Цель урока: изучить понятие, классификацию, состав и принципы работы манипулятора типа "мышь".
Задачи урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Программно-дидактическое обеспечение: компьютерный тест в программе MyTestX по темам: "Функциональное устройство ПК. Архитектура ПК. Устройство ввода - клавиатура", мультимедийная презентация на тему: "Манипуляторное устройство ввода - "мышь".
Оборудование: ПК учителя, компьютерный класс, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент:
Проверка готовности учащихся к уроку.
Приветствие.
Отметка отсутствующих.
2. Постановка темы и цели урока.
3. Повторение изученного материала.
Для закрепления и обобщения материала, изученного на предыдущих уроках, учащимся предлагается выполнить компьютерный тест, созданный в бесплатной тестирующей программе MyTestX. Тест составлен преподавателем на основании материала, пройденного на предыдущих уроках, и охватывает следующие темы:
Функциональное устройство ПК.
Архитектура ПК.
Устройство ввода "клавиатура".
Тест содержит 12 вопросов с выбором варианта ответа. Время проведения теста: 15 минут. Критерии оценивания определяются автоматически тестирующей программой. Для бумажного представления данного теста возможно использование следующих критериев оценивания:
Критерии оценивания: |
|
Кол-во выполненных заданий | Оценка |
11-12 заданий | "5" |
7-10 заданий | "4" |
4-6 заданий | "3" |
1-3 задания | "2" |
Тест в виде текстового документа в формате MS Word 2003 (Приложение 4).
4. Изучение нового материала.
Для актуализации полученных ранее знаний об устройстве персонального компьютера учащимся предлагается вспомнить, какой минимальный набор устройств необходим для нормального функционирования ПК.
Рис.1 |
В минимальный набор устройств
необходимо включить: клавиатуру; мышь; монитор; системный блок. |
Такой набор устройств называется минимальной конфигурацией персонального компьютера.
На этом уроке рассмотрим ещё одно из основных устройств ввода информации, которое можно подключить к системному блоку.
Прежде чем приступить к рассмотрению данного устройства, давайте вспомним, какие типы устройств ввода необходимо различать?
Рис.2
Какой из представленных типов устройств мы изучали на предыдущем занятии?
Ответ: клавиатуру.
Сегодня мы изучим одно из устройств с прямым вводом информации: компьютерную мышь.
Итак, что же такое "мышь"?
"Мышь" - это манипуляторное устройство ввода информации.
Компьютерная мышь подключается к системному блоку и необходима для манипулирования объектами, отображающимися на экране монитора. Основные внешние характеристики мыши: кабель для подключения к ПК, корпус, кнопки, ролик прокрутки (Приложение 1).
Первая мышь появилась в 1964 году. Её изобрёл Дуглас Энгельберт, проводя исследования в Стенфордском исследовательском институте.
Рис.3
Первоначальное данное устройство имело следующее название: "указатель xy-координат для дисплея", так как технология создания мыши базируется на принципе её передвижения. Первыми компьютерами, которые стали продаваться вместе с мышкой, стали компьютеры фирмы Apple.
Рис.4
На сегодняшний день большое внимание при изготовлении компьютерных мышей уделяют внешним характеристикам. Внешние различия можно разделить на несколько групп:
Рис.5
Среди многообразия компьютерных мышей можно выделить отдельные группы, относящиеся к одному виду. Давайте рассмотрим виды манипуляторов "мышь". Всего 4 основных вида.
Рис.6
Компьютерная мышь состоит из следующих компонентов:
- датчик перемещения;
- кнопки;
- дополнительные элементы управления (колёса прокрутки, джойстики, трекболы, кнопки, сенсорные панельки и т. п.)
Рис.7
Рассмотрим принцип работы и описание каждого из видов компьютерной мыши в отдельности.
Механическая мышь.
Внутри корпуса механической мыши размещена микросхема, на которой находятся микропроцессор, управляющий работой мыши.
Внутренний состав манипулятора:
- резиновый шарик;
- 2 диска с прорезями;
- ролики, закрепленные на осях X и Y;
- оптопары;
- фотоэлементы.
Рис.8 |
Рис.9 |
С поверхностью стола (коврика) соприкасается тяжелый, покрытый резиной шарик сравнительно большого диаметра. Ролики, прижатые к поверхности шарика, установлены на перпендикулярных друг другу осях с двумя датчиками. Датчики, представляющие собой оптические пары (светодиод-фотодиод), располагаются по разные стороны дисков с прорезями. Порядок, в котором освещаются фоточувствительные элементы, определяет направление перемещения мыши, а частота приходящих от них импульсов - скорость. (Приложение 2).
Оптико-механическая мышь:
Подавляющее число компьютерных мышек использовали раньше оптико-механический принцип кодирования перемещения. В отличие от механической мыши у этой разновидности появляется 3 элемент (кнопка или ролик), а так же светодиод, который в некотором смысле упростил работу датчиков перемещения. Оптико-механическая мышь является переходным звеном между механической и оптической видами мыши. Недостатки: загрязняемость движущихся частей. Пыль с коврика скапливается на валиках и препятствует их вращению, а значит, и перемещению курсора. Такой вид мыши необходимо периодически подвергать тщательной очистке.
Оптическая мышь:
Оптические мыши до сих пор распространены среди компьютерных пользователей. Их преимуществом является низкая цена и разнообразный дизайн на любой вкус.
Рис.10
Принцип работы оптической мыши:
С помощью светодиода, и системы фокусирующих его свет линз, под мышью подсвечивается участок поверхности. Отраженный от этой поверхности свет, в свою очередь, собирается другой линзой и попадает на микросхему, где специальный процессор обрабатывает полученное изображение (Приложение 3).
Лазерная мышь:
Рис.11
В последние годы была разработана новая, более совершенная разновидность оптического датчика, использующего для подсветки специальный лазер. Компьютерные мыши, использующие такой тип датчика, называется лазерные.
Преимущества лазерных мышей:
- высокая надёжность;
- успешная работа на зеркальных и стеклянных поверхностях;
- отсутствие свечения;
- низкое энергопотребление.
В завершение темы учащимся предлагается несколько вопросов по изученному материалу:
Какой вид мыши можно считать самым распространённым на сегодняшний день?
Какой вид мыши самый дорогостоящий?
Какой вид мыши считается самым экономным?
Какой из видов компьютерных мышей самый современный?
и т.д.
5. Физкультминутка.
6. Закрепление изученного материала.
Для закрепления изученного материала учащимся предлагается ещё раз вспомнить основные виды компьютерных мышей, принципы их работы и описание. В конце презентации учащимся представлены три письменных задания, которые им необходимо выполнить на отдельных листах, или с помощью готового раздаточного материала (Приложение 5).
7. Подведение итогов урока.
После выполнения практической работы преподаватель обобщает пройденный на уроке материал. Подводятся итоги урока.
8. Домашнее задание.
Подготовить небольшое информационное сообщение (возможно в виде презентации) о том, какие необычные разновидности манипуляторов типа "мышь" можно встретить на сегодняшний день.
Список используемой литературы:
- О.Ю. Заславская, И.В. Левченко. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Справочные материалы: - М.: АПКиППРО, 2005.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
- Ресурсы электронной энциклопедии "Википедия".