I. Организационный момент. Постановка целей урока.
Учитель: На предыдущих уроках по истории России и Всеобщей истории мы уделили большое внимание военной стороне событий Первой мировой войны. Но существуют и другие сферы общественной жизни.
– Какие? (Политическая, экономическая, социальная)
– Можем ли мы дать характеристику исторического события, не рассмотрев в комплексе эти сферы? (Нет). Не менее важно понять, что чувствовали рядовые участники событий, что скрывается за цифрами потерь и стрелками на картах.
– Следовательно, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке? (О том, как повлияла война на социальную, экономическую и политическую жизнь в стране, а также на духовную сферу общества.)
Итак, мы наметили цель и план нашей сегодняшней работы.
Чтобы лучше проникнуться духом эпохи, мы сегодня обратимся к свидетельствам современников.
– Для начала давайте вспомним, что мы говорили о характере войны для России?
Мы характеризовали войну как захватническую, несправедливую. Соответственно, каким будет наше к ней отношение? (Эту войну надо прекратить).
Войны остаются в памяти грядущих поколений своими битвами. Но для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мерз, война была повседневностью, и каждый ее день казался длиннее жизни... Цель работы — понять (вообразить), как жилось человеку на войне, проследить, как менялось отношение солдат к войне.
- Что же думали по этому поводу современники событий?
II. Работа с раздаточным материалом – анализ документов.
Война и массовое сознание.
Документ 1.В столице 96% подлежащих призыву явились на призывные пункты.
Организовывались манифестации с заверениями в преданности царю и Отечеству. В армии не хватало вакансий, и офицеров зачисляли рядовыми.
Документ 2. Судьбы. Писатель Михаил Зощенко вспоминал: “Осенью 1914 г. началась мировая война, и я, бросив университет, ушел в армию, чтобы на фронте с достоинством умереть за свою за свою Родину. Он закончил ускоренный курс училища и в звании прапорщика попал на передовую. Вскоре последовала первая награда — орден св. Станислава III степени с мечами и бантом, а через несколько месяцев орден св. Анны IV степени с надписью “За храбрость”. Зощенко испытал на себе действие удушающих газов, был госпитализирован. Его уволили в запас, но он настоял на возвращении в полк. Болезнь вновь дала о себе знать, и снова госпиталь. Чуть поправив здоровье, Зощенко опять добивается возвращения на фронт. Он был награжден еще двумя орденами, дослужился до чина штабс-капитана, но здоровье не позволяло находиться в действующей армии: Февральскую революцию Зощенко вётре в должности начальника почт и телеграфа и коменданта Главпочтамта столицы
Документ 3.Антонина Пальшина, переодевшись в мужское платье, была зачислена во 2-й Кавказский полк. В боях получила тяжелое ранение. Секрет открылся, но Тоня, сбежав из лазарета, решила перебраться на другой фронт. За героизм при штурме высоты Тоня награждается Георгиевским крестом, получает чин ефрейтора и должность командира отделения. Во время одной из атак был ранен ротный. Тоня сделала ему перевязку, а затем сама повела роту. В пылу атаки она не сразу поняла, что ранена, потом потеряла сознание, а когда очнулась в лазарете, то узнала о приказе: “Пальшин Антон (он же Пальшина Антонина) награждается Георгиевским крестом четвертой степени”. Награду ей вручал сам генерал Брусилов. Он же приказал присвоить ей чин младшего унтер-офицера.
Документ 4. Когда иностранцы сравнивали силы союзных держав, воюющих против Германии и Австрии, они говорили, что русские казаки стоят британского флота. При помощи хитрости казак Лавин взял в плен под Любменом 3 офицера и 16 солдат австрийской армии, создав видимость, что в лесу скрывается отряд казаков.
В боях в Галиции погиб правнук знаменитого героя Севастопольской обороны адмирала Корнилова капитан Федор Корнилов, поднимая солдат в атаку.
Кузьма Крючков, заметив разъезд из 22 всадников, бросился на неприятеля. Он рубил шашкой налево и направо, в результате чего убил 11 человек. Когда ему удалось вернуться в свою сотню, товарищи насчитали у него на теле 16 ран и 11 ран у коня. Летчик П. Н. Нестеров в районе Жолквы увидел австрийский самолет, летящий к расположению русских и готовившийся сбросить бомбу. Нестеров протаранил австрийский самолет, но сам при этом погиб.
