Цели урока:
- Сформировать у уч-ся понятие “АРКТИКА”; учить находить и показывать её на карте;
- Познакомить уч-ся с особенностями природной зоны, расположенной на Крайнем Севере (климатом, растениями и животными, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использованием.
- Учить определять существенные признаки природных зон и сравнивать их.
- Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом и справочной литературой.
Оборудование:
у учителя
- персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, рисунки учащихся по данной теме,
- карта “Природные зоны России”,
- карточки с новыми словами,
- выставка книг по теме, груша,
- презентация учителя,
- 2 презентации учащихся;
у учащихся
- гербарии мхов и лишайников,
- атлас “Мир и человек”,
- учебник Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для четвёртого класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч. Ч. 1./А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2008.
Время проведения: 1 академический час (40 мин)
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
– Послушайте описание чертогов* одной сказочной героини. В какой природной зоне жила героиня этого произведения?
“Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!
Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро”.
Чертог – (устаревшее слово) великолепное здание, дворец, помещение, палата во дворце, замке.
(Снежная королева из сказки Г.Х.Андерсена “Снежная королева” жила в ледяной зоне.)
– Попробуйте сами сформулировать тему урока.
– Как называется тема, которую мы начали узучать на предыдущих уроках?
“Природа России”.
– Сегодня мы изменим наш маршрут – возьмём направление с севера на юг по природным зонам России. Отправляемся за Полярный круг, в зону арктических пустынь, в ледяную зону.
Презентация учителя “На Крайнем Севере” Приложение 1 слайд 1.
– Нам предстоит выяснить: (слайд 2)
Почему в арктической зоне суровые климатические условия?
Какие растения и животные населяют арктическую пустыню?
Какой ущерб природе Арктики наносят люди?
Как охраняют природу северного края?
III. Изучение нового материала.
1. Работа по карте “Природные зоны России” (слайд 3)
– Природа России очень разнообразна. В направлении с севера на юг сменяются несколько природных зон: зона арктических пустынь, зона тундры, зона смешанных и широколиственных лесов, зона степей, зона пустынь. Почему же природа нашей страны изменяется с севера на юг?
(Дело в том, что солнце не равномерно нагревает разные участки Земли).
Выберите правильное высказывание:
- Солнечные лучи хорошо нагревают земную поверхность в северных районах, а в южных районах тепла меньше, следовательно, там холоднее.
- Солнечные лучи в северных районах как бы скользят по поверхности, поэтому слабо нагревают ее; чем южнее, тем лучи падают более отвесно и сильнее нагревают земную поверхность.
Ответы учащихся.
– В северных районах солнечные лучи падают на Землю наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо нагревают ее. Чем южнее, тем более отвесно падают на Землю солнечные лучи, тем сильнее они нагревают земную поверхность. Значит, северные районы нашей страны получают от Солнца меньше тепла, южные – больше. Вот почему природа изменяется с севера на юг.
– Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь.
– Каким цветом она обозначена?
– В каком поясе Земли находится?
(Полярный пояс)
– Что вы можете рассказать по географической карте об этой зоне?
(Географическое положение: Северный Ледовитый океан, северные моря и острова. Моря Северного Ледовитого океана очень холодные. Круглый год они почти полностью покрыты льдом, плавучие льдины).
– Назовите и покажите на карте острова, которые относятся к этой зоне.
(Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.)
– Назовите и покажите на карте северные моря.
(Моря: Баренцево море, Белое море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море).
– Покажите на карте и назовите реки, несущие воды в моря Северного Ледовитого океана.
(Реки: Печора, Обь, Енисей, Лена, Индигирка, Колыма.)
– К северу или к югу от нашего края расположена ледяная зона?
(Ответы учащихся.)
2.Работа по учебнику. Самостоятельная работа.
– А сейчас я предлагаю вам познакомиться с материалом учебника, чтобы продолжить нашу работу и получить больше информации об этой зоне.
+ Карандашом красного цвета отметить, что узнали нового.
Учащиеся читают текст “Царство льда и снега” стр. 78-82. (Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы. В 2-х ч. Ч.1/А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова.-6-е изд. – М.:Просвещение, 2008.)
(Таблица на доске и заполняется по ходу урока)
Я знаю | Я узнал | Я хочу узнать |
IV.Физкультминутка
Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
V.Закрепление изученного материала.
1. Выполняется работа по заполнению планшетной карты (карта напоминает иллюстрацию в учебнике на стр.80-81, но без животного и растительного мира) Графа 2 таблицы.
– Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь царство льда и снега. Долгая морозная зима 10-11 месяцев, короткое прохладное лето. Поверхность океана скована льдом толщиной 3-5 метров и более. Над океаном бушуют метели, свирепствуют морозы. Холодный воздух этой зоны способен распространяться далеко на юг. Ледяное дыхание Арктики чувствуется на всей территории России. Поэтому ледяную зону часто называют “холодильником” нашей страны. Зимой там холодно, как в морозильной камере. Температура воздуха понижается до – 400С – 500С. Летом же в ледяной зоне температура поднимается до +40С. Это тоже температура в холодильнике, но в отделении для фруктов.
2. Посмотрите на схему. (<Рисунок 1>)
- Под каким номером изображено солнце, которое нагревает поверхность меньше всего, потому что его лучи только скользят по поверхности земли. (Под номером 1.)
- Назовите номер положения солнышка, которое лучше других прогревает поверхность земли, потому что его лучи падают почти отвесно. (Под номером 5.)
3.Отгадайте загадку:
Что за чудо – чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит-пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костёр небесный?
Никого за тучей нет.
Это с неба льётся свет.
Северное сияние (слайды 4, 5)
Полярное сияние – свечение воздуха в высоких слоях атмосферы.
4. Выберите правильный ответ.
Как изменится температура воздуха в ледяной зоне за те полгода, пока длится полярная ночь?
- Температура повысится.
- Температура не изменится.
- Температура понизится.
(Температура понизится.)
– Почему за полярную ночь так сильно падает температура воздуха?
(Солнечные лучи совсем не попадают на землю.)
– Изучив особенности неживой природы в ледяной зоне, давайте познакомимся с её растительностью (слайды 6, 7).
5. Выберите и прикрепите картинки с изображениями растений этой зоны.
Учитель демонстрирует слайды, уч-ся рассматривают гербарные образцы.
– Почему в Арктике живут только эти растения?
(К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие виды живых организмов. На камнях островов встречаются лишайники, похожие на накипь. Кое-где растут мхи и полярные маки.)
– В море множество водорослей. Они обогащают воду кислородом и очищают от бактерий. Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, – пища рачков и других небольших морских животных (слайд 8). Из животных в этих краях больше всего птиц. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки (слайды 9, 10).
6. Рассмотрите птиц ледяной зоны и определите, какие они имеют приспособления для жизни на голых скалах возле моря?
(Перепонки между пальцами, длинные когти, широкий клюв)
– Чем питаются птицы ледяной зоны?
(Птицы водоплавающие, питаются рыбой.)
– Шумные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах называют “птичьими базарами” (слайд 11). Жизнь в таком скоплении, на недоступных скалах имеет свои преимущества: птицы хорошо защищены от многих хищников. Здесь птицы выводят птенцов. Интересно, что кайры не вьют гнёзда, а откладывают яйца на голые уступы скал. Почему же яйца не скатываются? Решить эту задачу поможет обыкновенная груша.
Учитель на рабочем столе демонстрирует грушу.
– Легонько толкните грушу и опишите её движения.
(Груша вращается вокруг себя.)
– Итак, почему же яйца птиц ледяной зоны не скатываются с голых скал?
(Яйца имеют грушевидную форму.)
<Рисунок 2>
– Но на птичьем базаре у кайр, тупиков и моевок есть враги. Около базара гнездятся крупные чайки – бургомистры, длиннохвостые поморники. Эти птицы приучились пользоваться чужим трудом. Поморник у любой птицы отнимет рыбу. Гоняется и набрасывается, пока птица не бросит рыбку,– и он подхватит ее на лету! За это прозвали поморника Фомкой-разбойником (слайд 12)
Кроме теплокровных птиц в ледяной зоне обитают крупные млекопитающие. Здесь прекрасно себя чувствует белый медведь (слайд 13). Рассмотрите его изображение. Назовите приспособление, которое помогает ему маскироваться и незаметно подкрадываться к будущей жертве.
(Белая шерсть. Густая длинная шерсть смазана жирным веществом, которое выделяют кожные железы, в воде не намокает, а в мороз не замерзает.)
7. Прослушайте рассказ о белом медведе и назовите две причины, по которым белый медведь погружается в воду.
Рассказывает подготовленный ученик.
Белый медведь – отличный пловец. Он имеет обтекаемую форму тела: длинная шея, мощные покатые плечи, на ногах плавательные перепонки. Способность хорошо плавать и нырять помогает ему в охоте на тюленей и рыбной ловле. Толстый слой жира, равномерно расположенный под кожей, защищает от холодов. В самые лютые морозы белые медведи греются в воде, температура которой +2оС.
– Так, что же заставляет белого медведя погружаться в воду?
( Охота и лютый мороз.)
8. Посмотрите на изображения моржа и тюленя (слайд 14).
– Что отличает их от известных вам зверей?
(Крупные размеры, обтекаемая форма тела, шерстяной покров незначительный, конечности превращены в ласты.)
– Как вы думаете, где большую часть жизни проводят тюлени и моржи? На суше или в воде? Почему вы так решили?
