Не секрет, что почти в каждом учебном заведении возникает эта проблема – внешний вид учащихся. Даже если школа ввела форму, всё равно найдутся ученики, которые попытаются эту форму обойти. Любыми способами. Бороться с ними бесполезно. На замечания они не реагируют, к директору их уже водили, а что ещё к ним можно применить. Они ведь не злостно нарушают. Да, они за форму, но вместо классических брюк, джинсы и легинсы, блузки заменены футболками и фуфайками ярких цветов, а пиджаки и жилетки вызывающих фасонов. Они искренне не понимают, что выглядят смешно и нелепо. Зачастую это не парад независимости, а искреннее непонимание того, что от них требуется. Они просто не умеют по-другому. Им кажется, что вся эта форма их взрослит, делает немодными.
В начальной школе эта проблема не так актуальна, ведь малышей в школу собирает мама, а ей, зачастую, понятно, как должен выглядеть ребёнок. Эта проблема возникает где-то в 7 классе, когда девочкам хочется выделиться из толпы, быть заметными, модными, но они понятия не имеют, как это сделать в рамках формы.
С мальчиками этой проблемы тоже нет. В нашей гимназии мальчики уже давно поняли, что костюм, это удобно, а галстук по торжественным случаям – стильно. Ходят в костюмах с 1 по 11 класс все. Остались девочки...
Вот тут я и решила, что требовать, убеждать, уговаривать – бесполезно. Нельзя заставить делать то, что они не умеют. Их надо научить. Научит носить форму и чувствовать себя в ней комфортно.
Много лет назад, мы проводили с девочками беседы на эту тему. Приглашали стилиста. Она рассказывала о направлениях в современной деловой моде и деловом макияже. На какое то время проблема исчезала, подрастало новое поколение и всё начиналось заново. Сейчас такие беседы не получаются – дети не хотят слушать. Они считают, что в этом вопросе разберутся сами. Вот я и решила создать классный час «Между нами, девочками». Он даёт возможность подумать о своём внешнем виде, о предназначении разной одежды, о том, что такое дресс-код. А подумать, куда действеннее, чем просто услышать. Думать и делать выводы наши дети умеют.
Ход классного часа
1. Вступительное слово.
Мы с вами собрались, чтобы поговорить о своём, о девичьем. Видите, чисто женский коллектив, мальчиков нет, так что давайте, попробуем ответить на некоторые вопросы и решить некоторые проблемы. Что такое школьная форма, откуда она взялась, что несёт?
У школьной формы в России богатая история. До 1917 года она была сословным признаком, т.к. позволить себе обучение в гимназии могли только дети богатых родителей. Форма носилась не только в стенах учебного заведения, но и на улице, дома, во время торжеств. Мальчики носили форму военного фасона, а девочкам полагались темные строгие платья с плиссированными юбками до колен.
После октябрьской революции форма была упразднена, да это и понятно, тогда не у многих родителей были на нее деньги, Ходили в школу в повседневной одежде. После Великой Отечественной войны было решено, что девочки должны приходить на занятия в темно-коричневых шерстяных платьях и черных передниках (по праздникам – белых), а мальчики – в серых военных гимнастерках. Позже они были заменены на синие костюмы. В начале 90-х форма была официально упразднена.
Школьная форма существует не только в нашей стране. Её история богата традициями по всему миру.
Школьная форма в других странах отличается от нашей: где-то она более консервативна, а где-то – очень модная и необычная. Например, в Японии школьницы щеголяют в матросках, называемых там «сэйлор-фуку». Их форма – эталон подростковой моды для всего мира. Даже вне стен школы японки носят то, что напоминает им свою привычную школьную форму.
В Великобритании школьная форма максимально консервативна и приближена к классическому стилю одежды. У каждой престижной школы есть свой логотип, поэтому ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком.
В США каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот, а также низко сидящие брюки. Джинсы, широкие брюки с множеством карманов, футболки с графикой – вот что предпочитают ученики американских школ.
В большинстве европейских стран также нет единой формы, всё ограничивается достаточно строгим стилем. Во многих странах мира вопрос о школьной форме, как и у нас, остается открытым.
Эта информация может быть выведена в виде слайдов и снабжена фотографиями.
2. Деление на группы.
Так как говорить будем на женские темы, то сначала немножко пофантазируем. Итак, с помощью геометрических фигур нарисуйте даму (для примера на доске рисую кошку), теперь бабу, а теперь ведьму.
На каждое задание даётся 1,5-2 минуты.
