Цели урока:
- обобщение знания детей об имени прилагательном как о части речи;
- формирование орфографических навыков правописания окончаний имен прилагательных;
- развитие познавательных интересов, нравственных качеств личности;
- проведение работы над повышением грамотной устной и письменной речи учащихся;
- формирование самоанализа учащихся и навыков самооценки.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Введение в урок.
1. Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Какого цвета небо? Расскажите, какой сегодня день?
Осенним днём на небе часто бывают тучки. Вот сегодня они и пробрались к вам на урок. Из какой они сказки? (Т. Янссон “Муми-тролль и волшебная шляпа”). Верно. Эти тучки выбрались из волшебной шляпы, чтобы помочь вам провести урок русского языка. Капли воды, которые принесли с собой тучи, перепутались. Давайте выясним, какая капля из какой тучки.
Приложение 1 .
На какие части речи указывают эти слова и вопросы? (На имена существительные и имена прилагательные).
Сегодня мы вспомним всё, что знаем об этих словах, и постараемся узнать что-то новое. А помогут нам в этом сказочные человечки, с которыми вы встречаетесь на страницах книг и уроках чтения.
2. Минутка чистописания.
С какой буквы начинается слово “сказка”? (С буквы С)
Пропишите в тетрадке заглавную и строчную букву С согласно правилам чистописания. (На доске предложен образец написания.)
Какая орфограмма встретилась в слове СКАЗКА? Каким словом можно проверить? (Ответы детей.)
– подбор и запись проверочных слов СКАЗОЧКА, СКАЗОЧНЫЙ, СКАЗЫ… выделение корня, обозначение орфограммы.
Работа по теме урока.
1. Угадайте, кто из сказочных героев пришел к вам на урок. По предметам и их признака назовите сказочного человечка:
Подберите каждому герою признак по его характеру (устно).
Буратино – озорной, добрый , веселый,…
Винни – Пух – глупый, смешной, забавный,…
Мальвина – строгая, серьёзная, милая,…
Чиполлино – храбрый, веселый, смелый,…
Золушка – трудолюбивая, добрая,…
Карлсон – забавный, хитрый,…
Вспомните, по какому правилу записываются имена наших героев. Запишите в тетрадь на выбор 2 имени героев и его признаки. Только я хочу вас предостеречь – запишите такие имена, в которых вы уверенно не сделаете ошибок. Ведь их имена пишутся непросто. Только тот, кто много читает и хорошо запоминает, не сделает орфографическую ошибку.
III. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развёл – ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать.
Раз и два, и три – четыре,
Руки выше, плечи шире.
Поднимаем руки вверх.
Опускаем руки вниз –
И за парты вновь садись.
IV. Работа по развитию речи и правильному употреблению имен прилагательных.
Дорогие ребята! Буратино, как вы помните, искал золотой ключик. А что это такое – золотой ключик?
– Это ключ из золота.
Верно, эти два слова – предмет и его признак – подходят друг к другу по значению и совпадают по звучанию: ключик (какой) золотой. А как выдумаете, подойдет ли признак “золотой” и к другим предметам?
Буратино подобрал признак “золотой” к некоторым предметам. Вот что у него вышло:
См. приложение .
Задание № 1.
Исправьте ошибки. Объясните значение каждого словосочетания.
– Какая часть слова меняется у прилагательного?
– От чего зависит, какое окончание надо написать у
прилагательного?
– О ком из сказочных героев можно сказать: “У него
золотое сердце? У кого золотые руки?”
V. Подготовка к домашнему заданию.
А сейчас послушайте одну из песен, посвященных миру сказки.
Звучит песня “В мире много сказок”.
Какие признаки сказок прозвучали в тексте этой песни? (Добрые, смешные.)
Какая получилась песня по характеру?
А вы знаете, у меня есть ещё одна необычная сказка. Послушайте её.
И. Подгаецкая.
Однажды на светлой, солнечной лужайке собралось несколько существительных:
Небо, Дорога, Сказка, Песня. Стали они высказывать свои обиды на школьников, что
те дали им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может
отделаться.
– Я во всех сочинениях голубое и безоблачное, – вздыхало Небо.
– А ко мне привязалось слово ровная, – чуть не плакала Дорога.
– Эх, подруга! Тебе еще ничего. Тебя хоть иногда и извилистой величают, а я
всегда интересная, – безнадежно говорила Сказка.
– А я только звонкая, – сказала Песня.
– Что тут будешь делать? – вздохнули все вместе. Может, ребята нам помогут?
Попробуйте дома выполнить эту работу.
См. приложение .
Задание № 2.
VI. Итог урока.
Чему был посвящен наш урок русского языка?
Подумайте и ответьте, поднимая руку, на следующие вопросы?
- Знаю ли я, что такое имя прилагательное и имя существительное?
- Умею ли я отличать имена прилагательные от имен существительных?
- Могу ли сам(а) находить признаки разных предметов?
- Активно ли я участвовал(а) на уроке?