Сюжетная аппликация из соломки. Подводный мир

Разделы: Технология, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: Познакомить учащихся с одним из видов народного искусства – соломкой.

Задачи:

  • Обучающая. Обучать детей подбирать и создавать эскизы будущей работы.
  • Развивающая. Развить художественный вкус и творческую активность.
  • Воспитывающая. Воспитывать у детей интерес к народному искусству.

Оборудование:

  • Для учителя. Таблица последовательности выполнения аппликации, трафареты рыб, водорослей и т.д., подготовленный фон .
  • Для учащихся. Соломенное полотно, дощечка ДВП, ножницы, клей ПВА, паетки, бисер.

Литература: Большая книга знаний. –М., 2008.

Музыка: Сборник классической музыки.

План занятия.

  1. Организационная часть – 3 минуты.
  2. Объяснение нового материала – 10 минут.
  3. Самостоятельная работа – 22 минут.
  4. Завершение занятия – 5 минут.

Ход занятия

Приветствую детей. Объявляю тему и цели занятия.

С каким природным материалом будем работать, вы узнаете отгадав загадку:

Весной – травкой шелковистой,
Летом – нивой золотистой,
Ну, а зимнею порою –
Аппликацией-игрою.
Сухая очень ломка,
Зовут ее … (Соломка)

После этого задаю вопросы:

  • Что это за природный материал? (Сухие стебли)
  • Можно ли уверенно сказать, какой цвет у соломки?
  • Какие хлебные злаки используют для работы?
  • Что изготавливают из соломки? (Делают шляпы, корзинки, мебель, бытовые предметы, игрушки).

Соломка – один из интересных природных материалов, дающих большие возможности для фантазии и творчества человека.

Художники – любители делают из соломки много самых разнообразных художественных изделий: картины и панно по принципу аппликации, украшают соломкой изделия из дерева, делают фигурки людей, птиц и животных, создают из этих фигурок жанровые сцены, плетут коврики и циновки. Яркий золотистый цвет соломки придает любому изделию необыкновенную нарядность.

Сегодня на уроке мы должны выполнить сюжетную композицию «Подводный мир».

  • Каким может быть оно?
  • Каких рыбок вы знаете, какой у них окрас?

Сюжетная аппликация состоит из нескольких разных фигур, которые часто находятся в движении.

Для композиции возьмем голубой фон.

Первый предварительный этап: я обработала соломинки, разрезала вдоль пополам, проутюжила полученные половинки и наклеила проглаженные соломинки на кальку, получились готовые плоскости.

Во втором этапе самостоятельная работа: мы с вами будем обводить по готовым трафаретам детали будущей композиции: рыбок, водорослей, и других морских животных. Составим будущую композицию.

Учитель объясняет последовательность выполнения аппликации.

  1. Подготовили фон, оклеенный картон бархатной синей тканью.
  2. Нарисовали эскиз.
  3. Сделали шаблоны каждой детали эскиза.
  4. Наложили шаблоны на соломенное полотно и выстригли деталь аппликации.
  5. Смазываем клеем детали и наклеиваем их на фон.

После того, как дети придумали эскизы, они приступают к самостоятельной работе. В конце занятия педагог отмечает лучшие работы.

Самостоятельная работа: 

  1. Обводим по трафарету морских обитателей.
  2. Вырезаем ножницами полученные фигурки.
  3. По задуманному эскизу составляем композицию.
  4. Сначала выложим водоросли, а затем выкладывайте рыбок и других морских обитателей. В конце сделайте плавники и глаза. Между рыбками приклейте соломенные кружочки – пузырьки воздуха.
Во время самостоятельной работы разгадываем загадки про обитателей водоемов.

Загадки

Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой,
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой.
(Аквариум)

Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
(Рыбка)

Хвостом виляет, зубаста, а не лает.
(Щука)

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(Сом)

В реке большая драка:
Поссорились два ... (рака)

Ползёт наоборот, задом наперёд,
Всё под водой хватает клешнёй.
(Рак)

Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны.
(Сом)

Он колючий, но не еж,
А речная рыба … (Ерш)

У нее во рту пила.
Под водой она жила,
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала.
(Щука)

Итог урока:

Учащиеся научились:

  • выполнять поручения педагога, данные в устной и письменной форме;
  • определять материалы и инструменты, необходимые для работы, правильно использовать их при работе;
  • обрабатывать соломку: резать, парить, распарывать и гладить;
  • переводить эскиз на кальку;
  • содержать в порядке свое рабочее место.

Учащиеся узнали:

  • названия основных злаковых растений;
  • названия изготовленных предметов, материалов, инструментов, действий с ними;
  • правила по технике безопасности при работе.

Учащиеся получили представление:

  • о декоративно-прикладном искусстве;
  • о народных традициях.

С каким видом искусства сегодня вы познакомились?

Что нового для себя узнали?

Понравилось ли вам работать с этим материалом?

Анализ практической части работы:

  • Удалась ли работа?
  • Красивый ли у нас подводный мир?

Завершение урока: 

Спасибо за внимание.

Мне очень понравилось с вами работать.

До свидания.