Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, учебник “Русский язык” 2 класс. К тайнам нашего языка. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко, тетрадь-задачник, пирамидка деревянная, модели пирамидок на бумажной основе (основная – на белой бумаге, колесики с предложениями – на цветной бумаге) см. Приложение 1, магниты.
Тема: Как в детской пирамидке (Тема и основная мысль текста)
Цель урока: развитие коммуникативной компетенции младших школьников.
Задачи урока: развивать лингвистические способности учащихся, продолжить обучение учащихся работе с текстом: учить определять тему и основную мысль текста; совершенствовать умения работать в группе; развивать эстетическое восприятие родной природы.
Ход урока
I. Введение.
– Есть такое утверждение:
“Декабрь год кончает – зиму начинает” СЛАЙД 2.
– Подумайте и скажите, так ли это?
– А что такое зима? Это снег, это санки, ледяная горка…
– Прочитайте предложение. Добавьте пропущенное слово. СЛАЙД 2.
– К зиме необходимо подготовиться.
Как в вашей семье готовятся к зиме?
– Идет зима. Зимние вечера длинные, можно и поиграть… Вспомнить
все забытые игрушки.
Одна такая игрушка будет нам сегодня помогать.
(Показываю пирамидку)
– Как устроена пирамидка?
II. Работа с текстом.
На партах тоже есть пирамидки. Да вот, поиграли ребятишки, а собрать забыли. Все колечки перепутаны. Соберем? (Приложение 1)
– Найдите контур. Теперь самое большое колечко.
Прочитайте запись. СЛАЙД 3.
В лесу каждый готовится к зиме по – своему.
– Это текст? Как эту запись превратить в текст?
О чём? Что ещё надо сказать? СЛАЙД 3.
Итак: Чтобы собрать пирамидку вам надо выбрать колечки только с теми предложениями, которые раскрывают записанную мысль. На чистых колесиках напишите свое предложение.)
(Работа в группах)
Проверка.
(Выносят пирамидки к доске, читают предложения.)
(На слайде появляется мальчик Антон)
– Как узнать, получился ли текст?
Стр. 111. Важные сведения.
Вывод: У нас получился текст. Есть тема и главная мысль.
Стр. 112. Совет.
III. Упражнение.
– Назовите самый главный признак зимы.
1. Стр.112. Упр.243. (т) стр. 58
2. О чём хотел сказать автор другой работы?
Стр.112 упр.244. (Работа в тетради)
Прочитайте.
– Кто автор этой работы?
Упражнение 244.
__________________
Устная работа в группах по заданиям.
Проверка с доской. СЛАЙД 5.
В воздухе кружились большие мохнатые снежинки. Их было очень много! Они летали, как белые пчёлы.
Запись предложений в тетрадь.
– Найдите предложение, в котором девочка выразила главную мысль и передала своё чувство. СЛАЙД 5.
Я очень обрадовалась приходу зимы!
Запись предложения в тетрадь.
– Дадим характеристику записанным предложениям.(фронтально)
1. Повеств., невоскл.
2. Повеств., воскл.
3. Повеств., невоскл.
4. Повеств., воскл.
– Стр.113. Упр.245.
– Выберите заголовок.
Зима идёт! СЛАЙД 5.
Записывают на оставленную строку.
IV. Итог:
Чему учились на уроке?
Что делали с удовольствием?
Какое желание появилось? СЛАЙД 6.
V. Домашнее задание:
1. (т.) стр. 58 упр.246.
2. Составь и запиши текст на тему “Моя любимая игрушка”.
(Оформи в виде пирамидки) СЛАЙД 7.