Урок развития речи по теме "Звуки и краски весны"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


1. Психологический настрой

- Здравствуйте! Сегодня у нас гости, давайте их поприветствуем. Теперь садитесь. Сядьте удобно. Положите руки в удобное положение. Расслабьтесь. Закройте глаза. Направляйте мысленно во все стороны от себя Любовь, Добро, Мир. Будьте послушными, добрыми, уважайте друг друга, говорите друг другу хорошие слова. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, а теперь соберитесь с мыслями и начнём урок. Я желаю вам успехов.

2. Организационный момент и сообщение целей урока.

- А теперь послушайте музыку.

(играет музыка)

- Ребята, звуки какого времени года вы слышите? Звучит запись – пение птиц, журчание ручейков.

(весна) (слайд 2)

- Закройте глаза и шепотом произнесите: “Весна…”

- Какое чувство возникло?

- Сегодня на уроке будем говорить о весне. Весна будет ключевым словом нашего сегодняшнего урока.

3. Изучение нового материала

- Ребята, а что самое интересное происходит весной?

(таяние снега)

- Посмотрите, так начинает таять снег?

(слайд 3 )

- Согласны?

- А что здесь не так? (неправильная последовательность, не по порядку, не на своем месте)

- А когда не на своем месте, как можно сказать? (беспорядок)

- Хаос

- Что нужно сделать с картинками? (поставить по порядку)

СТАВИМ – дети рассказывают

(слайд 4)

- Как вы думаете, а везде ли нужен порядок?

- А где должен быть порядок?

- А в предложениях должен быть порядок?

- Как должны быть расположены предложения в тексте?

- Вот и нам нужно навести порядок в предложениях.

(слайды с предложениями - 5-9)

(ТЁПЛОЕ СВЕТИТ СОЛНЫШКО

СНЕЖИНКИ НА ЗЕМЛЮ БЕЛЫЕ ПАДАЮТ

ВЕСНА ПРИШЛА ДРУЖНАЯ

НАДУЛИСЬ БЕРЁЗАХ МАЛЕНЬКИЕ НА ПОЧКИ

И ОЖИЛА ПРИРОДА ПРОСНУЛАСЬ

ВЕСЕННИЙ ПОДУЛ ВЕТЕРОК ТЁПЛЫЙ)

(Светит тёплое солнышко.

Пришла дружная весна.

На берёзах надулись маленькие почки.

Природа проснулась и ожила.

Подул тёплый весенний ветерок.

На землю падают белые снежинки.)

- Посмотрите на предложения. Что заметили?

(слайд 10)

(одно предложение относится к зиме )

- Но посмотрите, что наделали быстрые ручейки!

(слайд 11)

(Смешал все времена года)

(На картину выскакивает маленькие картинки: снег, весна, сугробы, солнце, птицы, белый заяц, ручейки, дети на лыжах,подснежники ).

- На ней появились лишние картинки, или произошел беспорядок.

- А что нужно сделать, чтобы не было этого хаоса (беспорядка)? (навести порядок)

- Давайте наведем порядок, то есть уберем лишние картинки.

(Остались картинки:

  • Весна
  • Солнце
  • Птицы
  • Ручейки
  • Подснежник)

(слайд 14)

Тексты на столах у детей

- Но посмотрите, весенним днем случился хаос и в тексте, в нём перепутались все предложения. И нам нужно восстановить текст, то есть навести порядок. Вам необходимо поставить последовательно цифры, чтобы получился связной текст, а в этом вам помогут картинки.

- У вас на столах лежат листочки с предложениями. Но если вы поставите по смыслу, то получится текст.

ТЕКСТ: Пришла тёплая весна. На небе ярко светит солнце. В лесу звонко поют птицы. Побежали быстрые и звонкие ручейки. Из-под снега выглядывает голубая головка подснежника.

- О весне можно причитать, ее можно рисовать, Весну можно увидеть на картинах. А сейчас вы попробуете увидеть весну, слушая музыку. Это музыкальное произведение написал итальянский композитор Антонио Вивальди. Называется оно “Весна”. Предлагаю вам закрыть глаза и зрительно представить то, что вы будете слышать. Можно прилечь на парту.

Звучит музыка.

- Вам понравилось? Что вы увидели?

(Дети высказываются)

- Только очень внимательным и чутким людям удается увидеть так много, слушая музыку.

- Прежде, чем мы начнём с вами работать дальше, я хочу, чтобы мы немного отдохнули.

