Теоретическое сопровождение темы урока (для учащихся).
Основным процессом, характеризующим жизнь, является обмен веществ и энергии. Обмен слагается из явлений ассимиляции и диссимиляции. Под ассимиляцией понимают созидание живой материи, синтез сложных органических веществ из более простых. Диссимиляция – распад сложных органических соединений на более простые. Ассимиляция – идет с потреблением, а диссимиляция – с выделением энергии. Для растущего организма характерно преобладание процессов ассимиляции. По окончании роста устанавливается динамичное равновесие. В старческом возрасте преобладают диссимилятивные процессы.
Базой вещественного и энергетического обмена служит пища, которая должна содержать все необходимые вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду. Белки служат основным материалом для пластических (строительных) нужд организма, но используются и для энергетических целей. Жиры используются для пластических нужд и как запасная форма энергии. Углеводы – основной источник энергии для выполнения как внутренней, так и внешней работы.
Вода, минеральные соли и витамины энергетической ценности не имеют, но также жизненно необходимы организму человека. К водному голоду организм даже более чувствителен, чем к недостатку других веществ, так как все обменные процессы идут в водных растворах, а вода непрерывно удаляется из организма через почки, кожу, кишечник и легкие.
Минеральные вещества используются для пластических нужд, участвуют в обменных процессах, поддерживают гомеостаз, то есть постоянство условий внутренней среды организма.
Витамины стимулируют обменные процессы, повышают сопротивляемость организма заболеваниям. Недостаток витаминов в пище ведет к расстройству обмена веществ, к нарушениям роста и развития детей, является причиной многих серьезных заболеваний.
Пищевой рацион оставляется с учетом возраста, физического развития учебных и трудовых нагрузок. Основные принципы научной организации питания: умеренность и разнообразие в еде, строгое соблюдение режима питания. Умеренность в еде, предполагает соответствие энергетической ценности пищи энергозатратам организма.
Энергетическую потребность человека и энергетическую ценность пищевых продуктов принято выражать в единицах тепловой энергии – калориях и килокалориях. Один грамм белка при окислении в организме выделяет 4,1 ккал, жира – 9,3 ккал, углеводов – 4,1 ккал. Рационально организованное питание нормируется по калорийности, по содержанию в пище белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и воды. Не менее половины потребности детей в белках и жирах должно удовлетворяться за счет продуктов животного происхождения.
Для детей школьного возраста рекомендуется четырехразовое питание с таким распределением пищи по калорийности в течение дня: завтрак – 25%, обед – 40–50%, полдник – 10–15%, ужин – 15–20%. Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов должно быть 1:1:4, то есть ребенок должен получать углеводов в 4 раза больше, чем жиров и белков. Продукты богатые – белком следует давать преимущественно в дневные часы. На ужин рекомендуются молочно-растительные блюда.
Не вся принятая пища усваивается, часть ее выбрасывается из кишечника в виде шлаков. Усвояемость животной пищи примерно равна 95%, растительной – 80%, смешанной – 82–90%. На практике обычно ведут расчеты исходя из 90% усвоения пищи. В таблицах приводится общая калорийность принятой пищи. Поэтому, при расчете калорийность пищи должна на 10–15% превышать энергетические потребности.
Принято различать основной и рабочий обмен энергии. Основной обмен – обмен энергии при строго определенных условиях: в состоянии мышечного покоя, натощак, при температуре окружающей среды в 20–22°С. Затраты энергии, на основной обмен можно определить по таблице, зная рост, вес и возраст человека, а также по различным формулам, например, по формуле Бендикта:
а) для мужчин, юношей:
K= 66,473 + (13,752 ×W) +(5,003
×S) – (6,755 × a);
б) для женщин, девушек:
К= 655,096 + (9,563 ×W) + (1,850
× S) – (4,676 × а);
где К – общая суточная теплопродукция основного обмена в больших калориях,
W – вес в килограммах,
S – рост в сантиметрах,
а – возраст в годах.
Мышечная работа значительно увеличивает расход энергии. Поэтому суточный расход энергии у здорового человека превышает величину основного обмена. Это увеличение составляет при слушании лекций у учащихся – 45%, при самостоятельных занятиях – 60%, свободное время – 120% величины основного обмена.
Общая трата энергии вычисляется путем сложения общей суточной теплопродукции основного обмена и затрат энергии на выполнение различных видов работы. Для представителей различных профессий она составляет:
а) 3000 – 3200 ккал (работники умственного труда);
б) 3500 ккал (рабочие механизированных производств);
в) 4000 ккал (рабочие, занятые физическим трудом);
г) 4500 – 5000 ккал (рабочие тяжелого физического труда).
