Цель: Создать благоприятный психоэмоциональный настрой для реализации поставленных задач. Добиться высокой результативности и желания детей работать с педагогом дальше, самореализовывая свои индивидуальные способности и потребность каждого видеть лучше. Развивать творческие способности. Воспитывать эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы.
Задачи:
- развивать зрительно-слуховое восприятие;
- формировать сенсомоторные и глазодвигательные функции;
- закрепить предметно-пространственную ориентировку и развитие мелкой моторики, навыки рисования пальчиками;
- применять методы Арттерапии, сказкотерапии, вербальные и невербальные средства общения для улучшения зрения и общего психоэмоционального состояния.
Оборудование:
- Картинки-схемы “строение цветка”. Конверты с разноцветными лепестками для коррекционной игры “Цветик-семицветик”
- Металлические дуги украшенные цветами.
- Цветы из сказок: “Аленький цветочек”, “Снежная Королева”, “Цветик-семицветик”, “Дюймовочка”.
- Настольные мольберты.
- Цветочные горшочки разных цветов.
- Луковицы тюльпанов.
- Цветная бумага, гуашь, салфетки, емкости с водой для мытья рук.
- Игрушка-бабочка для зрительной гимнастики
- Грамзапись “Утро” Грига, “Вальс цветов” - из балета “Щелкунчик”.
Место проведения занятия: Музыкальный зал оформлен цветами, напоминает сказочную поляну.
Ход занятия
1. Организационный момент, включающий приветствие и создание общего психоэмоционального настроя.
Дети входят в зал. Звучит музыка композитора Грига “Утро”.
Педагог: дети, посмотрите вокруг, как здесь красиво, наш зал похож на сказочную поляну. Послушайте, какая красивая музыка звучит. Это произведение называется “Утро”, а утром все в природе просыпается: птицы, растения, цветы, насекомые. Яркие солнечные лучи приятно согревают нас своим теплом.
Возьмитесь за руки по кругу и почувствуйте тепло ваших ладоней.
Дети выполняют сопряженную гимнастику для
рук, глаз и речевого аппарата.
Все вместе говорят и выполняют, стоя в кругу (дети
присели, имитируя спящее солнышко).
Утром солнышко встает
Выше, выше, вышеРуки и глазки вверх Ночью солнышко зайдет
Ниже, ниже, нижеРуки и глазки вниз К солнцу потянулись – Тянутся на носочках, смотрят вверх Высоко Руки поднять вверх Стало им приятно и тепло
2. Пальчиковая гимнастика
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую
Т. СикачеваПальцами правой руки по очереди “здороваться” с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам.
Затем несколько секунд выполняем пальминг (теплыми ладонями закрываем глаза).
Свободно опустите руки. Давайте внимательно посмотрим на соседей слева, справа, постараемся их запомнить, а затем представимся нашим гостям слева - направо. Начнем с меня. Я - Ирина Александровна, ваш педагог, а справа от меня стоит очень серьезный мальчик Костя и т.д., пока все дети не назовут соседей справа.
Ребята! Но это еще не все гости. Обратите внимание, как много здесь цветов. Может быть, здесь есть цветы из сказок, которые вы когда-то слышали?
Дети: да, мы видим знакомые цветы. Справа аленький цветочек, есть такая сказка “Аленький цветочек”, которую написал Аксаков.
Педагог: Хорошо, мы узнали один цветок на сказочной поляне и из какой он сказки. Идем дальше.
Дети: Это розы: красная и белая из сказки “Снежная королева”, сказку написал Г.Х. Андерсен, а розы посадили Кай и Герда.
Педагог: Хорошо, мы узнали еще одни цветы и из какой они сказки. Подходим к следующему цветку. Дети узнают цветик-семицветик, повторяют отрывок из сказки: “Лети-лети лепесток, через запад на восток...”.
Педагог предлагает сложить цветок из 7
разноцветных лепестков по цветам радуги,
применяя стихотворение: “Каждый охотник желает
знать, где сидит фазан”.
Педагог раздает конверты с лепестками.
