Создание приложения “Текстовый редактор”
Цель:научиться работать со стандартными окнами диалога ОС Windows.
Задачи:
- Познакомиться с компонентами: Мемо (Standard) – многострочный текстовый редактор, ОреnDialog (Dialogs) – диалог открытия, FontDialog (Dialods) – диалог шрифта.
- Изучить возможности компонентов контейнеров.
- Дать понятие невизуального компонента.
Задание:
- На вкладке Standart выбрать компонент Button и расположить на форме четыре кнопки.
- В окне Инспектора объектов, переименовать кнопки с помощью свойства Caption :
- С помощью компонента TMemo на панели Standart на форме создать окно Memo1 – многострочный текстовый редактор.
- В Инспекторе объектов в свойстве Lines очистить слово Memo1.
- Двойным щелчком по кнопке “Новый” открыть Окно кодов и внести код:
- Двойным щелчком по кнопке “Выход” открыть Окно кодов и внести код: Close;
- Двойным щелчком по кнопке “Открыть” открыть Окно кодов и внести код:
- Двойным щелчком по кнопке “Шрифт” открыть Окно кодов и внести код:
- Запустить программу на выполнение: Запуск -> Запуск (или клавишей F9).
Button1 - “Новый”; Button2 - “открыть”;
Button3 - “шрифт”; Button4 - “выход”.
Memo1.Clear;
If Opendialog1. Execute then
Memo1. Lines. LoadFromFile( Opendialog1.FileName );
If FontDialog1.Excute then
Memo1.Font := FontDialog1.Font;
Создание приложения “Калькулятор”
Цель: научиться технологии связывания нескольких событий с одной процедурой
Задачи:
- Научиться работать с параметром Stnder.
- Познакомиться с компонентами: SpeedButton.
Задание:
1. Запустить программу: К -> Образование -> Разработка -> Lazarus
2. На вкладке Standart, выбрать компоненты: Edit, Button и расположить их на Form1.
3. В Инспекторе объектов переименовать компоненты с помощью свойства Caption:
Label1: | Сообщение для пользователя |
SpeedButton1: | Плюс |
SpeedButton2: | Минус |
SpeedButton3: | Умножение |
SpeedButton4: | Деление |
SpeedButton5: | Равно |
4. В Инспекторе объектов для компонента Edit1 отчистить свойство Text.
5. Двойным щелчком по кнопке “Плюс” открыть Окно кодов, набрать код:
A := StrToInt(Edit1.Text);
Typ := TSpeedButton(Sender).Tag;
Edit1.Clear;
Этот же код использовать для кнопок: “Минус”, “Умножить”, “Делить”
6. Двойным щелчком по кнопке “Равно” открыть Окно кодов, набрать код:
B:= StrToInt(Edit1.Text);
Case Typ of
0: S := A+B;
1: S:= A-B;
2: S:= A*B;
3: S:= A/B;
end;
Edit1.Text := FloatToStr(S);
end;
end.
7. В разделе описания переменных Var впишите:
A,B,Typ: Integer;
S: Real;
8. В Инспекторе объектов для компонентов:
SpeedButton1 установить свойство Tag=0
SpeedButton2 установить свойство Tag=1
SpeedButton3 установить свойство Tag=2
SpeedButton4 установить свойство Tag=3
9. Сохранить проект: Проект -> Сохранить проект как.
10. Запустить программу: Запуск -> Запуск (или клавиша F9).
Создание приложения “Графический редактор”
Цель: научиться работать с графическим инструментарием среды Lazarus.
Задачи:
- Познакомиться с основными особенностями графики в Linuxe.
- Познакомится с графическими средствами Lazarus.
- Познакомиться с компонентами для графического рисования и их особенностями (From, Image (Additional), ColorBox ( Additional)).
Задание:
- Создать новый файл From1
- Переименовать From1 в “Графический редактор”
- На вкладке Additional выбрать компонент Image1 и расположить на форме
- Создать кнопки: Button1, ColorBox1, Button2.
- Переименовать кнопки Button1 — “отчистить”, Button2 — “сохранить”.
- В окне кодов заполнить программный код:
- Запустить программу на выполнение.
procedure TFrom1 .Image1 MouseDown( Sender; Tobject;Button:TMouseButton;Shift:
TshiftState;X,Y: Integer);
begin
Image1.Canvas.MoveTo(x,y);
end;
procedure TFrom1 .Image1 MouseMove( Sender:Tobject: Shift:TshiftState;X,Y: Integer);
begin
if ssLeft in Shift Then Image1.Canvas.LineTo(x,y);
end;
procedure Tfrom1.ColorBox1Change( Sender:Tobject);
begin
Image1.Canvas.FillRect( Image1.Canvas.ClipRect);
end;
procedure Tfrom1.Button2Click ( Sender:Tobject);
begin
Image1.Picture.SaveToFile('Рисунок.bmp');
end;
procedure Tfrom1.FormCreate ( Sender:Tobject);
begin
Button1Click(Sender);
Image1.Canvas.Pen.Width:=4
end;