Буквы Й, й, обозначающие согласный звук [й’]

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й]; формировать навык чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами.
  • Развивать фонематический слух, логическое мышление, работать над культурой речи учащихся.
  • Способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения. Воспитывать любовь к книге.

Оборудование: портрет К.И.Чуковского (О.Н.Тишурина “Писатели в начальной школе”– дидактическое пособие к урокам литературного чтения, Дрофа, Москва, 2003, ребус, изображение доктора Айболита из букв (Л.Г.Антонова Развитие речи “Уроки риторики”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997), слоговая таблица (Г.Ф.Марцинкевич Обучение грамоте детей дошкольного возраста, Волгоград, издательство “Учитель”, 1997), рисунки (Корней Чуковский. “У меня зазвонил телефон”, серия “Детские классики”, 2009, художник Олег Горбушин)., карточки.

Приложение 1

Ход урока

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей

Учитель: Сегодня мы закрепляем знания, полученные на прошлом уроке. А помогать нам будут сказочные герои. Какие, вы отгадаете сами.

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемот
Вынимал он из болота.
Добротою знаменит,
Это доктор Айболит. (Рисунок прикрепить на доску.) Приложение 2

Враг людей и враг зверей
Злой разбойник Бармалей. (Рисунок – на доске.)

– В каком произведении мы можем встретить этих героев? (“Бармалей”).

– Кто его написал? (Корней Чуковский)– показать портрет.

– Какие произведения написал ещё этот автор? (“Федорино горе”, “Айболит”, “Путаница”, “Муха-Цокотуха”, “Тараканище”, “Телефон”и др.).

3. Закрепление

– Вспомните, кого нашёл в Африке Бармалей? Ответить на этот вопрос поможет ребус. (Ивана)
– Как можно назвать ребёнка иначе ? (Ваня, Иванушка, Ванятка).
– С кем был мальчик? Как звали девочку? (Таня).

Чтобы освободить детей из плена Бармалея – мы должны выполнить ряд заданий.

а) Посмотрите на изображение Айболита и назовите буквы, из которых состоит герой.
б) Чтение слоговой таблицы
в) Чтение отрывка текста с доски:

“Милый, милый Бармалей,
Смилуйся над нами,
Отпусти нас поскорей
К нашей милой маме!”

– Кому принадлежат эти строки? (Ване и Тане)
– К кому обращаются дети? (К Бармалею).
– Как понимаете значение слова смилуйся? (Пожалей).
– Назовите букву, с которой мы познакомились вчера. (И краткое)
– Охарактеризуйте звук, который она обозначает. (Согласный, звонкий, непарный, мягкий).

г) Напечатайте текст с доски в тетрадке по чтению. Выделите кружком букву й. Чернилами какого цвета мы будем пользоваться? (Зелёного). Почему?

(Звук [й], обозначенный буквой и краткое всегда мягкий.)

– Вспомните, что предложили мальчик и девочка злодею?(Конфеты, сухари).

д) Разбейте слова конфеты и сухари на слоги и напечатайте их в тетрадке. там, где стоит точка. Поставьте ударение в словах.

4. Объясните значение слов

Конфета – сахаристое кондитерское изделие в виде плиточки или шарика.

(Стр. 286, – Толковый словарь русского языка, авторы: С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова).

Сухарь – засушенный кусок хлеба, а также кондитерское изделие, печенье в виде сухого ломтика. (1 значение слова)

Сухарь – неотзывчивый, эгоистичный человек. (2 значение слова)

(Стр. 770, Толковый словарь русского языка, авторы: С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова).

– Подумайте и скажите, какое животное помогло изменить характер Бармалея? Ответить на этот вопрос помогут буквы, которые рассыпались.

е) Собери слово.

На доске:

К Р О Д И Л К О

5. Физкультминутка

ё) Что помогло измениться отрицательному герою, узнаем из текста. (Чтение карточек).

Добрый доктор Айболит
Крокодилу говорит:
“Ну, пожалуйста, скорее
Проглотите Бармалея,
Чтобы жадный Бармалей
Не хватал бы,
Не глотал бы
Этих маленьких детей!”
Повернулся, улыбнулся,
Засмеялся крокодил
И злодея Бармалея
Словно муху проглотил!

Но в животе у крокодила
Темно, и тесно, и уныло,
И в животе у крокодила
Рыдает, плачет Бармалей:

“О, я буду добрей,
Полюблю я детей!
Не губите меня!
Пощадите меня!

О, я буду, я буду, я буду добрей!”
Пожалели дети Бармалея,
Крокодилу дети говорят:
“Если он и вправду сделался добрее,
Отпусти его, пожалуйста, назад!”

ж) Назовите слова, в которых количество звуков больше, чем количество букв. (Скорее, Бармалея, засмеялся, злодея, рыдает, добрее)

– Почему звуков в данных словах больше, чем букв.(Рядом– две гласные, а при таком положении буквы е обозначают два звука [й]. [э], а буква я – [й], [а]).
– Зелёными чернилами выделите в тексте в кружок букву й.

з) Поможем Бармалею стать добрым. Для этого подберём однокоренные слова к слову добрый.

– Добрый. Как можно сказать иначе? (Добряк).
– А ласково? (Добренький).
– Назовите антоним к слову зло. (Добро).
– Вспомните, что такое антонимы? (Антонимы – слова, с противоположным значением. Например: добрый – злой,

высокий – низкий,
узкий – широкий,
большой – маленький,
чёрный – белый,
сладкий – горький).

Все однокоренные слова печатаются вызванным учеником на доске.
А теперь, докажите, что эти слова родственники. Выделите корень.
Назовите общую часть. (добр).

– Какое волшебное слово помогло освободить Бармалея? (Пожалуйста).
– Какие волшебные слова вам известны? (Спасибо, благодарю, извините, простите, будьте добры).
– Как часто вы их употребляете? Помогают они вам в жизни?

6. Итог урока

– Вот мы и справились с заданием, помогли героям произведения Корнея Чуковского.
– Какую букву мы выделяли в текстах на уроке, выполняя задания?
– Какой звук она обозначает?
– Дайте характеристику звуку.
– Я предлагаю вам, друзья, дома самостоятельно прочитать произведения Корнея Ивановича Чуковского. Дружите с книгой! Не забывайте о ней и она всегда выручит вас в трудную минуту.