“Подпрапорщик Мизенов Г.И. в штыковой схватке показал выдающееся мужество и храбрость”.
“Прапорщик Недодаев К.И., командуя взводом, отбил неоднократные атаки превосходящих сил противника” (из материалов военных архивов).
– Сделайте вывод об отношении к войне со стороны общества на начальном ее этапе.
Какое противоречие возникло? Почему народ поддерживает захватническую войну?
– Давайте вспомним, как развивались военные действия на Восточном фронте. (работа с картой, атласом, с. 5)
– Чем можно объяснить неудачи?
- Сопоставьте вооруженные силы России 1914 г. с вооруженными силами Германии и ее союзников.
- Россия оказалась недостаточно подготовленной к
войне в 1914 г.:
а) так как военная программа России должна была завершиться лишь к 1917 г.;
б) так как царское правительство вообще не готовилось к войне;
в) так как российская промышленность была не способна вооружить армию должным образом. - Почему в 1914 г. Россия вступила в войну, несмотря на недостаточную подготовленность к ней?
Документ 5. В армиях к началу 1917 г. на 1000 штыков приходилось тяжелых орудий: в России — 1,1, в Германии 3,9, в Англии — 2,7, во Франции — 3,5. Несмотря на все усилия, России не удалось преодолеть нехватку винтовок. Русская армия имела к концу 1916 г. 12 100 автомобилей, французская — около 90 000 автомобилей.
В 1916 г. было ликвидировано превосходство России (на начало войны) в самолетах, в ее арсенале было только 700 самолетов.
Документ 6. Еще в начале века в России начались разработки автоматического оружия. Его образец создал солдат-кузнец Яков Рощепей. Несмотря на присуждение ему большой серебряной медали, оружие не выпускалось до самой первой мировой войны.
В 1906 г. В. Федоров сконструировал автоматическую винтовку, В 1911 г. был выпущен первый ее образец. В следующем году было изготовлено 1 50 штук. Однако царь высказался против дальнейшего выпуска, так как для нее, мол, не хватит патронов.
В 1911 г. Г. Котельников создал первый парашют. Военное ведомство не придало изобретению значения. Комиссия наложила резолюцию: “За ненадобностью”. В годы первой миро вой войны царское правительство заплатило иностранцам не одну тысячу рублей за право изготовления парашюта на Петроградском заводе Треугольник.
Долгие годы один из изобретателей миномета Л. Н. Гобято не мог убедить военное ведомство начать серийный выпуск этого вида оружия. Только в 1915 г. его начали выпускать, но сам Гобято не дожил до этих дней: он, профессор военной академии, добровольно ушел на фронт и погиб под Перемышлем.
М. П. Налетов создал первую в мире подводную лодку, предназначенную для постановки мин. Лодка могла брать на борт экипаж до 50 человек и 60 мин. “Краб” отлично зарекомендовал себя в годы войны.
Лучшими в мире по большинству показателей считались русские орудия:
76-миллиметровая полевая пушка, 120-миллиметровая легкая полевая гаубица, 107-миллиметровая полевая пушка. Выполнение планов производства вооружения было намечено на 1920—1930 гг. Война же началась в 1914 г.
Изобретенная русским офицером С.И.Мосиным и принятая на вооружение русской армией винтовка калибра 7,62 мм по своим качествам намного превосходила подобное оружие других армий.
Но вооруженная мощь России оказалась в руках слабо подготовленного высшего командования. По расчетам Генштаба, на всю войну отводилось не более б месяцев. На этот срок и были заготовлены боеприпасы.
Разработки российских военных теоретиков не оказывали должного воздействия на строительство отечественных вооруженных сил. Подумайте, почему.
Документ 7. После мобилизации 1914 г. в русской армии насчитывалось 80 тыс., офицеров, но подавляющее большинство их погибло в первый же год войны. В пехоте потери среди офицерского состава доходили до 96%. В армию в спешном порядке после прохождения ускоренных курсов вливались вчерашние гимназисты, реалисты, семинаристы, студенты, учителя, врачи, инженеры, т. е. люди, имевшие высшее образование. Офицерские погоны носила значительная часть молодой российской интеллигенции. Обстановка военного времени создала условия, позволившие даже выходцам из крестьян и мещан получить офицерское звание.
