Цель: распространение педагогического опыта по использованию в учебном процессе технологии проектной деятельности с применением информационных ресурсов.
Я работаю над темой “Организация проектной деятельности обучающихся с использованием информационных ресурсов”. Занялась этой темой, т.к. время требует от нас воспитания нового гражданина не только вооруженного знаниями, но и мобильного, легко ориентирующегося в информационном пространстве.
Метод проектов (от греч. – путь исследования)
Выделяют два значения слова “проект”:
- проект – как результат проектировочной деятельности;
- проект – как форма организации совместной деятельности людей.
Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы; под методом проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.
Методом проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Методом проектов – совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Методом проектов – технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Причины распространения метода проектов:
- необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;
- актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну и ту же проблему;
- значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Направленность “метода проектов”
- развитие познавательных навыков учащихся;
- развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
- развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического мышления.
Требования к использованию метода проектов:
- Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Типология проектов
Типологические признаки:
- Доминирующая в проекте деятельность
- Предметно-содержательная область
- Характер координации проекта
- Характер контактов проекта
- Количество участников проекта
- Продолжительность проекта
В соответствии с доминирующей в проекте деятельностью:
- Исследовательские (моделирование ситуаций научного поиска);
- Творческие (итог – спектакль, альбом);
- Ролевые, игровые (распределение ролей);
- Ознакомительно-ориентированные или информационные (итог – статья, реферат)
- Практико-ориентированные или прикладные.
В соответствии с предметно-содержательной областью:
- Монопредметные (в рамках одного предмета; выбираются сложные разделы; в ходе серии уроков);
- Межпредметные (в рамках нескольких предметов; внеурочное время).
По характеру координации:
- С открытой, явной координацией (координатор проекта направляет участников, организует отдельные этапы);
- Со скрытой координацией (координатор проекта выступает как полноправный участник).
По характеру контактов:
- Внутренние (внутри одной школы, либо между школами, классами ) ;
- Региональные;
- Общероссийские
- Международные
По количеству участников:
- Индивидуальные;
- Парные (между парами участников);
- Групповые (между группами участников).
По продолжительности выполнения:
- Краткосрочные (несколько уроков);
- Среднесрочные (от недели до месяца);
- Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Метод 5 “П”
Проблема
Проектирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Ребёнок из потребителя превращается в творца и созидателя.
В сфере проектной деятельности учащихся использование ИКТ открывает для учителя новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его “оживлением”, возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Работа над учебным проектом нацеливает учителя на формирование, прежде всего, элементов информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.
Выбираем участников микрогрупп. Карточки с № 1. 2, 3, 4 в произвольном порядке раздаем участникам. Занимайте свои места за компьютерами согласно своей цифре (на столах карточки №1, 2, 3, 4).
Методом погружения мы разработаем и защитим проект “Профессиональные качества современного учителя”.
В рамках инициативы президента “Наша новая школа” особое внимание уделяется личности и профессиональным качествам современного учителя. Я предлагаю определиться с качествами, которые сегодня актуальны. Они носят не формальный характер и перекликаются с инициативами президента “Наша новая школа”.
- Психолого-педагогическая компетентность.
- Способность к целеполаганию и целеосуществлению.
- Способность к педагогической рефлексии.
- Способность к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.
- Владение приемами эффективного общения с детьми, с коллегами, с родителями.
Мы представим продукт проектной деятельности в компьютерной презентации
По условиям работы при помощи программы Power Point каждая микро-группа создает слайд по своему качеству. Затем мы объединяем слайды в единую презентацию через интернет
Ваш слайд будет включать в себя: доказательство актуальности, цитаты, тезисы, выдержки, доказательство на примерах, иллюстрации. (Приложение 1)
Как создать эффективную презентацию?
(Советы авторам презентаций).Прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать.
Презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной. Нужно уметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание
Для демонстрации нужно подготовить примерно 1-2 слайда (показ одного слайда занимает около 1 минуты, плюс время для ответов на вопросы слушателей).
Каждый слайд должен быть на общую идею презентации.
Пользуйтесь готовыми шаблонами при выборе стиля символов и цвета фона, а также применяйте творческий подход.
Иногда лучше вместо одного сложного слайда представить несколько простых. Дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель. Их следует свести к минимуму и использовать только с целью привлечения внимание зрителя к ключевым моментам демонстрации.
Для каждого модуля выбирают соответствующие текст, рисунки, таблицы, диаграммы, звуковой и видеоряд
Шрифты рекомендуется использовать стандартные – например, основной текст презентации шрифт Times New Roman, заголовок слайда – Arial. Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всей презентации.
Рекомендуется использовать сжатый, информационный стиль изложения материала (Приложение 2).
Поиск информации можно осуществлять через Интернет, также у нас заготовлен материал в папке Метод проектов – расположенной на рабочем столе, выберите вам необходимое. В этой же папке находится шаблон слайда.
Практическая работа: В ходе работы групп педагог консультирует, направляет– 10-15 мин.
Все слайды переводятся на экран и составляются в общую презентацию организатором.
Заслушиваются мини-группы по ходу размещения слайдов в презентации Последний слайд заранее заготовленный: (Приложение 3).
Параметры внешней оценки проекта
- Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
- корректность используемых методов исследования и метода обработки получаемых результатов;
- активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- коллективный характер принимаемых решений;
- характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
- необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
- доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
- эстетика оформления результатов выполненного проекта;
- умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
Проект – это модель, которую можно использовать в одной общей теме. Проект может работать в других аспектах, давайте подумаем и ответим, в каких аспектах мы можем его применить, наша тема-образование:
– современный ученик;
– современный родитель.
Можем выйти за рамки темы образования:
– современный руководитель.
Форма применения (классный час, родительское собрание, семинар для руководителей). Это жизненно способный продукт.
Рефлексия
Где в своей практической деятельности вы можете применить полученные в рамках мастер-класса знания и умения:
Я желаю вам всем творческих успехов, чтобы каждый урок был как маленькая мастерская.
Хотелось бы закончить наш мастер-класс следующим высказыванием:
“Люди превзойдут цели,
которые сами себе поставили”
Гордон Драйден