Развитие мышления младших школьников с задержкой психического развития средствами математики

Разделы: Коррекционная педагогика


Пояснительная записка.

В настоящее время в России широко распространена система коррекционно-развивающего обучения (КРО) – это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям со стойкими трудностями в обучении. Данная форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, школьников с задержкой психического развития.

Система коррекционно-развивающего обучения строится на принципах развивающего обучения , единства диагностики и коррекции, индивидуализации обучения.

Общепризнанным является положение, что для детей младшего школьного возраста “ведущая деятельность” – учебная, а для дошкольников – игровая. Термин “ведущая деятельность” не означает , что она единственная . Все виды деятельности (игра, учение, общение, труд и др.) после своего проявления могут конкурировать и сосуществовать друг с другом. У детей с ЗПР 1–2 классов игровая деятельность является преобладающей.

Коррекционно-развивающее обучение, осуществляемое на всех уроках, позволяет обеспечить уровень усвоения учебного материала, знаний и умений, соответствующий требованиям образовательного стандарта.

Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей и предметной направленности. Занятия включены в Типовой базисный учебный план общеобразовательного учреждения.

Цель – коррекционных занятий – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

У детей с задержкой психического развития отмечается :

  • низкий уровень познавательной деятельности;
  • незрелость мотивации к учебной деятельности;
  • сниженная работоспособность к приему и переработке информации;
  • ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
  • недостаточная сформированность умственных операций;
  • отставание в речевом развитии при сохранности анализаторов необходимых для благоприятного становления речи и др.;

Установлено, что всем детям с ЗПР свойственно снижение внимания и работоспособности.

У всех школьников с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания : непроизвольного, произвольного, кратковременного и долговременного.

Изучение особенностей мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития показало, что большие затруднения возникают у них при выполнении заданий, требующих словесно – логического мышления. Наглядно – действенное мышление оказывается нарушенным в значительно меньшей степени.

Недостаточный уровень сформированности мыслительных операций обуславливает трудности понимания учебных заданий младшими школьниками с ЗПР. Успешность понимания, как результата мыслительной деятельности, определяется по определенным параметрам: глубина, отчетливость и полнота с учетом самостоятельности выполнения заданий.

У младших школьников с задержкой психического развития имеются недостатки по каждому из параметров понимания.

Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль.

Психолого-педагогические исследования (Ю.З. Гильбух, Г.М.Капустина, Н.П.Локалова) , а также практика обучения детей с ЗПР свидетельствуют о том, что математика является для них наиболее трудным учебным предметом.

Эти трудности объясняются тем, что дети с задержкой психического развития обладают рядом нарушений предпосылок интеллекта и как следствие испытывают целый ряд затруднений в процессе обучения математике.
Рассмотрим основные нарушения предпосылок интеллекта:

  • недостаточность тонкой моторики рук,
  • нарушения артикуляционной и графомоторной координации (нарушение каллиграфии),
  • зрительно-пространственные нарушения, нестойкость графического образа цифр и букв, зеркальность и перестановка их при чтении и написании, трудности ориентации в пределах тетрадного листа,
  • нарушения звуко-буквенного анализа и звуковой структуры слов,
  • трудности усвоения логико-грамматических конструкций языка, ограниченность словарного запаса,
  • нарушения зрительной, слуховой функций,
  • трудности концентрации и распределение внимания , фрагментальность восприятия,
  • неумение анализировать и обобщать материал,
  • неумение мыслить отвлеченно , абстрактными категориями.

Характерной особенностью детей с ЗПР является слабость мыслительных операций : анализа, синтеза, обобщение, абстрагирования, умозаключения.

Например: недостаточность обобщения проявляется в механическом заучивании правил, формулировок, приемов вычисления без их понимания и применения на практике.

Среди трудностей обладания математических знаний можно выделить следующее:

  • отсутствие устойчивых навыков счета,
  • трудности перехода из конкретного плана в абстрактный,
  • неумение решать задачи.

Анализ психологических причин, лежащих в основе трудностей овладения математического , позволил выделить следующие группы с особыми образовательными потребностями .

Первая группа – трудности при усвоении математики, связанные с несформированностью понятий числового ряда и свойств, смысла счетного действия. Такие дети с трудом определяют место числа в натуральном ряду, затрудняются со счетом в обратном порядке.

Вторая группа – трудности , связанные с несформированностью зрительно-моторных координаций , ассоциативных связей и пространственных представлений. Эти причины лежат в основе таких затруднений учащихся , как зеркальное написание цифр, трудности при переводе из словесной формы в цифровую , затруднения в счете при выполнении счетных операций при переходе через десяток .

Третья группа – трудности , связанные с недостаточным развитием мыслительной деятельности и индивидуально – психологическими особенностями личности учащихся.

