Тема урока: Путешествие по стране Спортландия.
Цель урока: Формирование представления у учащихся о различных видах спорта, изучаемых по школьной программе.
Задачи урока.
Обучающая: Дать представления о видах спорта, изучаемых по школьной программе.
Развивающая: Развитие мышления, умственных способностей и расширение кругозора учащихся.
Воспитательная: Воспитание навыков группового и индивидуального сотрудничества, используя разнообразные приёмы и методы для изучения школьной программы.
Оборудование урока.
- Мультимедиа сопровождается музыкой.
- Смена слайдов и музыка (щелчок на радиорупор) по щелчку.
План урока.
1. Подготовительная часть урока.
- Формировать представление учащихся о видах спорта изучаемых по школьной программе.
2. Основная часть урока.
- Путешествие по станциям.
- Знакомство с видами спорта.
- Игра “Собери слово”.
3. Заключительная часть урока.
- Подведение итогов.
- Вывод.
Учитель – ведущий.
Ученики – 4-х классов рассказывают про виды спорта.
Ход урока
Учитель.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Сегодня на уроке мы все станем путешественниками. А путешественниками мы будем не простыми, а спортивными. Наше путешествие будет очень интересным, увлекательным, сказочным. Путешествовать мы будем по стране Спортландия на смешном, весёлом, сильном, ловком, паровозике “Олимпик”.
(Слайд 2)
Спортландия! Как громко звучит это слово, произошло оно от слова спорт. Ребята, а что вы можете сказать о спорте?
(Дети отвечают на поставленный вопрос)
Учитель.
(Слайд 3)
Спорт – это специальная деятельность, которая направлена на физические упражнения и высокие достижения. На соревнованиях спорт помогает вырабатывать характер и волю к победе.
(Слайд 4. Гиперссылка - слово “Спортландия” на слайд 17)
Ребята, путешествуя по Спортландии, мы побываем на различных станциях, на которых мы остановимся и познакомимся с различными видами спорта.
Садитесь все поудобнее, пристёгиваем ремни безопасности.
(И.п. – сед на стуле, руки согнуты в локтях, круговое вращение рук в плечевом суставе - движением рук показываем, как работает паровоз).
Учитель.
(Слайд 17. Гиперссылка - розовое личико на слайд 5)
Внимание! Внимание! Со станции Спортландия отправляется сказочный паровозик “Олимпик”.
Ребята посмотрите, мы прибыли на сказочную станцию “Лёгкая атлетика” и нас встречает сама “Королева спорта”.
(Слайд 5. Гиперссылка – факел на слайд 17)
Ученик.
“Королева спорта”: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Легкая атлетика.
Легкая атлетика это наиболее массовый вид спорта. Возникла я очень давно. Моё происхождение произошло от греческого слова atletes, что обозначает борьба. В Древней Греции, где физическому воспитанию человека придавалось большое значение, часто устраивались большие состязания, и их участники называли себя атлетами. Атлетические упражнения подразделялись на тяжёлые и лёгкие: борьба и кулачный бой - считались тяжёлыми видами, а бег, прыжки, метание, фехтование – лёгкими видами. Они дошли до наших дней, хотя и немного изменились.
Штангистов стали называть – тяжёлоатлетами, а бегунов, прыгунов, метателей – лёгкоатлетами.
Учитель.
Молодец “Королева спорта” наши ребята узнали много интересного про Лёгкую атлетику. Этот вид спорта доступен всем, потому что мы знакомимся с этим видом на уроке физкультуры. Мы изучаем бег на короткие и длинные дистанции, метание мяча, прыжки в длину. Давайте покажем нашей королеве спорта, как мы научились бегать (бег на месте).
Ребята вам понравился рассказ Королевы спорта?
(Ответы учащихся)
Учитель.
А теперь продолжим наше путешествие.
(Слайд 17. Гиперссылка – зелёное личико на слайд 6)
Внимание! Внимание! Двери закрываются, следующая станция “Спортивные игры”
(Слайд 6. Гиперссылка – факел на слайд 17)
Ученики.
Спорт игры – спортивные игры сформировались на основе игровой деятельности. Они широко практикуются во внеклассной и внешкольной работе. Я сейчас вам представлю разные спортивные игры.