Посчитайте количество элементов, задействованных на каждом рисунке, запишите цифры. А теперь поделитесь в группы по признаку большинства чисел.
Девочки могут не понять значение символа «баба», кого-то это может обидеть. Объяснить им, что это женщина, которая хорошо печёт пироги, варит варенье, шьёт, вяжет и вообще хорошая хозяйка. Так же можно обговорить, что подразумевается под символом «дама» и «ведьма».
3. Работа по группам.
Ну а теперь мы посмотрим слайды и в группе ответим на один только вопрос «Куда в этом можно пойти». Запишите свои предположения на листочках.
Даются слайды девушек в купальниках, в спортивных костюмах, в вечерних платьях, деловой стиль (слайды взяты из интернета). Каждый слайд обсуждается в группах, результаты обсуждения записываются на листочках.
Давайте вернёмся к слайдам и вместе разберёмся, какая одежда для чего предназначена.
Каждая группа оглашает свои записи, мы дружно обсуждаем, приходим к какому-то мнению.
4. Как вы догадались, что эти комплекты созданы именно для этого?
Подводим их к понятию Дресс-код.
Дресс-код (англ. dress code – кодекс одежды) – форма одежды, требуемая при посещении определённых мероприятий, организаций, заведений.
Правила дресс-кода.
Правила включают в себя не только правильный подбор деловой одежды, но и внешний вид. В первую очередь девушка должна выглядеть аккуратно, так что обязательно обрати внимание на свою прическу, если ты носишь короткую стрижку, то не поленись по утрам встать пораньше, и кроме обязательной зарядки сделать стильную укладку волос.
Неброский макияж. Твое лицо должно сиять свежестью и здоровьем, а не тонной румян, перламутровых теней и яркой помадой на губах. Также обрати внимание на свой маникюр, не разрешается в деловом дресс-коде иметь ярко накрашенные длинные ногти, или же наоборот, некрасиво обломанные (еще хуже обгрызенные) ноготки.
Также табу в деловом дресс-коде накладывается и на яркую и броскую бижутерию. Украшения из массивных колец, бус, несколько серег в одном ухе, пирсинг на лице. Даже если это украшения из драгоценных металлов и известных модельеров. Деловой дресс-код не позволяет приходить без колгот, даже если на улице жаркие летние дни. Однако ты не должна по этому поводу переживать, есть очень тонкие, просто невесомые колготки.
Ты должна выбирать обувь удобную, на устойчивом невысоком каблуке, запрещается носить босоножки или туфли с открытыми пятками или носками.
5. Практический подход.
Наша гимназия уважаемое учреждение. Победитель конкурсов педагогического мастерства, нацпроектов. У нас работают замечательные учителя и учатся великолепные дети, которые побеждают в олимпиадах, в творческих и в интеллектуальных конкурсах. Но захочет ли принять всерьёз учебное заведение человек, который не знает о её заслугах, а видит внешний вид некоторых учащихся.
Слайды из школьной жизни (наши фотографы заранее прошли по школе и сфотографировали нарушения внешнего вида, закрыв лица на фотографиях).
6. Добрые советы.
Давайте посмотрим, что собой может представлять школьная форма.
Слайды моделей современной школьной формы, взятые с сайтов производителей современной школьной формы.
8. Мыслительная деятельность.
Давайте, поразмышляем на тему, чем дресс-код отличается от формы. ЧТО у нас в гимназии – дресс-код или форма?
7. Пожелание на прощание.
Мы с вами поговорили сегодня о внешнем виде. Вы сделали определённые для себя выводы. Я уверена, что после нашего разговора вы задумаетесь о том, как и где надо выглядеть. Я уверена, что после сегодняшнего разговора вы не попадёте впросак с внешним видом. А закончить я хочу хорошим стихотворением Агнии Барто «Модница».
Модница.
У нас Наташа модница,
Ей нелегко приходится!
У Наташи каблуки,
Как у взрослых, высоки,
Вот такой вышины,
Вот такой ужины!Бедняжка! Вот страдалица -
Идет, чуть-чуть не валится.Малыш с открытым ротиком
Не разберет никак:
- Ты клоун или тетенька?
На голове - колпак!Ей кажется - прохожие
С нее не сводят глаз,
А те вздыхают: - Боже мой,
Откуда ты взялась?Колпак, пиджак коротенький
И мамино пальто,
Не девочка, не тетенька,
А непонятно кто!Нет, в молодые годы
Не отставай от моды,
Но, следуя за модой,
Себя не изуродуй!
Агния Барто.