Цель занятия: сформировать представления об основных понятиях цилиндра.
Задачи занятия:
- образовательные – познакомить с определениями цилиндра как геометрического тела и тела вращения, изучить основные элементы цилиндра, сформулировать понятие поверхности цилиндра, закрепить знания, умения и навыки на практике;
- развивающие – развивать пространственное воображение и логическое мышление учащихся;
- коррекционные – развивать слухозрительное восприятие речи и навыки речевого общения;
- воспитательные – воспитывать умения внимательно относиться к выполняемым действиям, формировать познавательные интересы, прививать каждому учащемуся вкус к самостоятельной, активной и творческой деятельности.
Тип занятия – комбинированный.
Необходимое оборудование, материалы и инструменты:
- персональный компьютер с мультимедийным проектором и экраном;
- авторские презентации с рисунками, подготовленные с помощью CorelDRAW X4 и Microsoft Power Point 2003;
- авторская рабочая тетрадь по стереометрии;
- модели тел вращения (цилиндр, конус, усечённый конус, шар и сфера), многоугольники из цветного картона (квадрат, прямоугольник, параллелограмм, ромб и круг), развёртки цилиндров (при , , , и );
- клей, цветная или плотная бумага;
- цветные карандаши, линейка, циркуль, резинка и ножницы.
Структура занятия.
- Организация начала занятия (2 мин.).
- Ознакомление с темой занятия, постановка её цели и задач (3 мин.).
- Проверка домашнего задания (7 мин.).
- Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу (13 мин.).
- Изложение нового материала (20 мин.).
- Закрепление нового материала (35 мин.).
- Подведение итогов занятия и постановка домашнего задания (3 мин.).
- Организация окончания занятия (2 мин.).
Ход занятия
1. Организация начала занятия
Деятельность преподавателя: приветствует, проверяет отсутствующих и готовность учащихся к занятию (наличие слуховых аппаратов, рабочих тетрадей, письменных и чертёжных принадлежностей).
Деятельность учащихся: приветствуют и слушают преподавателя, проверяют свою готовность к занятию.
2. Ознакомление с темой занятия, постановка её цели и задач
Деятельность преподавателя: сообщает тему, цель, задачи и структуру занятия.
- Тема нашего сегодня занятия называется “Цилиндр”.
- Цель занятия – сформировать представления об основных понятиях цилиндра.
- Задачи, которые мы должны выполнить на занятии – это познакомиться с определениями цилиндра как геометрического тела и тела вращения, изучить основные элементы цилиндра, сформулировать понятие поверхности цилиндра, закрепить знания, умения и навыки на практике. Будем развивать пространственное воображение, логическое мышление, слухозрительное восприятие речи и навыки речевого общения. Воспитывать в себе внимательность к выполняемым действиям, формировать познавательные интересы, прививать вкус к самостоятельной, активной и творческой деятельности.
- На занятии проверим домашнее задание, повторим раннее изученный материал, послушаем лекцию по новой теме и выполним практические задания в рабочей тетради.
Деятельность учащихся: слушают преподавателя.
3. Проверка домашнего задания
Деятельность преподавателя: проверяет домашнее задание (Приложение 1), поясняет краткие обозначения в рабочей тетради (Приложение 2), отвечает на вопросы учащихся и корректирует не верно выполненные задания.
Деятельность учащихся: показывают выполненное домашнее задание, задают и отвечают на вопросы голосом и жестами, выполняют при необходимости записи верных ответов в своих тетрадях.
4. Проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу
Деятельность преподавателя: проводит словарный диктант (считывание с губ) и задаёт вопросы по пройденной теме.
Словарный диктант.
Внимательно посмотрите на губы, запишите слова и дайте им определения.
1. Многогранник.
2. Многоугольник.
3. Грань.
4. Ребро.
5. Вершина.
Вопросы.
- Какую тему мы с Вами изучали на прошлом занятии?
- Пожалуйста, выберите на моем столе геометрические тела, которые не относятся к многогранникам (подходят к столу и выбирают). Как они называются?
- Сформулируйте определение тела вращения.
- Какие основные элементы тел вращения вы знаете?
- Что называется осью тела вращения?
- Что назовём образующей тела вращения?
Деятельность учащихся: пишут словарный диктант, проговаривают вслух, отвечают на вопросы голосом и жестами.
5. Изложение нового материала
Деятельность преподавателя: представляет новый материал в виде лекции с помощью презентации (Презентация 1). Формулирует тему лекции и цель, характеризует её профессиональную значимость, новизну и степень изученности. Излагает содержание лекции в соответствии с планом последовательно, логично, аргументировано, с выделением главных вопросов и представлением основного материала одновременно в словесной форме и с использованием вспомогательных средств обучения неслышащих учащихся дактильную и жестовую речь. Использует наглядные геометрические модели и фигуры. Формулирует способы построения цилиндра, его основных элементов и развёрток. Обращает внимание учащихся на правильность произношения терминов. Подводит общий итог лекции, обобщает материал, формулирует выводы по теме лекции. Отвечает на вопросы учащихся.
Деятельность учащихся: слушают, проговаривают вслух за преподавателем основные термины с ударениями, выполняют словарную работу в рабочей тетради (Приложение 3), если кто не успел написать или недопонял сказанное, просят повторить, задают вопросы.
Деятельность преподавателя: организует физкультминутку.
- Прежде, чем приступить к выполнению практических заданий, немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста, поднимите руки и потянитесь. Вытяните руки на уровне плеч и повторяйте за мной голосом и жестами: “Раз, два, три, четыре, пять (правой рукой)! Раз, два, три, четыре, пять (левой рукой)! Наши пальчики опять пишут, говорят, и вырезают. Как всегда гранит науки изучают (обеими руками)!”.
Деятельность учащихся: выполняют физкультминутку.
6. Закрепление нового материала
Деятельность преподавателя: проводит закрепление нового материала в виде выполнения практических заданий в рабочей тетради (Презентация 2). Сообщает цель и структуру практической работы и рекомендации по её выполнению. Индивидуально каждому учащемуся записывает в рабочей тетради данные в тексте с пропусками для заданий №47 и №51. Руководит деятельностью учащихся при выполнении практической работы и подводит итоги выполненных заданий.
Деятельность учащихся: закрепление нового материала выполняют в виде практических заданий. Читают текст и с помощью чертёжных инструментов, следуя инструкциям, выполняют задания. Задают вопросы преподавателю по выполнению данных заданий, если что-то не понятно. Демонстрируют выполненную работу.
7. Подведение итогов занятия и постановка домашнего задания
Деятельность преподавателя: подводит итоги занятия и выставляет оценки в журнал. Записывает на доске домашнее задание: выучить определения и выполнить задания №24, №26, №30 и №32 (Приложение 4).
Деятельность учащихся: наблюдают, сравнивают, излагают собственное мнение, делают выводы. Записывают домашнее задание в тетрадях.
8. Организация окончания занятия
Деятельность преподавателя: благодарит за активное участие учащихся на занятии и прощается с ними.
Деятельность учащихся: слушают преподавателя и прощаются с ним до следующего занятия по расписанию.