Цели урока:
- Образовательные: сформировать у учащихся знания по электростатике, изучить закон Кулона, дать понятие напряженности электрического поля и силовых линий электрического поля;
- Развивающие: стимулировать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, самостоятельность;
- Воспитательные: воспитывать умение использовать свой интеллект, рационально использовать свое время.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
- беседа;
- демонстрация слайдов;
- рассказ.
Программно-дидактическое обеспечение: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, экран, слайд-презентация.
План урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
Учитель: Ребята, мы с вами приступаем к изучению новой темы "Постоянное электрическое поле в вакууме". На этом уроке мы познакомимся с основным законом электростатики - законом Кулона, а также с силовой характеристикой электрического поля - напряженностью.
2. Актуализация опорных знаний.
Беседа:
- Что представляет собой электрический заряд?
- Перечислите свойства электрического заряда?
- В чем сходство и в чем отличие свойств электрического заряда от свойств массы (гравитационного заряда)?
- Как называется единица электрического заряда?
- Чему равно значение элементарного заряда?
3. Изложение нового материала, рассказ с использованием презентации.
Слайд №5.
Основная задача теории электромагнитного поля формулируется так:
Задано распределение и движение электрических зарядов; требуется найти векторы Е и В создаваемого ими электромагнитного поля.
Определим поле, создаваемое одним неподвижным точечным зарядом в вакууме.
Слайд №6.
Опытным путем было установлено, что в электромагнитном поле, создаваемом неподвижными зарядами, на любой пробный заряд действует только электрическая сила. Магнитная сила в таком поле не действует.
Слайд №7.
Электрическое поле, создаваемое неподвижными зарядами, называется электростатическим.
Чтобы определить вектор напряженности электростатического поля, создаваемого неподвижным точечным зарядом q0, поместим в это поле другой, пробный электрический заряд q и найдем силу взаимодействия между ними.
Слайд №8.
Вопрос об электрической силе оставался открытым до 1785г., когдо французский инженер и ученый Шарль Огюстен Кулон сообщил о своем открытии:
Сила электрического взаимодействия между двумя неподвижными заряженными частицами в вакууме прямо пропорциональна произведению их зарядов и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.
Коэффициент пропорциональности k в этом законе численно равен силе, действующей в вакууме между двумя точечными зарядами по 1 Кл на расстоянии 1 м друг от друга.
Для своих опытов Кулон сконструировал специальный прибор для измерения слабых сил - крутильные весы.
Слайд №9.
Если q0 - источник поля, а q - пробный заряд,помещенный в точку с радиусом-вектором r (проведенным от источника поля), то закон Кулона можно представить в векторном виде.
Слайд №10.
Напряженность электростатического поля точечного заряда прямо пропорциональна заряду источника поля и обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника поля до данной точки.
Слайд №11.
Электрическое поле точечного заряда не является однородным. Если это поле создается положительным зарядом, то его силовые линии расходятся; если же отрицательным, то его силовые линии сходятся.
Слайд №12.
Заряды равны по абсолютной величине.
Слайд №13.
Заряды равной величины.
4. Закрепление материала. Слайд №14.
- Какое поле называют электростатическим?
- Сформулируйте закон Кулона.
- Опишите опыт Кулона.
- В чем сходство и в чем различие между законами Кулона и всемирного тяготения?
5. Домашнее задание.
§56[1], ответить на вопросы, № 254[1], 258[1], 262[1].
Список литературы
- Физика 10, под редакцией Н.В. Шароновой, М, Просвещение
- Физика 10, Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский, М, Просвещение