Цель:
- Дать учащимся представления о характерных признаках весны в неживой природе.
- Формировать у учащихся представление об изменениях в жизни растений и животных весной, показать связь с неживой природой.
- Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.
- Воспитывать интерес и любовь к природе.
- Уметь работать в группах.
Ход урока
1. Организационный момент.
Разделили класс на 4 группы, приготовили оборудование: краски, кисти, вода, цветная бумага, клей, ножницы.
В конце урока вы должны создать картину впечатлений об услышанном и увиденном. Распределение обязанностей в группах.
Звучит мелодия П.И. Чайковского «Времена года» – «Капель».
Учитель: Какое время года вы услышали? Как догадались?
2. Основная часть.
1) Цвета весной. Беседа – сообщение.
Дети на черновиках записывают об услышанном – 1 группа.
Учитель: Весна врывается на улицы и в парки голубыми потоками талых вод, вспыхивает изумрудной зеленью трав, загорается зелёными огоньками распускающихся листочков на деревьях. Блестят дома и асфальт, весенний снег и лужи, только весной так ярко блестят зелёные листья и травы, перья птиц и глянцевые лепестки цветов!
С середины марта, с первых проталин, замечаем её появление. Солнце – нестерпимо яркое, жёлтое до белизны, до боли в глазах. Подтаявший снег сверкает особой, хрустальной белизной ледяного наста. Тени на снегу: синие от неба, лиловые от закатного солнца, жёлто – коричневые от земли. Ясно видны дали, окрашенные в сине – голубые тона. Небо ярко – голубое, почти синего цвета. По небу плывут плотные облака, начался небесный ледоход, снег выпадает редко.
Светлого времени суток прибывает с каждым днём, 21 марта на всей земле день равен ночи. День весеннего равноденствия.
Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые, начинается прилёт птиц. Распускаются первые цветы – серёжки на деревьях и кустарниках. По ним теперь легко будет определить смену событий природного календаря. С цветением ольхи и орешника кончается весна света.
2) Изменения в неживой природе. Беседа.
Дети на черновиках записывают об услышанном – 2 группа.
Учитель: Прочтите стихотворение, какую картину вы представляете?
3. Физкультурная минутка.
4. Отгадай загадки. (Приложение)
Дети зарисовывают иллюстрации к загадкам – 3 группа.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает –
Когда это бывает?Дует тёплый ветер,
Снег чернеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает,
Что за месяц? Кто узнает?Висит за окошком
Кулёк ледяной,
Он полон капели
И пахнет весной.
Объясни пословицы и поговорки. (Приложение)
Дети зарисовывают иллюстрации к пословицам – 4 группа.
- Сколько проталинок – столько и жаворонков.
- Была бы апрельская водица, а зелень народится.
- Вода в апреле на лугу – считай сено в стогу.
6. Обобщение.
Два человека от группы отгадывают кроссворд на компьютерах (в программе Hot Potatoes).
- Какие изменения в неживой природе происходят весной? (Приложение)
Покажите свои рисунки.
- Какие вопросы вас заинтересовали?