Математик так же,
как художник или поэт, создает узоры.
И если его узоры более устойчивы,
то лишь потому, что они созданы из идей...
Г.Х. Харди
Цели урока:
- Формирование умений решать уравнения с параметрами графическим способом.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Формирование навыков компьютерной грамотности.
Дидактическое пространство урока:
- Компьютерные программы (составлены учащимися)
- Фонограмма инструментальной музыки
- Листки самоконтроля
Формы синкретической деятельности учащихся на уроке:
- Слововыражение в научной сфере
- Преобразовательная (применение знаний в неординарной ситуации), самостоятельная деятельность учащихся
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1 . Организационный | Предлагаются вопросы для фронтального
опроса: 1. Определение функции |
Отвечают на вопросы |
2. Целеполагание | Цепь урока – научиться решать задачи с параметрами графическим способом. Уточняется у учащихся понятия «графический способ решения уравнений», «графический способ решения уравнений с параметрами». | Учащиеся дают определение. |
3. Формирование умений и навыков. | 1. Учащимся предлагается определить количество корней уравнения f(x) = a в зависимости от параметра а. | На доске построен график функции f(x), т.е. левой части уравнения. С помощью изменения положения прямой у = а на компьютере учащиеся проводят исследование количество решений данного уравнения |
а) работа с помощью интерактивной доски | Далее работа продолжается в двух
группах учащихся. 1 группе предлагается выполнить теоретический тест. После его выполнения на экране выставляется оценка, которая фиксируется в листках самоконтроля. |
Учащиеся подходят к компьютерам и приступают к работе. |
б) работа на компьютерах | 2 группе учащихся предлагается
прокомментировать следующую задачу: для каждого
значения параметра b определите количество
корней уравнения bх = 1 + |2x – 3| |
Учащимся предлагают упростить
выражение. Затем продолжают работу в тетрадях с
целью построения графика у2. (После
упрощения учащиеся должны получить: |
После выполнения теста 1 группе
предлагается задача: Определите количество
корней уравнения в зависимости от параметра а х | х – 2 | – а = 0 |
Учащиеся 2 группы выполняют тест на
компьютерах. После упрощения 1 группа получает |
|
Учащимся предлагается после построения графиков функции у2 на компьютерах найти нужный график и провести исследование количества корней уравнения в зависимости от параметра а. | Проводят исследование и записывают ответы в тетрадях | |
Учитель показывает верное решение | Проверяют свои ответы с предложенными и выставляют оценку в листках самоконтроля. | |
4. Творческий | Все растолковывать до конца, значит лишить человека большой радости самому «вырастить цветы из горсти семян». Попробуем проявить себя как люди неравнодушные, творчески мыслящие. Придумайте уравнение с параметром и покажите его графическое решение. | Звучит фонограмма инструментальной музыки. Учащиеся выполняют работы. Наиболее интересные демонстрируются. |
5. Итоговый | Лодж 0. утверждал, что «уравнение представляет собой наиболее серьезную и важную вещь в математике». А умение решать уравнения с параметрами поможет достойно выдержать государственную аттестацию. | По результатам в листках самоконтроля учащиеся выставляют оценку за работу на уроке и записывают задание на дом. |