(Мнения детей).
– Действительно, тюлени и моржи большую часть жизни проводят в воде, а на сушу выходят для деторождения и линьки. На твердой поверхности они неуклюжи из-за своих ластообразных конечностей.
Постарайтесь найти отличия во внешнем облике моржа и тюленя.
(Моржи крупнее тюленей, у моржей есть клыки-бивни.)
– По способу питания. Морж использует в пищу донные моллюски, тюлень питается рыбой. Есть еще одно отличие моржа от тюленя. Морж может отдыхать прямо в воде, а тюленю для отдыха надо вылезать на льдины, где его может подстерегать белый медведь.
– В поисках пищи забредают волки, песцы (слайд 15). Песца также называют полярной лисицей. Зимой его мех становится белым и чрезвычайно густым. Белый цвет позволяет песцу маскироваться на снегу и охотиться с большей легкостью. Он всеяден и питается птицами, крабами или плодами. К многочисленным водным животным, которые обитают в ледяной зоне, относятся рыбы, питающиеся маленькими рачками и водорослями (слайд 16).
9.Составьте цепи питания, которые сложились в Арктике.
Водоросли рачки рыбы птицы
тюлени
белые медведи
– Может ли загрязнение моря повлиять на птиц, живущих на берегу?
10.Защита презентации “Арктика и человек” Приложение 2.
Заранее подготовленный ученик
Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала своей загадочностью. Проложен Северный морской путь. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции. Здесь живут и работают отважные полярники. Они круглые сутки изо дня в день следят за погодой и по радио сообщают об этом на большую землю. Люди занимаются рыболовством и охотой. Но не всегда это делается разумно. Огромный ущерб был нанесен живой природе Баренцева моря, где были почти полностью уничтожены промысловые виды рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны. Загрязнение окружающей среды и глобальное потепление опасны для белого медведя. Стали редкими морж, розовая чайка, они внесены в Красную книгу России. Резкий рост объемов промышленного рыболовства и растущая эксплуатация месторождений нефти и газа со второй половины ХХ века серьезно угрожают ресурсам, считавшимся когда-то неистощимыми. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.
11.Защита презентации “Заповедник Остров Врангеля” Приложение 3.
Заранее подготовленный ученик.
Этот заповедник расположен на двух островах: о. Врангеля и о. Геральда, он был организован в 1976 году. Через весь остров с запада на восток идут три цепи гор, разделенные долинами. На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждую весну ученые насчитывают на острове до двухсот берлог, в которых появляются на свет малыши. Поэтому остров называют “родильным домом” белых медведей. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный в заповедник из Америки. В заповеднике самое крупное скопление моржей. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Весной можно встретить редкую птицу – розовую чайку, её называют жар-птицей севера. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси. Если вас заинтересовал этот необычный заповедник, и вы хотите знать о нем больше, материал можете найти в книге: Заповедными тропами. / Под ред. Т.А.Адольф, М.И.Давыдовой.– М.: Просвещение.
12.Соотнесите слова и их толкование:
Задание записано на доске.
Птичьи базары – свечение воздуха в высоких слоях атмосферы.
Полярники – шумные многотысячные скопления морских птиц на крутых скалистых берегах.
Полярное сияние – участник полярной экспедиции, работник полярной станции.
VI. Подведение итога урока. Выставление оценок.
– С какой природной зоной познакомились на уроке?
? Чтобы вам хотелось узнать нового по изученной теме?
Ответы детей.
– Как вы думаете, почему людей, которые купаются зимой в холодной проруби, называют моржами? Мнения детей.
– Чтобы стать моржом нужно на протяжении длительного времени ежедневно и грамотно закаливаться.
VII. Домашнее задание.
1.Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.
2.Подбери материал о труде людей Арктики. Подумай, какими качествами должен обладать человек, чтобы работать здесь.
3.Задание в рабочей тетради С.25 №2, 3.
Источники информации:
- Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Корушникова Р.В. Почемучка.-4-е изд., испр. и доп.-М.: Педагогика-Пресс, 1993.-С.14-18.
- Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир. 4 класс”. – М.: “ВАКО”, 2004, 368 с. – С.77-87.
- Занимательный атлас – Дикие животные (пер. с фр.). Издательство Атлас 2007 г.
- Колосов М.К. Охрана животных России.– М., 1992.
- Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Нестандартные уроки интегрированного курса “Окружающий мир”: учебно-методическое пособие для студентов факультета начального образования и учителей начальных классов. – Псков, 2007.-С.28-49.
- Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир”: 4 класс: к учебному комплекту А.А.Плешакова, Е.А.Крючкова “Мир вокруг нас: 4 класс” / Е.М.Тихомирова – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – С.59-64.
- Ресурсы INTERNET.