Физминутка

А для этого мы “отправимся” на луг, где расцвели первые весенние цветы. Встаньте (Дети стоя выполняют дыхательную гимнастику. Упражнение “Ароматный цветок”.)

Сделать медленный глубокий вдох носом, при плотно сжатых губах. Задержите дыхание. На выдохе произнести фразу: “Какой ароматный цветок”.)

- А сейчас, наоборот, читая и анализируя художественное произведение, мы попробуем с вами УСЛЫШАТЬ весну.

Это отрывок из сказки Эдуарда Юрьевича Шима “Весна”.

Э.Ю. Шим – писатель, который много своих произведений написал для детей. Это произведения о природе, об отношениях природы и человека. (слайд 16)

С этим отрывком вы познакомились дома. Давайте прочитаем его выразительно.

(Дети читают)

(слайд 17)

Весна
(отрывок)

Слышите?

Светлые капли вызванивают, струйки плещутся, волны струнами рокочут… Всё громче, всё радостней музыка!

Это я, Весна, еду нынче по лесу. У меня упряжка из двенадцати самых быстрых ручьёв. Распустили они пенные гривы, мчатся с пригорков, пробивают дорогу в грязных снегах. Ничто их не остановит!

Летите, мои серебряные кони, – эгей, эгей!

Впереди лежит земля пустынная, заснувшая мёртвым сном. Кто её разбудит, кто к жизни вызовет?

Я, Весна, это сделаю. У меня полные пригоршни живой воды. Я спрысну землю этой водою, и тотчас всё кругом станет оживать…

- Сейчас мы с вами докажем, что наступление весны действительно можно услышать. Каким словом автор начинает сказку?

(Слышите?)

- Посмотрите на первую часть сказки и назовите слова и выражения, которые помогают услышать весну. Обратите внимание на выделения в сказке.

(На слайде 18:

  • вызваниваются
  • плещутся
  • рокочут)

(Дети высказываются)

- Кто знает, что значит слово “рокотать”?

(слайд 19)

(Рокотать – это издавать рокот, однообразный раскатистый звук).

- Прочитайте ещё раз последнее предложение первой части. Какую музыку вы услышали? Какое настроение она вызывает?

(Дети высказываются)

- Давайте перейдем ко второй части. Здесь встречается слово “упряжка”. Кто знает, что оно обозначает?

(слайд 20)

(Упряжка – несколько животных запряженных вместе).

- Прочитайте вторую часть и скажите, какие слова помогают услышать звуки?

(в ответах детей обязательно прозвучит слово “ручей”).

- Поскольку ручей создает особую звуковую атмосферу, когда весной мчится по дорожкам, то и его шум тоже можно услышать.

- Это какой звук?

(журчание)

- А представьте себе один ручеек как звучит?

- А здесь сколько? (12)

- И что они делают?

(мчатся с пригорка)

- А почему ручей сравнивают с серебряными конями? (быстрые, блестящие).

- Прочитайте, как Весна подгоняет своих коней? (летите - эгей, эгей)

- Почему летите?

- Что Весна хочет сделать? (разбудить землю).

- Почему?

- Какой она увидела землю?

(Дети читают)

- Ну и кто же разбудит эту землю?

- А что поможет Весне разбудить мертвую землю? (пригоршни живой воды).

(слайд 21)

- Пригоршни – ладонь или две ладони, сложенные вместе. Протяните вперед ручки и покажите, как Весна сбрызгивала землю. (небольшая разрядка для детей).

- А откуда у Весны живая вода, почему её много?

(Дети высказываются)

- Обратите внимание на сказочный образ Весны, Весна сама рассказывает о своем приходе на землю. Прочитайте, что говорит о себе Весна? С каким чувством она это говорит?

(Дети отмечают, что Весна хвастается)

- Хвалится! Но это её не портит. Она яркая, стремительная, живая. Если бы вам предложили представить Весну в образе человека, какой бы она была?

(Дети высказываются)

4. Итог урока

- Ребята, вот мы послушали музыкальное произведение и прочитали текст, скажите, что общего в музыке и в сказке?

(Образы)

- Ребята, посмотрите каким знаком заканчивается сказка? (многоточие) -

- А что значит многоточие?

(слайд 22)

- Вот вам творческое домашнее задание, продолжить сказку.

- Мои хорошие, мне было очень интересно было с вами работать. Благодарю.