Элементы психотерапии в работе с детьми, имеющими зрительную патологию

Разделы: Работа с дошкольниками


Одним из наиболее перспективных направлений в области профилактики и коррекции зрительных нарушений является психотерапия.

Применение психотерапевтических мероприятий с детьми в домашних условиях или же в условиях дошкольных учреждений, реабилитационных центров должно осуществляться во взаимодействии с медицинским центром. То есть, внедряя метод медико-психолого- педагогического координирования в семьи, где находятся дети с патологией сенсорных систем (в нашем случае – со зрительной патологией), необходимо помочь родителям овладеть различными приёмами стимуляции психофизического развития ребёнка в зависимости от конкретной формы поражения органов или системы органов зрения.

Прежде всего, место где будут проходить психологические тренинги, коррекционные занятия или элементы различных видов терапий (игротерапия, гидротерапия, сказкотерапия, камнетерапия, и т.д.) не должно быть похожим на кабинет врача. Это может быть комната или уголок комнаты, где всё должно быть проникнуто теплом и уютом домашнего мира, в котором ребёнок не будет чувствовать себя скованным и напряжённым.

Один из важнейших элементов психотерапии – поощрение, которое выражается в вербальной (словесной) и невербальной (жесты, улыбки, прикосновения) формах.

Занимаясь с ребёнком, сидите справа от него, так как правая сторона- это будущее. Тем самым вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении к достижению положительных результатов.

Во время занятий старайтесь занять “позицию Левелинга” - на уровне глаз ребёнка, будьте с ним “здесь и сейчас”. Принимайте его таким, какой он есть, оставив за порогом своё настроение. Не позволяйте себе раздражаться, лгать, притворяться; будьте спокойны и доброжелательны, открыты и искренни; следите за своим голосом и жестами. Никогда не гладьте ребёнка по голове и не кладите руку ему на голову - это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние, агрессию. Во избежание негатива в процессе психотерапевтических мероприятий целесообразно применять приёмы психологической разгрузки для снятия нервного и психического напряжения. Этому способствует психогимнастика, как особая часть психотерапии, помогающая скорректировать различные сферы психики детей с нарушенным зрением, которые, как правило, испытывают трудности в общении со сверстниками; склонны к повышенной утомляемости и возбудимости; вспыльчивы, замкнуты; несамостоятельны в поведении и социальной адаптации к окружающей действительности.

Упражнения на развитие мимики и пантомимики помогут предотвратить перерастание эмоций в патологические чувства и обеспечат необходимую разрядку. Успокаивающая или радостная музыка, естественные ароматы, цветотерапия и терапия рисунком - арттерапия, помогут уравновесить нервную систему ребёнка, успокоить чрезмерно возбуждённого и растормошить вялого. После снятия мышечного и психического напряжения можно приступать к выполнению специальных тренинговых упражнений, направленных на коррекцию патологии. Также большое значение для нормального развития ребёнка имеет гормонизация его притязаний (чего он хочет, на что претендует) и реальных возможностей. Ребёнок, переоценивающий себя, обычно высокомерен, заносчив, нетерпим к критике. Ребёнок, который недооценивает своих возможностей, скован, не уверен в себе, пессимистичен. Эти два типа самооценки могут привести к психическим расстройствам. Как можно это предотвратить? Попробуйте предоставить ребёнку возможность самому оценивать свою работу и работу других. Если самооценка окажется завышенной, а оценка других – заниженной, осторожно подведите ребёнка к пониманию неправомерности его выводов. Это даст возможность детям, неуверенным в себе, почувствовать уверенность, а детям с завышенной самооценкой не испытывать в дальнейшем стресс при неудачном выполнении задания.

Психотерапевты, закрепляя положительные результаты ребёнка, стараются их зафиксировать нежными прикосновениями руками, объятиями, лёгкими вербальными средствами оценки его маленьких или больших достижений.

Несколько полезных советов о поощрении.

  • Ребёнка нужно поощрять как можно чаще и как можно естественней.
  • Ребёнка нужно поощрять теми способами, которые ему больше всего нравятся: (аудиалиста – словом, визуалиста – действием, кинестетика – прикосновением).
  • Ребёнка нужно хвалить постоянно, даже если у него ничего не получается, а при малейшей удаче – тем более!
  • Занимаясь с ребёнком, придерживайте правила “глаза в глаза”, будьте с ним на равных. В особо трудных случаях, когда зрительная патология сопровождается серьёзными отклонениями в психическом развитии, семье ребёнка следует использовать метод холдинг терапии (от английского слова “hold” – держать). Он основан на естественном желании матери (или другого близкого человека) обнять ребёнка и удержать его при себе, когда его поведение вызывает тревогу. Этот метод поможет устранить тревогу, страх, поведенческие расстройства и способствовать созданию эмоционального благополучия в семье. А также даст возможность постепенно подготовить ребёнка к коррекционно-развивающим занятиям в детской группе.