Цели урока: знать причины объединения Франции, какие слои населения заинтересованы в объединении. Дать представление о структуре первых представительных органов власти – Генеральных штатов. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать экономические и политические ситуации. Воспитывать отношение к демократическим принципам как к ценности.
Урок изучения нового материала.
Этапы урока:
- Организационный.
- Целеполагание и актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Итог урока.
Ход урока
– С какими событиями связаны эти даты? /Слайд 1/ – ответы учащихся.
– Какие последствия имела феодальная раздробленность? – ответы учащихся – /Слайд 2/.
– Междоусобные войны.
– Гибель людей.
– Экономический ущерб.
– Голод.
– Как это отражалось на жизни людей? В чем будет заинтересовано население?
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? /Целеполагание осуществляют учащиеся/
Итак, тема сегодняшнего урока звучит так: “Начало объединения Франции”. /Слайд 3/
– Вспомним план характеристики исторического события (где, когда происходило, кто в нем участвовал, как происходило событие и почему?)
– Мы уже определились, что будем говорить о процессе объединения Франции в XI– XV веках. Чтобы ответить на 3 вопрос, вспомним, какие слои населяли Францию. /Слайд 4 – таблица, которую учащиеся по мере эвристической беседы переносят в тетрадь поэтапно./
– Проследим изменения в экономической жизни.
/Слайд 5/ Крестьяне брали землю в пользование у феодала и платили за это продуктами и ремесленными изделиями, т.е. оброк. Феодал продавал продукты на рынке за деньги. Чем эта система не выгодна феодалу? Как он может ее усовершенствовать?
/Слайд 6/ Теперь крестьянин сам продавал на рынке свой продукт, а феодалу платил денежный оброк. Это способствует развитию торговли. А для развития торговли нужно единое государство.
Как же происходило объединение?
– Работа с текстом учебника, п.2, §17. Проверка по слайду 7.
Рассказ учителя: права короля расширяются. /Слайд 7/.
Рассказ учителя о конфликте между королем Филиппом IV и папой Бонифацием VIII. Слайд 8.
Слайд 9: структура Генеральных штатов.
– Почему королю понадобилась поддержка сословий? Какую роль играет народ в истории? Мог ли он через Генеральные штаты влиять на свою судьбу?
Какой вывод мы можем сделать?
Слайд 10 определение сословной монархии (записывается в тетради).
Подведение итога урока. Слайд 11
Домашнее задание:
§ 18, работа со схемами и таблицей, знать определение сословной монархии.
Литература: Учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. – М., Просвещение, 2002.
Репродукции взяты из учебника и раздаточного материала к учебнику Агибаловой, Донского.