Дети индивидуально выполняют задание.
Педагог проводит краткий анализ, поощряет детей.
Педагог: дети, хотели бы вы попасть в сказку? Но сначала попробуйте отгадать, что это за сказка. В ней говорится об очень маленькой девочке. Правильно. Сказка называется “Дюймовочка”, и именно туда мы пойдем.
А вот и цветок, на котором сидела Дюймовочка (показывает воображаемый цветок в ладонях). Изобразите этот цветок с помощью своих пальчиков. Сомкните ладони, а теперь разведите в стороны, получился как бы бутон. Пошевелите пальчиками. Вот какие красивые цветы получились!
Понюхайте цветы, покажите, какой душистый аромат!
Я знаю, что Дюймовочка была очень маленькой. Покажите пальцами, какая она маленькая.
(Слышен плач девочки).
Педагог:
Что вы слышите, ребята?
Далеко это или близко?
Может кому-то нужна наша помощь?
Дети подходят к большому цветку. Это тюльпан из сказки “Дюймовочка”. Сюрпризный момент (Большой цветок из 4-х лепестков). Цветок раскрывается, а в нем сидит Дюймовочка и плачет.
Педагог: Почему Дюймовочка плачет?
Девочка-Дюймовочка: Потому, что цветок этот не похож на настоящий, а мне хочется жить в красивом цветке, и чтобы у моих друзей Эльфов были тоже красивые цветы. Дети, вы поможете мне? Нарисуйте, пожалуйста, для нас цветы.
Педагог: дети! Поможем Дюймовочке! Но сначала мы посадим для нее чудесные цветы в горшочках, а затем нарисуем их. (Посадка цветов).
Дети выполняют.
Коррекционные упражнения для развития
активной фиксации взора на предмете,
способствующие выработке бинокулярного зрения.
Педагог: Дети, какие необходимы условия для роста цветов?
Дети: Земля, вода, свет, солнце.
Педагог: Дети, а вы знаете названия цветов, которые не нужно садить?
Дети: Да, луговые цветы не нужно садить, они сеются сами, семена разносит ветер (Одуванчик, ...).
Педагог: Дети, кто расскажет о строении цветка?
Дети: Расставляют карточки на мольберте, называют части растения: корень, стебель, листья, цветок. Физкультминутка;
Из земли растут цветы, | Тянутся на носочках, – смотрят вверх. |
Распускают лепестки. | |
Ветерок прилетал, | |
Стебельки качал. | |
Влево качнулись – | |
Низко пригнулись. | |
Вправо качнулись- | |
Низко пригнулись. | |
Ветерок, Убегай! | Руками имитируют цветы, движения. |
Ты цветочки не сломай. | Улыбаются. |
Пусть они цветут, растут, | |
Детям радость несут. |
Педагог: Дети, сейчас мы будем рисовать цветы для Дюймовочки и ее друзей Эльфов пальчиками.
Индивидуальная работа: помощь детям с
окклюзией.
Индивидуальная гимнастика для глаз.
Упражнение “Паучок” (Ира, Тимур)
Упражнение “Бабочка” (Костя, Вика)
Окончание выполнения работ.
Педагог: дети, пока мы рисовали с вами цветы, Дюймовочка собрала нектар с цветов и приготовила для нас разные напитки. (На подносе стоят стаканчики с трубочками). Дети пробуют и говорят, какой на вкус напиток.
Грамзапись: звучит музыка “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”. Дети берут дуги, украшенные цветами, встают в круг и выполняют коррекционно-танцевальные движения, (зрительный контроль за цветами на дугах).
Педагог: Молодцы, дети! А теперь подойдите каждый к своему мольберту, возьмите свой рисунок и прочитайте стихотворение о своем цветке.
Дети: Представляют свои работы и читают стихи.
Педагог: Хорошо, дети, а теперь пора прощаться. А раз мы были на сказочной поляне, мы стали мудрее и добрей. Давайте подарим свои рисунки гостям и придумаем добрые пожелания для них.
Дети: Улыбаясь, дарят свои рисунки гостям, родителям.