Цель: содействие формирования у воспитанников сознательного отношения к своему здоровью – самой большой ценности, данной человеку.
Задачи:
- Снизить влияние факторов риска на здоровье воспитанников клуба «Живой мир».
- Научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни.
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, навыках гигиены и профилактике заболеваний.
- Мотивировать на здоровый образ жизни.
Введение.
На протяжении последних десятилетий состояние здоровья российских детей вызывает серьезную тревогу специалистов различного профиля. В настоящее время проблема физического и психического здоровья детей усугубилась в связи с увеличением нагрузки, ухудшением факторов окружающей среды, снижением двигательной активности детей и др. За последние годы численность практически здоровых детей резко снизилась, с переходом из класса в класс здоровье детей ухудшается. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей взаимосвязаны, поэтому на занятиях в клубе «Живой мир» я активно использую здоровьесберегающие технологии.
Цель которых – обеспечение возможности сохранения здоровья детей за период обучения в учреждении дополнительного образования, формирование необходимых знаний, умений и навыков не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.
Главными задачами здоровьесберегающих технологий в клубе считаю:
- Укрепление Физического здоровья и профилактика заболеваний.
- Содействие правильному физическому развитию.
- Повышение умственной работоспособности.
- Снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику.
1. Концепция здоровьесберегающего образования.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением
деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. В рамках реализации подпрограммы «здоровое поколение» федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2012 гг.
2. Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Разработка и реализация системы мер по обучению и воспитанию здорового человека – это комплексная задача, требующая скоординированных усилий всех участников образовательного процесса (воспитанников, педагогов, родителей), опоры на социум.
3. Культура здорового образа жизни.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни это:
- благоприятное социальное окружение;
- духовно-нравственное благополучие;
- оптимальный двигательный режим (культура движений);
- закаливание организма;
- личная гигиена;
- рациональное питание;
- отказ от вредных привычек (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
- положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
4. Определение понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии».
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно-важным факторам, благодаря которым воспитанники учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности воспитанника, развития его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
По определению В.В.Серикова, технология в любой сфере – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегадющую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберагающие технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Здоровосберегающая технология, по мнению В.Д.Сонькина это:
- условия обучения воспитанника в учреждениях дополнительного образования (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями;
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
5. Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях клуба «Живой мир».
Работа по здоровьесбережению в моем клубе «Живой мир» основана на следующих принципах: «Не навреди!», принцип систематичности и последовательности, непрерывности здоровьесберегающего процесса; системного чередования нагрузок и отдыха.
Для достижения выше указанной цели большую роль играет клуб «Живой мир» Центра детского творчества, обучение в котором позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы занятий, в различные задания как на занятиях, так и дома.
Для сохранения и укрепления здоровья детей работа проводится систематически, с использованием разных форм занятий. Ежедневно в свои занятия включаю физкультурные «минутки» (1-2 мин.) и физкультурные паузы (3-4 мин.) для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Кроме того, они помогают уменьшить статистическую нагрузку на позвоночник и предупредить нарушение осанки. Стараюсь варьировать формы проведения физкультминуток (комплексы общеразвивающих упражнений, игровые задания, несложные игры малой интенсивности). Дети выполняют упражнения в понятной и интересной форме игры, имитируя движения различных животных, насекомых и птиц. Игровой момент считаю обязательным атрибутом каждого занятия, ведь очень важно суметь создать у воспитанников положительное эмоциональное состояние, благоприятно влияющее на эффективность усвоения материала. Также с целью сохранения хорошей осанки регулярно провожу инструкцию правильной посадки за учебным и компьютерным столом. При работе с компьютером и мультимедиа на каждом занятии провожу комплекс упражнения для тренировки мышц глаз Э.С.Аветисова и У.Г.Бэйтса. Продолжительность работы за компьютером составляет 15-20 минут, что соответствует санитарным нормам для детей младшего школьного возраста. Кроме того при работе с компьютером использую успокаивающие компьютерные заставки для снятия зрительного напряжения. Они бывают анимированные, мультипликационные, сопровождаются музыкальным сопровождением («Аквариум», «Меняющийся зимний пейзаж», «Водопад» и многие другие.
Принимаю необходимые меры для создания здоровых и безопасных условий проведения занятий:
а) Ежедневно контролирую санитарное состояние помещений (живой уголок и учебный кабинет):
- влажная уборка;
- проветривание;
- гигиеническая оценка освещенности.
б) Регулярно провожу инструктажи по технике безопасности при обращении с животными, при чрезвычайных ситуациях, при работе с колюще-режущими предметами и пожарной безопасности. Ведется журнал инструктажа по технике безопасности в экстремальных ситуациях.
