Занятие по развитию зрительно-осязательного восприятия и мелкой моторики с элементами арт-терапии и сказкотерапии "В гостях у Дюймовочки"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Создать благоприятный психоэмоциональный настрой для реализации поставленных задач. Добиться высокой результативности и желания детей работать с педагогом дальше, самореализовывая свои индивидуальные способности и потребность каждого видеть лучше. Развивать творческие способности. Воспитывать эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы.

Задачи:

  • развивать зрительно-слуховое восприятие;
  • формировать сенсомоторные и глазодвигательные функции;
  • закрепить предметно-пространственную ориентировку и развитие мелкой моторики, навыки рисования пальчиками;
  • применять методы Арттерапии, сказкотерапии, вербальные и невербальные средства общения для улучшения зрения и общего психоэмоционального состояния.

Оборудование:

  • Картинки-схемы “строение цветка”. Конверты с разноцветными лепестками для коррекционной игры “Цветик-семицветик”
  • Металлические дуги украшенные цветами.
  • Цветы из сказок: “Аленький цветочек”, “Снежная Королева”, “Цветик-семицветик”, “Дюймовочка”.
  • Настольные мольберты.
  • Цветочные горшочки разных цветов.
  • Луковицы тюльпанов.
  • Цветная бумага, гуашь, салфетки, емкости с водой для мытья рук.
  • Игрушка-бабочка для зрительной гимнастики
  • Грамзапись “Утро” Грига, “Вальс цветов” - из балета “Щелкунчик”.

Место проведения занятия: Музыкальный зал оформлен цветами, напоминает сказочную поляну.

Ход занятия

1. Организационный момент, включающий приветствие и создание общего психоэмоционального настроя.

Дети входят в зал. Звучит музыка композитора Грига “Утро”.

Педагог: дети, посмотрите вокруг, как здесь красиво, наш зал похож на сказочную поляну. Послушайте, какая красивая музыка звучит. Это произведение называется “Утро”, а утром все в природе просыпается: птицы, растения, цветы, насекомые. Яркие солнечные лучи приятно согревают нас своим теплом.

Возьмитесь за руки по кругу и почувствуйте тепло ваших ладоней.

Дети выполняют сопряженную гимнастику для рук, глаз и речевого аппарата.
Все вместе говорят и выполняют, стоя в кругу (дети присели, имитируя спящее солнышко).

Утром солнышко встает
Выше, выше, выше
Руки и глазки вверх
Ночью солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже
Руки и глазки вниз
К солнцу потянулись – Тянутся на носочках, смотрят вверх
Высоко Руки поднять вверх
Стало им приятно и тепло

2. Пальчиковая гимнастика

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую
                            Т. Сикачева
Пальцами правой руки по очереди “здороваться” с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам.

Затем несколько секунд выполняем пальминг (теплыми ладонями закрываем глаза).

Свободно опустите руки. Давайте внимательно посмотрим на соседей слева, справа, постараемся их запомнить, а затем представимся нашим гостям слева - направо. Начнем с меня. Я - Ирина Александровна, ваш педагог, а справа от меня стоит очень серьезный мальчик Костя и т.д., пока все дети не назовут соседей справа.

Ребята! Но это еще не все гости. Обратите внимание, как много здесь цветов. Может быть, здесь есть цветы из сказок, которые вы когда-то слышали?

Дети: да, мы видим знакомые цветы. Справа аленький цветочек, есть такая сказка “Аленький цветочек”, которую написал Аксаков.

Педагог: Хорошо, мы узнали один цветок на сказочной поляне и из какой он сказки. Идем дальше.

Дети: Это розы: красная и белая из сказки “Снежная королева”, сказку написал Г.Х. Андерсен, а розы посадили Кай и Герда.

Педагог: Хорошо, мы узнали еще одни цветы и из какой они сказки. Подходим к следующему цветку. Дети узнают цветик-семицветик, повторяют отрывок из сказки: “Лети-лети лепесток, через запад на восток...”.

