Раздел программы: Глава 3. Давление твердых тел, жидкостей и газов.
Цель урока: обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить , от каких факторов она зависит и от каких - не зависит выталкивающая сила.(экспериментальный метод:
- выдвигается вопрос, который раскрывается на основе опыта;
- формулируется рабочая гипотеза;
-проводится планирование эксперимента;
- проводится экспериментальная работа; дается теоретический вывод на основе экспериментальных данных.
(изучаемый материал ученики получают из эксперимента наглядным образом и практическими действиями.)
Задачи урока:
Образовательная
- освоение знаний о выталкивающей силе, действующей на тело, погруженное в жидкость ;
- освоение знаний о методах познания природы;
- овладение умениями проводить экспериментальные исследования и обобщать результаты опытов;
- применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений.
Воспитательная
- воспитание убежденности в возможности познания природы;
- формирование навыков коллективной работы над общей проблемой;
Развивающая – развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при выполнении экспериментальных исследований.
На уроке осуществляется: познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельность учащихся.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Оборудование: (у каждого ученика) сосуд с водой, динамометр, набор грузов.
(у учащихся 1 ряда ) сосуд с водой, динамометр, алюминиевый и медный цилиндры (тела равного объема, но разной массы) из набора тел для калориметров, нить.
(у учащихся 2 ряда ) сосуд с водой, динамометр, три тела равной массы, но разного объема, нить.
(у учащихся 3 ряда ) сосуд с водой, сосуд с соленой водой, сосуд с растительным маслом, динамометр, алюминиевый цилиндр, нить.
Мензурка с водой, динамометр, алюминиевый цилиндр, нить.
Сосуд с водой, динамометр, алюминиевый цилиндр, кусочек пластилина.
Портрет Архимеда. Наглядные задачи.
Список литературы.
1. Ерунова Л. И. Урок физики и его структура при комплексном решении задач обучения. Книга для учителей. М., просвещение.,1988г. 160с
2. Малафеев Р, И. проблемное обучение физике в средней школе: Из опыта работы. Пособие для учителей. М.,Просвещение,1980г. 127с.
3. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. М.,Воронеж. Издательство НПО “МОДЕК”,1998г. 160с.
4. Постников А.В. Проверка знаний учащихся по физике: 6-7 класс. Дидактический материал. Пособие для учителей. М.,Просвещение.,1986г. 208с.
5. Шевцов В. А. физика. 7 класс: поурочные планы по учебнику А, В. Перышкина. Волгоград., Учитель., 2005г. 303с.
6. Малафеев Р, И. Творческие задания по физике в 6-7 классах. Пособие для учителей. М., “Просвещение”.1971. 88с.
7. Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике к учебникам А. В. Перышкина, “М.: Дрофа”;
8. С, В, Громова, Н, А, Родиной “М,: Просвещение” 7 класс,- М,: ВАКО 2005. -304 с.
9. Родина Н. А. и др. Самостоятельная работа учащихся по физике в 7-8 классах средней школы. Дидактический материал. М., Просвещение., 1991г., 128с.
Описание хода урока
1. Организационный момент.
2. Опыты по обнаружению выталкивающей силы.
1. По плану, записанному на доске, каждый ученик приступает к выполнению эксперимента:
А) определите вес данного вам тела в воздухе: Р1
Б) определите вес данного вам тела в воде: Р2
В) сравните результаты измерений и сделайте вывод: вес тела в воде меньше веса тела в воздухе: Р2 < Р1.
Г) дайте объяснение полученному выводу.
Вопрос: Почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?
Ответ: Существует сила, действующая на тела в воде и направленная вертикально вверх.
Действительно, существует такая сила. Она называется выталкивающей, или архимедовой силой в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение.
Вопрос: а как можно найти величину выталкивающей силы?
Ответ: из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде.
Запись формулы на доске. F=Р1* Р2
3. Опыты, изучающие выталкивающую силу?
Задания учащимся по рядам:
1 ряд. Определите выталкивающие силы, действующие на тела, сравните результаты и сделайте вывод.
Вывод: тела имеют разный вес в воздухе, но равные объемы, выталкивающие силы одинаковы в воде, выталкивающая сила не зависит от плотности тел.
2 ряд. Определите выталкивающие силы, действующие на тела, сравните результаты и сделайте вывод.
Вывод: тела имеют одинаковый вес в воздухе, разные объемы и разные выталкивающие силы, у тела большего объема большая выталкивающая сила.
3 ряд. Определите выталкивающие силы, действующие на тело в разных жидкостях, сравните результаты и сделайте вывод.
Вывод: выталкивающая сила в разных жидкостях для одного и того же тела разная, в соленой воде наибольшая, а в масле наименьшая, в жидкости с большей плотностью выталкивающая сила больше.
4. Опыты изучающие выталкивающую силу?
(индивидуальный эксперимент учащихся).
Вопрос 1: зависит ли архимедова сила от глубины погружения тела в жидкость?
Провести эксперимент, используя необходимое оборудование на демонстрационном столе.
Измеряем архимедову силы, действующую на тело в воде в мензурке на разных глубинах.
Вывод: архимедова сила не зависит от глубины погружения.
Вопрос 2: зависит ли архимедова сила от формы тела?
Провести эксперимент используя необходимое оборудование на демонстрационном столе.
Изменяем форму кусочка пластилина (куб, шар, цилиндр) не изменяя объем. Измеряем архимедовы силы сравниваем результаты и делаем вывод.
Вывод: архимедова сила не зависит от формы тела.
Выводы записываем в таблицу.
Архимедова сила |
|
Не зависит от:
|
Зависит от:
|
5. Закрепление материала.
Решение качественных задач: наглядные задачи.
Изменится ли равновесие весов? Пояснить.
Какая из пружин сократится больше и почему?
Почему собака - водолаз легко вытаскивает тонущего человека из воды, но дотащив до берега, не может сдвинуть его с места?
Благодаря чему многие водоросли располагаются в воде вертикально, несмотря на то что они имеют мягкие стебли?
6. Итог урока: анализ таблицы – архимедова сила.
7. Домашнее задание: параграфы 48, 49 прочитать, ответить на вопросы.