Мастер-класс "Организация проектной деятельности обучающихся с использованием информационных ресурсов"

Разделы: Администрирование школы


Цель: распространение педагогического опыта по использованию в учебном процессе технологии проектной деятельности с применением информационных ресурсов.

Я работаю над темой “Организация проектной деятельности обучающихся с использованием информационных ресурсов”. Занялась этой темой, т.к. время требует от нас воспитания нового гражданина не только вооруженного знаниями, но и мобильного, легко ориентирующегося в информационном пространстве.

Метод проектов (от греч. – путь исследования)

Выделяют два значения слова “проект”:

  • проект – как результат проектировочной деятельности;
  • проект – как форма организации совместной деятельности людей.

Под проектом понимается специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы; под методом проектовобразовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных умений и навыков.

Методом проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Методом проектов – совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Методом проектов – технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Причины распространения метода проектов:

  • необходимость не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений;
  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну и ту же проблему;
  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

Направленность “метода проектов”

  • развитие познавательных навыков учащихся;
  • развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
  • развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
  • развитие критического мышления.

Требования к использованию метода проектов:

  • Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

Типология проектов

Типологические признаки:

  • Доминирующая в проекте деятельность
  • Предметно-содержательная область
  • Характер координации проекта
  • Характер контактов проекта
  • Количество участников проекта
  • Продолжительность проекта

В соответствии с доминирующей в проекте деятельностью:

  • Исследовательские (моделирование ситуаций научного поиска);
  • Творческие (итог – спектакль, альбом);
  • Ролевые, игровые (распределение ролей);
  • Ознакомительно-ориентированные или информационные (итог – статья, реферат)
  • Практико-ориентированные или прикладные.

В соответствии с предметно-содержательной областью:

  • Монопредметные (в рамках одного предмета; выбираются сложные разделы; в ходе серии уроков);
  • Межпредметные (в рамках нескольких предметов; внеурочное время).

По характеру координации:

  • С открытой, явной координацией (координатор проекта направляет участников, организует отдельные этапы);
  • Со скрытой координацией (координатор проекта выступает как полноправный участник).

По характеру контактов:

  • Внутренние (внутри одной школы, либо между школами, классами ) ;
  • Региональные;
  • Общероссийские
  • Международные

По количеству участников:

  • Индивидуальные;
  • Парные (между парами участников);
  • Групповые (между группами участников).

По продолжительности выполнения:

  • Краткосрочные (несколько уроков);
  • Среднесрочные (от недели до месяца);
  • Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Метод 5 “П”

Проблема
Проектирование
Поиск информации
Продукт
Презентация

Ребёнок из потребителя превращается в творца и созидателя.

В сфере проектной деятельности учащихся использование ИКТ открывает для учителя новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его “оживлением”, возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Работа над учебным проектом нацеливает учителя на формирование, прежде всего, элементов информационной и коммуникативной компетентностей учащихся.

Выбираем участников микрогрупп. Карточки с № 1. 2, 3, 4 в произвольном порядке раздаем участникам. Занимайте свои места за компьютерами согласно своей цифре (на столах карточки №1, 2, 3, 4).

Методом погружения мы разработаем и защитим проект “Профессиональные качества современного учителя”.

В рамках инициативы президента “Наша новая школа” особое внимание уделяется личности и профессиональным качествам современного учителя. Я предлагаю определиться с качествами, которые сегодня актуальны. Они носят не формальный характер и перекликаются с инициативами президента “Наша новая школа”.

  • Психолого-педагогическая компетентность.
  • Способность к целеполаганию и целеосуществлению.
  • Способность к педагогической рефлексии.
  • Способность к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.
  • Владение приемами эффективного общения с детьми, с коллегами, с родителями.

Мы представим продукт проектной деятельности в компьютерной презентации

По условиям работы при помощи программы Power Point каждая микро-группа создает слайд по своему качеству. Затем мы объединяем слайды в единую презентацию через интернет

Ваш слайд будет включать в себя: доказательство актуальности, цитаты, тезисы, выдержки, доказательство на примерах, иллюстрации. (Приложение 1)

Как создать эффективную презентацию? (Советы авторам презентаций).

Прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать.

Презентация должна быть краткой, доступной и композиционно целостной. Нужно уметь вместить максимум информации в минимум слов, привлечь и удержать внимание

Для демонстрации нужно подготовить примерно 1-2 слайда (показ одного слайда занимает около 1 минуты, плюс время для ответов на вопросы слушателей).

Каждый слайд должен быть на общую идею презентации.

Пользуйтесь готовыми шаблонами при выборе стиля символов и цвета фона, а также применяйте творческий подход.

Иногда лучше вместо одного сложного слайда представить несколько простых. Дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель. Их следует свести к минимуму и использовать только с целью привлечения внимание зрителя к ключевым моментам демонстрации.

Для каждого модуля выбирают соответствующие текст, рисунки, таблицы, диаграммы, звуковой и видеоряд

Шрифты рекомендуется использовать стандартные – например, основной текст презентации шрифт Times New Roman, заголовок слайда – Arial. Лучше всего ограничиться использование двух или трех шрифтов для всей презентации.

Рекомендуется использовать сжатый, информационный стиль изложения материала (Приложение 2).

Поиск информации можно осуществлять через Интернет, также у нас заготовлен материал в папке Метод проектов – расположенной на рабочем столе, выберите вам необходимое. В этой же папке находится шаблон слайда.

Практическая работа: В ходе работы групп педагог консультирует, направляет– 10-15 мин.

Все слайды переводятся на экран и составляются в общую презентацию организатором.

Заслушиваются мини-группы по ходу размещения слайдов в презентации Последний слайд заранее заготовленный: (Приложение 3).

Параметры внешней оценки проекта

  • Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
  • корректность используемых методов исследования и метода обработки получаемых результатов;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

Проект – это модель, которую можно использовать в одной общей теме. Проект может работать в других аспектах, давайте подумаем и ответим, в каких аспектах мы можем его применить, наша тема-образование:

– современный ученик;
– современный родитель.

Можем выйти за рамки темы образования:
– современный руководитель.

Форма применения (классный час, родительское собрание, семинар для руководителей). Это жизненно способный продукт.

Рефлексия

Где в своей практической деятельности вы можете применить полученные в рамках мастер-класса знания и умения:

Я желаю вам всем творческих успехов, чтобы каждый урок был как маленькая мастерская.

Хотелось бы закончить наш мастер-класс следующим высказыванием:

“Люди превзойдут цели,
которые сами себе поставили”

Гордон Драйден