Педагог предлагает сложить цветок из 7 разноцветных лепестков по цветам радуги, применяя стихотворение: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.
Педагог раздает конверты с лепестками.
Дети индивидуально выполняют задание.
Педагог проводит краткий анализ, поощряет детей.

Педагог: дети, хотели бы вы попасть в сказку? Но сначала попробуйте отгадать, что это за сказка. В ней говорится об очень маленькой девочке. Правильно. Сказка называется “Дюймовочка”, и именно туда мы пойдем.

А вот и цветок, на котором сидела Дюймовочка (показывает воображаемый цветок в ладонях). Изобразите этот цветок с помощью своих пальчиков. Сомкните ладони, а теперь разведите в стороны, получился как бы бутон. Пошевелите пальчиками. Вот какие красивые цветы получились!

Понюхайте цветы, покажите, какой душистый аромат!

Я знаю, что Дюймовочка была очень маленькой. Покажите пальцами, какая она маленькая.

(Слышен плач девочки).

Педагог:

Что вы слышите, ребята?
Далеко это или близко?
Может кому-то нужна наша помощь?

Дети подходят к большому цветку. Это тюльпан из сказки “Дюймовочка”. Сюрпризный момент (Большой цветок из 4-х лепестков). Цветок раскрывается, а в нем сидит Дюймовочка и плачет.

Педагог: Почему Дюймовочка плачет?

Девочка-Дюймовочка: Потому, что цветок этот не похож на настоящий, а мне хочется жить в красивом цветке, и чтобы у моих друзей Эльфов были тоже красивые цветы. Дети, вы поможете мне? Нарисуйте, пожалуйста, для нас цветы.

Педагог: дети! Поможем Дюймовочке! Но сначала мы посадим для нее чудесные цветы в горшочках, а затем нарисуем их. (Посадка цветов).

Дети выполняют.
Коррекционные упражнения для развития активной фиксации взора на предмете, способствующие выработке бинокулярного зрения.

Педагог: Дети, какие необходимы условия для роста цветов?

Дети: Земля, вода, свет, солнце.

Педагог: Дети, а вы знаете названия цветов, которые не нужно садить?

Дети: Да, луговые цветы не нужно садить, они сеются сами, семена разносит ветер (Одуванчик, ...).

Педагог: Дети, кто расскажет о строении цветка?

Дети: Расставляют карточки на мольберте, называют части растения: корень, стебель, листья, цветок. Физкультминутка;

Из земли растут цветы, Тянутся на носочках, – смотрят вверх.
Распускают лепестки.
Ветерок прилетал,
Стебельки качал.
Влево качнулись –
Низко пригнулись.
Вправо качнулись-
Низко пригнулись.
Ветерок, Убегай! Руками имитируют цветы, движения.
Ты цветочки не сломай. Улыбаются.
Пусть они цветут, растут,
Детям радость несут.

Педагог: Дети, сейчас мы будем рисовать цветы для Дюймовочки и ее друзей Эльфов пальчиками.

Индивидуальная работа: помощь детям с окклюзией.
Индивидуальная гимнастика для глаз.
Упражнение “Паучок” (Ира, Тимур)
Упражнение “Бабочка” (Костя, Вика)
Окончание выполнения работ.

Педагог: дети, пока мы рисовали с вами цветы, Дюймовочка собрала нектар с цветов и приготовила для нас разные напитки. (На подносе стоят стаканчики с трубочками). Дети пробуют и говорят, какой на вкус напиток.

Грамзапись: звучит музыка “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”. Дети берут дуги, украшенные цветами, встают в круг и выполняют коррекционно-танцевальные движения, (зрительный контроль за цветами на дугах).

Педагог: Молодцы, дети! А теперь подойдите каждый к своему мольберту, возьмите свой рисунок и прочитайте стихотворение о своем цветке.

Дети: Представляют свои работы и читают стихи.

Педагог: Хорошо, дети, а теперь пора прощаться. А раз мы были на сказочной поляне, мы стали мудрее и добрей. Давайте подарим свои рисунки гостям и придумаем добрые пожелания для них.

Дети: Улыбаясь, дарят свои рисунки гостям, родителям.