В целях профилактики многих заболеваний и поддержания более высокого уровня работоспособности, улучшения эмоционального состояния использую методику арома-фитотерапии. Поскольку дети натуры чувствительные и впечатлительные, их реакция на эфирные масла всегда положительна. Применение средств ароматерапии способствует профилактике простудных заболеваний и нарушений сна, помогает снять состояние усталости.
Тренинг памяти с помощью «обогащения» окружающей среды до естественной (проведение занятий на природе). Для достижения быстрых, надежных и нестрессовых для здоровья человека результатов я стараюсь помочь детям осваивать материал в соответствии с древними естественными наследственными программами адаптации в живой природе. Кроме занятий на природе, обязательными считаю просто прогулки на природу и экскурсии, потому, что они способствуют общему укреплению здоровья ребенка как физического, так и психического. Общение с природой быстро успокаивает, благотворно влияет на состояние нервной системы.
Регулярно провожу экскурсии: «Осень в лесу», «Зимние явления в природе» и другие.
Во избежание зрительного утомления, например, при работе с природным материалом (аппликации, коллажи, поделки и др.), считаю самым эффективным средством – активный отдых, заключающийся в смене рода деятельности (например, практическая работа по уходу за животными и растениями в живом уголке: полив, опрыскивание, рыхление, обрезка сухих листьев, чистка клеток, кормление, дрессировка, лечение и т.д.).
На некоторых занятиях использую упражнения для снятия напряжения с помощью музыкотерапии и воображения (например:«В океане», «Весенний лес», «Голоса птиц» и т.д.) с помощью ощущения различной модальности (представить ощущения, услышать звуки, почувствовать запахи). Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста обязательно провожу пальчиковую гимнастику («Цветок», «Здравствуй, пальчик!», «Как живешь?» и др.).
Использую разнообразные формы работы, такие как викторина, КВН, экскурсия, сказки, конкурс, познавательные и развивающие игры, придаю занятиям привлекательные качества интересного и веселого труда, в результате дети меньше утомляются.
Работу по предупреждению вредных привычек и формированию полезных привычек провожу посредством разъяснительных бесед, лекций, тренингов психолога, встреч с работниками здравоохранения, просмотра видеофильмов.
В живом уголке, где проходит почти половина занятий, животные подобраны и для выполнения оздоровительной функции. Она предусматривает использование декоративных животных с целью оздоровления, так как общение с ними влияет на психику ребенка, нормализует сердечный ритм, улучшает обменные процессы, увеличивает защитные силы организма.
Могу отметить, что дети, занимающиеся в клубе «Живой мир», меньше пропускают занятия по состоянию здоровья, дольше бывают активными и работоспособными.
6. Планирование занятий в клубе «Живой мир» с использованием здоровьесберегающей программы.
- Занятия, тематические мероприятия по формированию навыков здорового образа жизни (еженедельно).
- Спортивный день (раз в месяц).
- Дидактические подвижные игры (ежедневно).
- Физкультминутки (ежедневно).
- Прогулки на свежем воздухе (раз в неделю).
Я считаю, что для педагога очень важно правильно организовать занятие, так как оно является основной формой педагогического процесса:
- рациональная плотность занятия должна составлять не менее 60% и не более 75-80%;
- в содержательной части занятия должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем воспитанников, способствующие формированию у них ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;
- количество видов учебной деятельности на занятии должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин., однообразие занятия способствует утомлению воспитанников;
- в занятие необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
- в течение занятия должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения воспитанников;
- обучение должно проводиться с учетом ведущих каналов восприятия информации воспитанниками (аудиовизуальный, кинестетический и т.д.);
- должен осуществляться контроль научности изучаемого материала;
- необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности воспитанников, осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей;
- на занятии нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, так как результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;
- нужно включать в занятие технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся; необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в занятие физкультминутки, определять их место, содержание и длительность (лучше на 20-ой минуте занятия, длительностью – 1 мин., состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего занятия и в итоговой его части.
Результат.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, педагогу эффективно проводить профилактику асоциального поведения
Критерием здоровьесберегающих технологий является индивидуальная ориентация обучения, направленная на полную реализацию личностного потенциала обучающихся через создание у них заинтересованного отношения к обучению.
Итог.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяют воспитанникам более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Список литературы:
- Ишмухаметов М.Г. Нетрадиционные средства оздоровления детей// «Начальная школа», 2005. - № 1. с. 91.
- Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий// «Начальная школа», 2005. - № 11. С.75.
- Львова И.М. Физкультминутки// «Начальная школа», 2005. - № 10. С. 86.
- Митина Е.П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра// «Начальная школа», 2006. № 6. С. 56
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – 121 с
- Халемский Г.А. Школа – территория здоровья// Педагогика. – 2005. - № 3. С. 42-46.
- Электронные ресурсы:
- Здоровье и образование www.valeo.edu.ru
- Применение здоровьесберегающих технологий в школе № 1317. г. Москвы: http:hool.ru /health/.