Основной целью моей работы является формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, умеющего жить в гармонии с природой, с положительным отношением к природе, умеющего бережно распоряжаться её богатством. Я учу детей быть милосердными, любить и беречь природу, знать законы, по которым живёт природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе и иметь осознанное желание делать это.
Для решения задачи построения образовательного процесса на основе игры, как основного вида деятельности дошкольника, интегрированный подход позволяет увидеть и понять любое явление целостно. Образование должно быть небольшим по объёму, но ёмким – в этом смысле интегрированные занятия действуют соответственно.
На своих занятиях я использую различные виды наглядности и разные методы работы с детьми [рис.1] . Интегрированные занятия – это интересная, эффективная форма обучения и развития детей. Такие занятия с использованием костюмов представляют собой объединение нескольких видов деятельности, вызывают интерес, способствуют снятию напряжения. Занятия про осень и осенний урожай воспитатель проводит в костюме «Осени» или «Царицы полей» [рис.2] , занятия про весну – в костюме «Веснянки» [рис.3] , а занятия про лето – в костюме «Феи цветов». Интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивать коммуникативные умения, так как дети должны высказываться, делиться впечатлениями, знаниями, выступать в различных ролях [рис.4]. Говоря от имени того или иного животного, у детей развивается познавательный интерес и активность [рис.5] . Для развития речи и углубленных знаний по тому или иному вопросу, необходимо привлекать родителей. Например: на занятие «Знакомство с Ежом» предложить роль Ежа исполнить одному из детей, который заранее с родителями учит стих или рассказ про ёжика по специально заготовленному заранее плану [рис.6] .
Сами занятия не имеют чёткой структуры, количество интегрированных занятий определяет воспитатель, но отличаются они от обычных:
- свободным размещением наглядного материала [рис.7];
- сменой динамических поз [рис.8];
- использованием костюмов [рис.9];
- взаимосвязью интегрированных предметов;
- предельной чёткостью и компактностью;
- привлечением к проведению занятий узких специалистов и родителей [рис.10].
На занятиях могут появиться: Баба Яга или Лесовик, Гном или Фея леса, а сами дети, рассказывая про то или иное животное, наряжаются этим животным [рис.11, 12].
Диагностируя группы детей, в которых проводились интегрированные занятия, даже как итоговые, после изучения той или иной темы – результаты были гораздо выше, чем в группах того же возраста, но в работе педагоги не использовали интегрированный подход. Поэтому костюмированные занятия являются одними из лучших для эффективного развития детей, особенно имеющих нарушения речи, снимая психическое и физическое напряжение.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 12