1. Как вышеназванные факты могли повлиять на боеспособность русской армии? 2. В каком направлении шло формирование офицерского корпуса царской армии? К каким последствиям это могло привести?
Документ 8. В 1915г., по свидетельству участника войны Н.Н.Головина, только часть бойцов, находившихся на фронте, была вооружена, остальные ждали смерти своего товарища, чтобы наследовать его винтовку, или добывали трофейное оружие.
Массами гибли русские солдаты, надламывалась психика уцелевших. Зеленая молодежь, выпускники полковых учебных команд, как могли, организовывали атаки, вдохновляя солдат личной отвагой. В контратаках рядом с воинами, поднимая над головой крест, шли полковые священники. За год войны обученная регулярная армия исчезла, ее заменила армия, состоящая из неучей.
Документ 9. Полководец Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Маршал Советского Союза А.М.Василевский, был участником первой мировой войны и к лету 1915 г. получил погоны прапорщика. Он вспоминает такой эпизод, относящийся к этому времени: “Собрали всех офицеров и предложили всем желающим отправиться на фронт назвать свои фамилии. К великому моему удивлению, несмотря на неоднократные обращения командира батальона к “господам офицерам”, ничего подобного не произошло. В зале воцарилась мертвая тишина”.
- Какие события, процессы могли, на ваш взгляд, определить нежелание части русских офицеров воевать? Изменились ли настроения в армии по сравнению с 1914 годом? Почему? Сравните с предыдущими документами.
Документ 10.Из приказа А.А.Брусилова по 8-й армии (15 июня 1915 г.): “Мы начали отступать не по своей воле, но отступаем второй месяц. Нужно контратаковать густыми цепями... Немцы так и делают — и теряют меньше нас, потому что у них в строю дисциплина и строгий порядок; кроме того, сзади нужно иметь особо надежных людей и пулеметы, чтобы, если понадобится, заставить идти вперед и слабодушных. Не следует задумываться перед поголовным расстрелом целых частей за попытку повернуть назад или, что еще хуже, сдаться в плен. Все, кто видит, что целая часть сдается, должны открывать огонь по сдающимся и совершенно уничтожать их”.
– Чем было вызвано появление этого приказа? Какие изменения в кадровом составе армии нашли в нем отражение? Как связан этот приказ с настроениями в армии?
“У нас в бригаде недавно получен приказ стрелять по своим, если стрелки будут отступать без приказания. В Н-ской дивизии опять беспорядки и опять расстрелы. Все свидетельствует о такой степени падения духа русской армии, при которой продолжение войны становится почти невозможным”.
18 авг.
“Немая война” — вот название для происходящих событий. Никто ничего не знает и не понимает и отрывочные краткие сведения, появляющиеся в газетах, составлены столь бестолково, что не только не успокаивают, но просто пугают публику.
Главный Штаб вполне прав, скрывая военные тайны, но, тем не менее, его прямая обязанность если не давать подробности, то хотя бы сообщать кратко: “Бой продолжается; результаты будут сообщены при первой возможности”. Такие, ничего не говорящие фразы были бы всё же лучше молчания, которое во время войны всегда кажется зловещим.
В такие минуты люди должны питать свое воображение хоть какими-нибудь фактами и, не имея сведений, они сами измышляют всякий вздор, который, переходя из уст в уста, достигает геркулесовых столпов глупости.
“По свидетельству уполномоченных, видевших воочию эти безобразия, раненые по три дня остаются без горячей пищи, а перевозят их в товарных вагонах, в то время как специально сооруженные, стоившие очень дорого, военно-санитарные поезда стоят на запасных путях “для декорации”!”
6-ое авг. 1915г.
Все возмущены непорядками в военно-полевых лазаретах. Раненые не эвакуируются, днями лежат на земле, не имеют ни питья ни пищи. Об этом единогласно свидетельствуют все офицеры, возвращающиеся в Петербург.
“В госпиталях я не раз удивлялся тому, с какой большой любовью и благодарной памятью люди заново переживают то, что всем им причинило боль и страдание, многих лишило руки или ноги”.
