Цели:
- Учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й]; формировать навык чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами.
- Развивать фонематический слух, логическое мышление, работать над культурой речи учащихся.
- Способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения. Воспитывать любовь к книге.
Оборудование: портрет К.И.Чуковского (О.Н.Тишурина “Писатели в начальной школе”– дидактическое пособие к урокам литературного чтения, Дрофа, Москва, 2003, ребус, изображение доктора Айболита из букв (Л.Г.Антонова Развитие речи “Уроки риторики”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997), слоговая таблица (Г.Ф.Марцинкевич Обучение грамоте детей дошкольного возраста, Волгоград, издательство “Учитель”, 1997), рисунки (Корней Чуковский. “У меня зазвонил телефон”, серия “Детские классики”, 2009, художник Олег Горбушин)., карточки.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей
Учитель: Сегодня мы закрепляем знания, полученные на прошлом уроке. А помогать нам будут сказочные герои. Какие, вы отгадаете сами.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемот
Вынимал он из болота.
Добротою знаменит,
Это доктор Айболит. (Рисунок прикрепить на доску.) Приложение 2
Враг людей и враг зверей
Злой разбойник Бармалей. (Рисунок – на доске.)
– В каком произведении мы можем встретить этих героев? (“Бармалей”).
– Кто его написал? (Корней Чуковский)– показать портрет.
– Какие произведения написал ещё этот автор? (“Федорино горе”, “Айболит”, “Путаница”, “Муха-Цокотуха”, “Тараканище”, “Телефон”и др.).
3. Закрепление
– Вспомните, кого нашёл в Африке Бармалей?
Ответить на этот вопрос поможет ребус. (Ивана)
– Как можно назвать ребёнка иначе ? (Ваня,
Иванушка, Ванятка).
– С кем был мальчик? Как звали девочку? (Таня).
Чтобы освободить детей из плена Бармалея – мы должны выполнить ряд заданий.
а) Посмотрите на изображение Айболита и
назовите буквы, из которых состоит герой.
б) Чтение слоговой таблицы
в) Чтение отрывка текста с доски:
“Милый, милый Бармалей,
Смилуйся над нами,
Отпусти нас поскорей
К нашей милой маме!”
– Кому принадлежат эти строки? (Ване и Тане)
– К кому обращаются дети? (К Бармалею).
– Как понимаете значение слова смилуйся? (Пожалей).
– Назовите букву, с которой мы познакомились
вчера. (И краткое)
– Охарактеризуйте звук, который она обозначает.
(Согласный, звонкий, непарный, мягкий).
г) Напечатайте текст с доски в тетрадке по чтению. Выделите кружком букву й. Чернилами какого цвета мы будем пользоваться? (Зелёного). Почему?
(Звук [й], обозначенный буквой и краткое всегда мягкий.)
– Вспомните, что предложили мальчик и девочка злодею?(Конфеты, сухари).
д) Разбейте слова конфеты и сухари на слоги и напечатайте их в тетрадке. там, где стоит точка. Поставьте ударение в словах.
4. Объясните значение слов
– Конфета – сахаристое кондитерское изделие в виде плиточки или шарика.
(Стр. 286, – Толковый словарь русского языка, авторы: С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова).
Сухарь – засушенный кусок хлеба, а также кондитерское изделие, печенье в виде сухого ломтика. (1 значение слова)
Сухарь – неотзывчивый, эгоистичный человек. (2 значение слова)
(Стр. 770, Толковый словарь русского языка, авторы: С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова).
– Подумайте и скажите, какое животное помогло изменить характер Бармалея? Ответить на этот вопрос помогут буквы, которые рассыпались.
е) Собери слово.
На доске:
К | Р | О | Д | И | Л | К | О |
5. Физкультминутка
ё) Что помогло измениться отрицательному герою, узнаем из текста. (Чтение карточек).
Добрый доктор Айболит
Крокодилу говорит:
“Ну, пожалуйста, скорее
Проглотите Бармалея,
Чтобы жадный Бармалей
Не хватал бы,
Не глотал бы
Этих маленьких детей!”
Повернулся, улыбнулся,
Засмеялся крокодил
И злодея Бармалея
Словно муху проглотил!Но в животе у крокодила
Темно, и тесно, и уныло,
И в животе у крокодила
Рыдает, плачет Бармалей:“О, я буду добрей,
Полюблю я детей!
Не губите меня!
Пощадите меня!О, я буду, я буду, я буду добрей!”
Пожалели дети Бармалея,
Крокодилу дети говорят:
“Если он и вправду сделался добрее,
Отпусти его, пожалуйста, назад!”
ж) Назовите слова, в которых количество звуков больше, чем количество букв. (Скорее, Бармалея, засмеялся, злодея, рыдает, добрее)
– Почему звуков в данных словах больше, чем
букв.(Рядом– две гласные, а при таком положении
буквы е обозначают два звука [й]. [э], а буква я –
[й], [а]).
– Зелёными чернилами выделите в тексте в кружок
букву й.
з) Поможем Бармалею стать добрым. Для этого подберём однокоренные слова к слову добрый.
– Добрый. Как можно сказать иначе? (Добряк).
– А ласково? (Добренький).
– Назовите антоним к слову зло. (Добро).
– Вспомните, что такое антонимы? (Антонимы –
слова, с противоположным значением. Например:
добрый – злой,
высокий – низкий,
узкий – широкий,
большой – маленький,
чёрный – белый,
сладкий – горький).
Все однокоренные слова печатаются вызванным
учеником на доске.
А теперь, докажите, что эти слова родственники.
Выделите корень.
Назовите общую часть. (добр).
– Какое волшебное слово помогло освободить
Бармалея? (Пожалуйста).
– Какие волшебные слова вам известны? (Спасибо,
благодарю, извините, простите, будьте добры).
– Как часто вы их употребляете? Помогают они вам
в жизни?
6. Итог урока
– Вот мы и справились с заданием, помогли
героям произведения Корнея Чуковского.
– Какую букву мы выделяли в текстах на уроке,
выполняя задания?
– Какой звук она обозначает?
– Дайте характеристику звуку.
– Я предлагаю вам, друзья, дома самостоятельно
прочитать произведения Корнея Ивановича
Чуковского. Дружите с книгой! Не забывайте о ней и
она всегда выручит вас в трудную минуту.