Баскетбол – это очень увлекательная командная игра. И, в основном, состоит из таких упражнений, как бег, прыжки, передачи и броски мяча. Баскетболистам всё время приходится менять направление и скорость, часто делать повороты на месте и в движении, бегать и прыгать. Всё это вырабатывает быстроту, ловкость и выносливость. Кроме этого баскетбол развивает смелость, настойчивость, сообразительность и умение действовать коллективно. Родина баскетбола – США. А придумал его молодой преподаватель физкультуры Джеймс Нейсмит. Он привинтил к перилам балкона две фруктовые корзины без дна, в которые нужно было забрасывать футбольный мяч. И из этих предметов получилась игра в баскетбол:
basket – корзина
ball – мяч
Волейбол – волейбол - это очень интересная игра. Разные удары по мячу, прыжки, быстрые перемещения развивают мышцы, укрепляют сердце и лёгкие, вырабатывают сообразительность, быстроту реакции, хороший глазомер. Родина волейбола - США. Волейбол произошёл от слов:
volley – летающий
ball – мяч
играть в волейбол можно повсюду: в спортзале, во дворе, на пляже, на лужайке. Правила игры несложные.
Футбол – самая популярная и массовая игра. В неё играют все: школьники и дедушки. Футбол – это скорость, сила, ловкость, быстрота реакции. Родина футбола - Англия. Произошел от слова:
foot – нога
ball – мяч
Хоккей - по популярности уступает только футболу. Главным преимуществом является скорость, результативность, силовая борьба. Родина хоккея с шайбой -Канада.
Теннис – это перекидывание маленького мячика через сетку, но это непросто как кажется, это очень сложно, особенно когда мяч улетает совсем не туда, куда надо. Теннис зародился во Франции, особенно популярен, стал в Англии и произошёл от слова lawn – лужайка
По мячу можно бить только ракеткой. Теннис укрепляет мышцы пальцев, кисти и предплечья.
Учитель.
Из рассказов наших друзей мы узнали много нового и интересного.
- А вам понравился этот сказочный рассказ?
- Что, вам больше всего запомнилось?
(Ответы учащихся)
Ребята, на уроке мы изучали ведение мяча. Давайте покажем нашим спортивным героям, как мы научились выполнять это упражнение
(Выполняют имитацию ведения мяча).
Ребята, спортивные игры также входят в школьную программу. Но, в основном, большое предпочтение из этих видов мы отдаём баскетболу, волейболу, футболу. Этими играми мы заниматься на уроке физкультуры намного чаще, чем теннисом, хоккеем.
А мы продолжаем наше путешествие.
(Слайд 17. Гиперссылка – голубое личико на слайд 7)
Внимание! Внимание! Двери закрываются следующая станция “Гимнастика”.
(Слайд 7. Гиперссылка – факел на слайд 17)
Ученик.
Гимнастика – Здравствуйте, ребята! Каждому, наверное, хочется быть здоровым, стройным, сильным и ловким. И это можно достичь, занимаясь гимнастикой, которая вырабатывает хорошую осанку, развивает мускулатуру, пластику, способствует гармонии движений.
Гимнастика бывает разной:
- Зарядка, которую вы делаете по утрам.
- Лечебная гимнастика, помогающая людям восстановить здоровье.
- Спортивная гимнастика – это один из основных видов спорта. Она включает вольные упражнения, опорные прыжки, упражнения на снарядах (брусьях, перекладине, бревне, коне).
- Художественная гимнастика – ею занимаются только девочки, это самый женственный вид спорта. Художественная гимнастика включает в себя упражнения с предметами (обручами, скакалками, мячами, булавами, лентами) - и без предметов.
Учитель.
Ребята, представьте, что вы гимнасты. Девочки занимаются с лентами, мячами, а мальчики - на перекладине и брусьях.
С этим видом спорта мы тоже знакомимся на уроках физкультуры. Вы немножко устали, давайте проведём физкультминутку.
Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах)
Стоп. Немного отдохнём.
И домой пешком пойдём. (Ходьба на месте)
А теперь продолжаем наше путешествие.
(Слайд 17. Гиперссылка – оранжевое личико на слайд 8)
Внимание! Внимание! Двери закрываются, следующая станция “Лыжный спорт”.
(Слайд 8. Гиперссылка – факел на слайд 17)
Ученик.
Лыжный спорт: Здравствуйте, ребята! Человек придумал лыжи очень давно. У берегов Белого моря встречаются выбитые на скалах изображения лыж, а на Скандинавском полуострове найдены лыжи, которым 2-4 тысяч лет.