Задачи занятия:
- Определить энергетические потребности и суточные нормы белков, жиров и углеводов для детей определенного возраста.
- Уметь составить суточное меню, покрывающее потребности детей в энергии, белках, жирах и углеводах.
- Освоить принципы рационального питания и умения правильно подбирать пищевые продукты соответственно энергетическим затратам.
- Заинтересовать учащихся в организации правильного и здорового питания в современных условиях для сохранения собственного здоровья.
Материальное обеспечение работы:
- Таблица энергетических потребностей и суточных норм белков, жиров, углеводов (табл. 3),
- Таблица состава и калорийности основных пищевых продуктов (табл. 2).
- Таблица веса и меры некоторых продуктов (табл. 4).
- Фрагменты к/ф из цикла “Среда обитания” серия “Пищевые продукты”
- Напольные весы
- Медицинский ростомер.
- Калькуляционные карточки по технологии приготовления блюд для детей школьного возраста. Приложение 1
Литература на уроке:
- А.Г.Драгомилова учебник “Биология” 8 класс изд. “Вентана-Граф”.
- Р.И.Вопиловская Учебное пособие по “Основам медицинских знаний”.
- А.А.Покровский “Беседы о питании” Экономика !966 г.
- Энциклопедия “Жизнь и здоровье женщины” т.1 Олма-пресс М.2003.
Последовательность выполнения заданий.
По указанию преподавателя каждый учащийся составляет рацион питания для определенного возраста (на перемене определить каждому свой вес и рост).
Рекомендуется следующий порядок работы на уроке:
- По формуле определить собственные потребности в энергии в зависимости от активности учащегося (уроки, самостоятельная работа или занятие спортом).
- По таблице 3 определить энергетические и суточные нормы белков, жиров, углеводов.
- Распределить суточную норму энергии, белков, жиров, углеводов по приёмам пищи.
- С помощью таблицы 2 по нижеприведенной форме составить рацион питания; расчет компонентов и калорийности следует производить путем составления пропорций; в таблице 4 даны меры продуктов, удобные для использования в практике приготовления пищи.
Таблица № 1 Форма расчета рациона питания.
Наименование блюд и продуктов | кол-во в граммах |
В них содержится |
|||
белков | жиров | углеводов | энергии в ккал | ||
Завтрак: Например: 1.. Макароны отварные с колбасой а) макароны б) колбаса в) масло топленое 2. Чай сладкий |
75 30 |
||||
Обед: 1. |
|||||
2. | |||||
3. | |||||
Полдник: 1. |
|||||
2. | |||||
Ужин: 1. |
|||||
2. | |||||
Содержится в суточном рационе | |||||
Требуется по норме |
Таблица № 2. Состав и калорийность пищевых продуктов.
Название продуктов | Белки в % | Жиры в % | Углеводы в % | Кол-во ккал в 100 г продуктов |
Говядина тощая | 17,6 | 3,6 | - | 106 |
Говядина жирная | 15,2 | 9,9 | - | 154 |
Свинина мясная | 13,9 | 20,2 | - | 254 |
Телятина тощая | 6,9 | 0 5 | - | 74 |
Курица | 17,2 | 12,3 | - | 185 |
Треска | 14,9 | 0,4 | - | 65 |
Сельдь соленая | 18,0 | 8,2 | - | 150 |
Печень | 15,5 | 3,4 | - | 97 |
Яйцо куриное | 12,55 | 12,11 | 0,55 | 170 |
Молоко коровье | 2,8 | 3,5 | 4,5 | 65 |
Кефир средний | 2,8 | 3,5 | 2,9 | 56 |
Творог жирный | 11,1 | 18, 8 | 2,3 | 230 |