Представим эту группу трудностей в таблице:

Недостаточность функции Проявление недостаточности
Обобщенность – трудности при формулировании правила на основе анализа нескольких примеров,
– плохое запоминание схемы рассуждения при решении типовых задач
абстрагирование – трудности при переходе из конкретного плана в абстрактный план действий
Однолинейность мышления – решение задач только одним способом
Сравнение – умение сравнивать не приобретает обобщенного характера: дети умеют сравнивать предметы , математические выражения.
Инертность мышления – образование шаблонов мыслительной деятельности,
– стереотипность действий тормозит переход от прямого способа действия к обратному способу.

Рассмотренные трудности усвоения математических знаний детей с ЗПР свидетельствуют о том, что коррекционно – развивающая работа должна строится со следующими основными положениями:

  • восполнение пробелов дошкольного математического развития путем обогащения чувственного опыта, организация предметно-практической деятельности,
  • пропедевтический характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых и трудных тем,
  • дифференцированный подход к детям – с учетом сформированности знаний , умений и навыков,
  • развитие общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной деятельности: развития зрительного и слухового восприятия, формирование мыслительных операций,
  • выработка положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету,
  • формирование навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля,
  • активизация речи детей в единстве с мышлением.

Для учащихся с ЗПР обучение математике целесообразно начинать с расширения практического опыта действий детей с разнообразными предметными множествами.

На основе наблюдений и предметно-практической деятельности у младших школьников постепенно формируется навыки самостоятельного выполнения заданий, воспитывается умение планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль в ходе выполнения заданий.

Доступная организация практической деятельности способствует снижению умственного переутомления.

Для детей с ЗПР целесообразно предлагать материал не большими дозами, постепенно усложнять задания, увеличивать количество тренировочных упражнений. Учитывая особенности памяти учащихся данной категории, на каждом уроке должны присутствовать упражнения для закрепления и повторения ранее изученного материала.

Учащиеся с ЗПР с трудом понимают пространственные отношения (вперед, назад, направо – налево, вверх – вниз и др.)

С этой целью нужно давать работы на клетчатой бумаге. Это работы графического характера: вычерчивание орнамента по образцу, достраивание фигуры, работа с готовым рисунком, штриховка в разных направлениях, письмо элементов цифр, раскрашивание, обведение контуров по точкам.

Особое внимание необходимо уделять решению задач.

Решение задач способствует становлению логического мышления у школьников. Главная цель – научить выяснить в каждой задаче ее математическую сущность, научить каждого ученика анализировать задачу с первых дней добиваться, чтобы учащиеся сами объясняли свое решение, учились рассуждать, делать выводы и умозаключения, что будет способствовать развитию их мышления.

Задания подобраны с целью повышения интереса к математике, с привлечением жизненного опыта детей.

Задания предназначены для 1 и 2 класса и расположены в каждом блоке с увеличением степени сложности.

Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

Всё обучение начинается с наглядных форм мышления.

Ожидаемые результаты.

Развивающий и коррекционный эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений, который со временем перерастает в познавательный мотив деятельности детей. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях и на других занятиях. К концу учебного года улучшаются графические навыки и зрительно – моторные координации детей, улучшаются процессы памяти и мышления.

Занятие № 1.

Цель: развитие графических навыков, зрительной памяти, внимания и координации движений.

Продолжить строчку, выявить закономерность и воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор.

1. Задание: Продолжи строчку.

2. Игра “Какой фигуры не стало?”
3. Дыхательное упражнение.

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. Задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение “горячей монетки” в центре ладони). Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги).

Занятие  № 2.

Цель: развитие графических навыков, зрительной памяти, внимания и координации движений.

Выполнение задания по словесной инструкции.

1. Задание. Начерти, начиная от точки, друг за другом, отрезки заданной длины в заданном направлении.

3 клетки – вверх,
2 клетки – вправо,
2 клетки – вниз,
3 клетки – вверх и т.д.

2. Дыхательное упражнение.
3. Пальчиковая гимнастика “Пальчики здороваются”.

Занятие № 3.

Цель: формирование правильных и устойчивых представлений об ориентировке в пространстве.

Развитие пространственной ориентации.

1. Задание. Раскрась вертолеты, которые летят налево в синий цвет, а которые летят направо в красный цвет.
2. Нарисуй слева лесенку ниже правой.
3. Упражнение для профилактики нарушения зрения

Занятие  № 4.

Расположение и пересечение.

1. Задание. Поставь точку красного цвета – вне окружности. Синего цвета – на окружности. Зеленого цвета – внутри окружности.
2. Поставь точки там, где круг прикасается к квадрату – синего цвета. Где треугольник к квадрату – красного цвета. Там, где круг прикасается к треугольнику – зеленого цвета.
3. Дыхательное упражнение.