Наши предки пользовались лыжами на войне и в быту. Появление лыж было обусловлено потребностью человека добывать на охоте пищу зимой и передвигаться по местности, заметённой снегом. Лыжи популярны и в наше время. Без лыж не обходится исследовательская экспедиция. А как здорово мчаться на лыжах по лыжне, проложенной в сказочном зимнем лесу!
Лыжный спорт, включает в себя несколько видов:
- Лыжные гонки.
- Биатлон.
- Горнолыжный спорт.
- Прыжки с трамплина.
- Лыжное двоеборье.
- Фристайл.
Учитель.
Ребята, кто зимой катается на лыжах?
Какие вы молодцы!
- Вы, наверное, вырастите знаменитыми спортсменами?
На последней зимней олимпиаде в Турине выиграл лыжную гонку наш земляк.
- Вы знаете, как его зовут?
Евгений Дементьев завоевал золотую медаль на гонке 50 км.
Ребята, слышите, наш Олимпик даёт нам гудок. Он, наверное, торопится на последнюю станцию. Говорят, она очень интересная, давайте посетим её.
(Слайд 17. Гиперссылка – радужное личико на слайд 9)
Внимание! Внимание! Двери закрываются, следующая станция “Олимпия”.
(Слайд 9. Гиперссылка – факел на слайд 17)
Ученик.
Олимпия: Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам расскажу немного об Олимпийских играх. Родиной Олимпийских игр Древняя Греция, святилищем является Олимпия, расположенная у подножья горы Кронос, в долине реки Алфей, где до сих пор зажигают олимпийский огонь современные Олимпийские игры. Проводить олимпийские игры повелевал по легенде Зевс. На играх победители награждались оливковой ветвью и лавровым венком. В 394 г. н.э. римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры. И на 15 столетий Олимпия вообще исчезла с лица земли. Только в конце 19 века идея возвратить античные Олимпийские игры возникла во Франции у барона Пьера де Кубертена. Он сумел зажечь этой идеей много политиков и общественных деятелей. Он также стал автором Олимпийской эмблемы и Олимпийской клятвы.
Олимпийская эмблема – это переплетённые олимпийские кольца с девизом “Быстрее, выше, сильнее” на белом флаге.
Олимпийский огонь торжественно доставляется факелоносцами.
Учитель.
Ребята, вы узнали об Олимпиаде. Олимпиада проводится 1 раз в 4 года, делится на летнюю и зимнюю Олимпиаду. У нас в России летняя Олимпиада проводилась в 1980 г. Её символом был Олимпийский Мишка.
Ребята, а какое спортивное событие Россию ожидает в 2014 г.?
(Ответы учащихся)
(Слайд 17. Гиперссылка – сиреневое личико на слайд 10)
А теперь садимся в наш Олимпик и возвращаемся. Пока наш паровозик едет, мы с вами отгадаем загадку:
Семь малюсеньких котят,
Что дают им - всё едят,
А один сметаны просит,
Сколько же котят? ….. 8
Ну вот, мы добрались до Спортландии.
(Слайд10. Гиперссылки на слайды 11, 12, 13, 14, 15, 16 – гиперссылка на 18 слайд. Со слайдов 11, 12, 13, 14, 15 гиперссылки на слайд 10)
Возьмите в руку ручку и из букв, которые нечаянно рассыпал Олимпик, соберите слова из тех видов спорта, которые мы сегодня с вами изучили.
(Учащиеся составляют из букв слова: гимнастика, лёгкая атлетика, баскетбол, волейбол и т.д.).
Ребята скажите, какие слова получились, нашим сказочным героям очень интересно, запомнили вы их или нет?
(Учащиеся показывают, какие они составили слова).
Молодцы!
- Гимнастика
- Лёгкая атлетика
- Баскетбол
- Волейбол
- Лыжи
- Олимпийские игры
Подведение итогов.
- Ребята, что интересного вы узнали сегодня на уроке?
- Вы хотите стать такими же сильными, ловкими, знаменитыми спортсменами?
- А вам понравилось сказочное путешествие?
(Слайд18)
Сегодня все вы молодцы. Очень хорошо работали на уроке. Узнали много интересного о различных видах спорта. Правильно и грамотно отвечали на вопросы.
(Слайд19)
На этом наше путешествие закончилось! До свидания ребята!
Литература
- Учебник для педагогических институтов “История физической культуры” В.В. Столбов.
- “Твой Олимпийский учебник” В.С. Родиченко.
- Подружись с “Королевой спорта” Е.М. Малков.
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Спортивная энциклопедия Кирилла и Мефодия.