“Бесконечно ценными кажутся мне сейчас месяцы, провёденные на фронте; как первая любовь, вспоминаются первые осенние бои. Уютными кажутся отсюда стоянки и окопы” (из писем прапорщика-артиллериста Ф. Степуна. 1915—1916 гг.).
Какое впечатление на вас производят эти документы? Как можно объяснить такое странное отношение солдат к войне?
Изменения в настроениях народа заметили различные политические силы в стране.
Отношение к войне различных общественно-политических сил страны.
Точка зрения. Н. А. Бердяев писал в то время: Национальное единство глубже единства классов, партии и.. других образований в жизни народов... Судьба России бесконечно дороже классов и партии, доктрин и учений”.
– ? Выделите ведущую мысль этого рассуждения.
Точка зрения. В статье “Интернационализм и защита отечества” Плеханов писал: “Если социалисты всех стран всегда должны были стремиться к тому, чтобы давать отпор империализму, то опять яснее ясного, что отпор их должен направиться против страны, совершившей такую несправедливость. “Мы должны отвергнуть как неразумную всякую... стачку, способную ослабить силу сопротивления России неприятельскому нашествию”.
– ? Проанализировав это мнение, определите отношение Плеханова к войне.
Точка зрения. Ленин: “Пролетариату важно укрепление своего класса против буржуазии. Он выше всего ценит и ставит союз пролетариев всех наций, оценивая под углом классовой борьбы рабочих всякое национальное требование...” “Слияние рабочих всех наций — этой национальной программе учит рабочих марксизм”.
– ? 1. Выделите ведущую мысль в высказывании Ленина. 2. Сравните позиции Ленина и Бердяева. Какая точка зрения вам кажется более убедительной, исходя из условий военного времени? 3. Укажите сильные и слабые стороны обеих точек зрения.
Ленин приходил к мысли о необходимости революции. К этой же мысли о неизбежности революции приходили и другие политики.
В ноябре 1916 г. князь Ф. Ф. Юсупов говорил: Неужели никто не сознает, что мы находимся накануне ужаснейшей революции, и если государя силой не извлекут из заколдованного круга, в котором он находится, то он сам, вся царская семья и все мы будем сметены народной волной”.
Уже в эмиграции Милюков писал: “Я знал, что революция во время войны приведет к катастрофе”. Что Милюков понимал под катастрофой?
Духовная жизнь общества.
Редактор кадетской газеты “Речь” Гессен отказался опубликовать стихотворение А. Блока, где поэт делится раздумьями по поводу мобилизации на фронты первой мировой войны:
В этом поезде тысячи жизней цвели,
Боль разлуки, тревоги любви,
Сила, юность, надежда... В закатной дали
Были дымные тучи в крови.
– Почему кадет Гессен отказался печатать стихотворение? Можно ли считать отказ личным мнением Гессена?
Думаю, что торжество военной силы (и надо сознаться, как ни любим мы ее теперь — силы грубой и животной) — даст совсем новые формы для житейского обихода, выдвинет на первый план те отвратительные черты, которые развились в Германии после франко-прусской кампании. Конечно, у нас они скажутся в иных проявлениях, но всё же и это может быть крайне вредным для культурного роста духовной мощи Европы.
Странное дело, но гуляя вот уже два дня в высоких “черного товара” сапогах и солдатской шинели, подвязав к поясу шашку (тупую) и кобуру от револьвера — так полагается по форме — я начинаю чувствовать, что и моя душа будет скоро “в высоких сапогах”! (Н.Врангель)
III. Итог урока. К каким выводам мы пришли?
Выводы:
- С экономической точки зрения Россия оказалась не готова к войне,
- С политической точки зрения война привела к революционной ситуации, обостряются социальные конфликты, появляются новые группы обездоленных людей.
- Кризис в духовной сфере проявился в обесценивании человеческой жизни, пессимизме, агрессивности.
Литература.
- Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт История России XX– начало XXIвека. – М., Просвещение, 2006
- Л.Н. Жарова, И.А.Мишина История Отечества. – М., Просвещение, 1992
- Е.Н. Сорокина История России 9 класс. Поурочные планы по учебнику разработки к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной “История России 9 класс”. – М., Волгоград, 2003.