Занятие  № 5.

Осевая и центральная симметрия.

Цель: формирование представлений об осевой и центральной симметрии на основе жизненного опыта учащихся.

Умение ориентироваться на листе тетради, альбома.

1. Задание. Художник начал рисовать предметы, но не успел, а ты дорисуй их.
2. Задание. Дорисуй рисунки по образцу.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Упражнение на развитие сенсомоторики.

Нарисовать обеими руками яблоки по образцу.

Занятие № 6.

Цель: формирование умение группировать и упорядочивать предметы на основе определенного качественного признака, сравнивать множества по количеству, путем установления взаимно-однозначного соответствия.

В результате выполнения заданий формируются умения пользоваться и осмысленно воспринимать слова “столько же ”, “по одному”, “ни одного”, “каждый”.

1. Задание. Дорисуй столько палочек, чтобы их стало столько же, сколько квадратов.
2. Сравни множества. Ответь на вопрос: в каком ряду фигур больше, меньше, поровну.

3. Обведи квадраты в группах по четыре.

Занятие № 7.

Цель: формирование у учащихся представления о последовательности натуральных чисел. Способе её образования . Умение выполнять счет в прямом и обратном порядке. Это способствует развитию внимания и памяти.

1. Задание. Считай в обратном порядке от семи до одного.
2. Продолжи ряд чисел.

1,3,5 ______________
3,6,9______________
2,4,6 ______________

3. Покажи пятый по порядку ряд, шестой по порядку столбец.

Занятие № 8.

Цель: продолжить формирование у учащихся представления о последовательности натуральных чисел, способе её образования, усвоить десятичный состав чисел .

Представленные задания направлены на развитие внимания учащихся, на формирование умения сравнивать, обобщать, выделять закономерности, делать выводы.

1. Задание. Запиши числа в порядке возрастания, которые больше 8, но меньше 17.
2. Присчитывай по 2 до 20.
3. Соедини стрелками от меньшего к большему по порядку.
4. Продолжи ряд чисел, не нарушая закономерности до указанного числа.

70,71...........80
30, 29..........20
90,91..........100

Занятие  № 9.

Цель: учить устанавливать сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам . Развивать логическое мышление.

1. Задание. Продолжить закономерность. Нарисуй следующую фигуру.

2. Нарисуй недостающую фигуру.

3. Числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7..............30. Распредели на группы двумя способами . Укажи признак по которому ты провел это разделение.

Занятие № 10.

Цель: развитие пространственной ориентировки, умение действовать по правилу, закрепить знания геометрических фигур.

1. Задание. Игра “Геометрические ковры”.
Составить на альбомном листе коврик, украшенный геометрическим орнаментом.
2. Игра “Магазин ковров” Найти ковер по описанию.
3. Ленивые восьмерки.
Рисуем горизонтальные восьмерки в воздухе по три раза каждой рукой, а затем обеими сразу.
4. Упражненте по сенсомоторики.
Нарисовать в тетради обеими руками одновременно по две горизонтальных восьмерки.

Занятие № 11.

Цель: формирование умений делать умозаключения, выводы из нескольких суждений.

1. Задание. Изобрази отрезками рост каждого мальчика, если Саша и Коля одинакового роста, Коля выше Толи, а Дима выше Саши. Напиши, кто выше всех.
2. Игра “Внимание”. Время запоминания 60 сек.
Запомни 10 геометрических фигур и воспроизведи их в тетради.
3. Графический диктант.

Занятие № 12.

Цель: Развитие логического мышления и формирование умения составлять всевозможные варианты наборов из элементов данного множества.

1. Задание. Составит всевозможные варианты расписания на один день, если должно быть по одному уроку математики, физкультуры, чтения. Запиши в каждой клетке урок первой буквой.

2. Дыхательное упражнение.
3. Упражнение разрезные квадраты. Каждому ребенку выдают по 4 разноцветных квадрата, разрезанных на части, их нужно собрать так, чтобы получился оранжевый, желтый, зеленый, синий квадраты.

Литература.

  1. Якиманская И.С. Технология личностно – ориентированного образования в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.
  2. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. М.: Просвещение, 1993.
  3. Перминова Л.М. Конструирование учебного плана в современной школе. Методическое пособие – Спб: изд. ИОВ РАО 1997.
  4. Поиски современных подходов к обучению // Професс. 1993. ионал.
  5. Журнал “Начальная школа” № 5 . 1998.
  6. Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий. Волгоград . Изд.Учитель. 2007.
  7. Плешаков Е.П. Коррекционно-развивающие задания. Волгоград. Изд. Учитель.2006.
  8. Тарасова О.В. Развитие мышления младших школьников с ЗПР. 2007.