – (В помощь школьному учителю)
  5. Мельникова Н. Б., Лепихова М. Тематический контроль по геометрии. 8 кл. - М.: Интеллект-Центр. 2007