Сыр "Костромской" | 22,6 | 25,7 | - | 332 |
Масло сливочное | 0,4 | 78 | 0 5 | 729 |
Масло подсолнечное | 0 | 93,8 | 0 | 872 |
Шпиг свиной | 1,7 | 85,5 | 0 | 807 |
Хлеб ржаной | 5,3 | 1,2 | 46,1 | 222 |
Хлеб. пшеничный | 6,7 | 0,7 | 50 3 | 240 |
Гречневая крупа | 10,6 | 2,3 | 64,4 | 529 |
Рис | 6,4 | 0,9 | 72,5 | 332 |
Манная крупа | 9,5 | 0,7 | 70,1 | 333 |
Макароны | 9,3 | 0,8 | 70,9 | 336 |
Пшено | 10.1 | 2,3 | 66,5 | 335 |
Горох | 19 8 | 2,2 | 50,8 | 310 |
Фасоль | 19,6 | 2,0 | 51,4 | 310 |
Картофель | 2,14 | 0,22 | 19,56 | 62,5 |
Морковь | 1,18 | 0,29 | 9,0б | 30,5 |
Капуста свежая | 1,5 | - | 5,2 | 27 |
Салат | 1,3 | - | 2,2 | 14. |
Свекла | 1,1 | - | 10,3 | 47 |
Огурцы | 0 7 | - | 2,9 | 15 |
Помидоры | 0,5 | - | 4,0 | 18 |
Лук репчатый | 0,2 | - | 12 | 50 |
Апельсины | 0,8 | - | 8,0 | 35 |
Яблоки | 0,3 | - | 10,8 | 45 |
Грибы белые свежие | 4,6 | 0,5 | 3,0 | 32 |
Грибы сушеные | 30,4 | 3,8 | 22,5 | 252 |
Сахар | - | - | 95,б | 390 |
Мед | 0,3 | - | 77,7 | 320 |
Шоколад | 5,8 | 37,5 | 47,6 | 568 |
Какао | 19,9 | 19,0 | 38,4 | 416 |
Печенье | 12,24 | 7,72 | 64,41 | 386.1 |
Таблица № 3. Физиологические нормы потребностей в питательных веществах (в г/день) и энергии (в ккал/день).
Возраст | Белки | Жиры | Углеводы | Энергия |
0,5–1 год | 25+ | 25+ | 11З+ | 800+ |
1–1,5 | 48 | 48 | 160 | 1300 |
1,5– | 53 | 53 | 192 | 1500 |
3–4 | 63 | 63 | 233 | 1800 |
5–6 | 72 | 72 | 252 | 2000 |
7–10 | 80 | 80 | 324 | 2400 |
11–13 | 96 | 96 | 382 | 2850 |
14–17 (юноши) | 106 | 106 | 422 | 3150 |
14–17(девушки) | 93 | 93 | 367 | 2750 |
+ В эти величины не включены белки, жира и углевода, получаемые детьми из материнского молока.
Таблица 4. Таблица веса и меры некоторых продуктов.
Наименование продуктов | в граммах | ||||||
стакан (250 мл). | столовая ложка | чайная ложка | I шт. | ||||
Мука и крупы | |||||||
Мука пшеничная | 160 | 25 | 10 | ||||
Мука картофельная | 200 | 30 | 10 | ||||
Сухари молотые | I25 | 15 | 5 | ||||
Крупа гречневая | 210 | 25 | - | ||||
Крупа “геркулеc” | 90 | 12 | |||||
Крупа манная | 200 | 25 | 8 | ||||
Крупа перловая | 230 | 25 | - | ||||
Крупа ячневая | I80 | 20 | - | ||||
Рис | 230 | 25 | |||||
Саго | 180 | 20 | - | ||||
Пшено | 220 | 25 | - | ||||
Фасоль | 220 | - | - | ||||
Горох нелущеный | 200 | - | - | ||||
Горох лущеный | 230 | - | - | ||||
Чечевица | 210 | - | - | ||||
Толокно | 140 | - | - | ||||
Молоко и молочные продукты |
|||||||
Масло топленое | 245 | 20 | 5 | ||||
Молоко цельное | 250 | 20 | - | ||||
Молоко сухое | 120 | 20 | 5 | ||||
Молодо сгущеное | - | 30 | 12 | ||||
Сметана | 250 | 25 | 10 | ||||
Овощи | |||||||
Картофель средний | - | - | - | 100 | |||
Морковь средняя | - | - | - | 75 | |||
Лук средний | -. | 75 | |||||
Огурец средний | - | - | - | 100 | |||
Томат паста | - | 30 | 10 | - | |||
Петрушка | - | - | - | 50 | |||
Прочие продукты | |||||||
Сахарный песок | 200 | 25 | 10 | ||||
Соль | 325 | 30 | 10 | ||||
Уксус | 250 | 15 | 5 | ||||
Желатин (листок) | - | - | - | 2,5 | |||
Желатин (порошок) | - | 15 | 5 | ||||
Яйцо | - | - | - | 50 |