Цели:
- Подвести итоги недели Вежливости:
знание и применение в жизни вежливых слов, правил личной гигиены, правильного поведения в транспорте и за столом; - Воспитание чуткости, тактичности учащихся друг к другу, чувства коллективизма;
- Способствовать развитию речи учащихся, учить обосновывать свои ответы.
Оформление:
- плакаты: план города “Добро пожаловать”;
- стрелки – указатели улиц, изображение рыцаря в доспехах со словами:
- “Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость”
- М. Сервантес;
- костюмы Мальвины, Буратино, кота Базилио, лисы Алисы,
- мушкетёров, Мойдодыра, королевы Вилки;
- музыка из к/ф “Приключения Буратино”, запись песни “Настоящий друг”;
- наборы для сервировки стола: тарелки, вилки, ложки, ножи, стаканы, салфетки;
- мыльные пузыри;
- необходимые предметы для сценки.
Содержание:
1. Сценка “Мальвина и Буратино” (под тихую музыку).
Ученик. Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал. Когда Мальвина отвернулась, схватил кофейник и выпил всё из носика, поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Мальвина. Вытащите из-под себя ногу и опустите её под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки. Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?
Буратино. Когда папа Карло, а когда никто.
Мальвина. Теперь я займусь вашим воспитанием. (Буратино показывает язык).
(Герои переходят к другому столу.)
– Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь.
– Мы займёмся арифметикой... У вас в кармане 2 яблока...
Буратино. Врёте, ни одного...
Мальвина. Я говорю, – предположим, что у вас в кармане 2 яблока. Некто взял у вас 1 яблоко. Сколько яблок у вас осталось?
Буратино. Два.
Мальвина. Подумайте хорошенько.
Буратино. Два.
Мальвина. Почему?
Буратино. Я же не отдам Некту яблоко, хоть он дерись!
Мальвина. У вас нет никаких способностей к математике. Займёмся диктантом. Пишите: “А роза упала на лапу Азора”. Написали? Теперь прочтите эту волшебную фразу наоборот.
(Буратино сунул нос в чернила и сделал кляксу.)
– Вы гадкий шалун и должны быть наказаны. Я отправляю вас учиться в город Вежливых Наук.
Учитель. Дорогие ребята! Вы хотите помочь Буратино? Тогда мы отправимся за ним в город Вежливых Наук и постараемся помочь ему и сами узнаем много интересного и полезного.
–В нашем путешествии будет цениться дружба, сплочённость, уважение. Счастливого вам пути!!!
(Напевая 1 куплет песни “Буратино”, герой отправляется в путешествие, взяв за руки одну команду, а Мальвина – другую команду.)
(Ребята пускают мыльные пузыри на сцену.)
2. Переулок Мойдодыра.
Буратино.
Переулок в мыльной пене.
И хоть чисто тут, но сыро,
Потому он и зовётся
Переулок Мойдодыра. (На карте показывает.)
(Выходит и испуганно оглядывается чумазый мальчик.)
Грязнуля.
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня.
Боже, Боже, что случилось?
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом? (Разводит руками, плачет.)
Буратино. Не переживай, вернутся!
(Под пускающие ребятами мыльные пузыри, выходит Мойдодыр и обращается к Грязнуле.)
Мойдодыр.
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам, стыд и срам. (Обращается к классу.)
Я – великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
– Я вижу: здесь и грязнули, и чистенькие ребятки. Хочу проверить, как вы выполняете мои требования.
Загадки Мойдодыра командам.
- Гладко, душисто, моет чисто.
Нужно, чтобы у каждого было... (мыло) - Костяная спинка.
На брюшке – щетинка.
По частоколу попрыгал –
Всю грязь повыгнал... (Зубная щётка) - Зубаста, а не кусается.
Как она называется? (Расчёска)
(Буратино даёт неправильные ответы, пытаясь запутать ребят.)
Вопросы Мойдодыра командам.
– Сколько раз в день надо чистить зубы?
– Как правильно их чистить? (Показать на макете.)
– А как называется разрушитель зубов, с которыми водят дружбу сладости?
– Как называют врача, лечащего зубы?
Учитель. Ну что, Буратино и Грязнуля, вы поняли, как надо следить за чистотой и выполнять правила гигиены? (Герои повторяют правила.)
– Молодцы! (Напевая 2-й куплет песни, Буратино и Мальвина спешат дальше и встречают лису Алису.)
3. Улица Вежливости.
Алиса.
Солнце красное нам вслед
Пусть улыбкой жмурится,
Потому что на пути
Вежливости улица. (Показывает на карте.)
Буратино. Уж быть вежливым я умею!
– Если ты пришёл к кому-то,
Не здоровайся ни с кем.
Слов “пожалуйста, “спасибо”
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.
Учитель. Прав Буратино или нет?
– Вежливо ли он поступил?
– Какие ошибки допустил? (Дети отвечают.)
Мальвина. Ребята. А вы готовы сдать маленький экзамен на знание вежливых слов?
– Растает даже глыба от слова тёплого... (спасибо).
– Зазеленеет старый пень, когда услышит... (добрый день).
– Когда больше есть не в силах, скажем маме мы... (спасибо).
– Где бы ни были, везде на прощание говорим... (до свидания).
(Ребята называют слова вежливости по командам.)
Сценка “Вежлив Витя или нет?”
Малыша обидел Витя.
Перед школою в строю
Витя просит:
– Извините, я ошибку признаю.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
– Извините, я немного опоздал.
– Тихомиров! Покажите нам
На карте город Псков.
– Извините, – шепчет Витя,-
Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ.
Учитель. Буратино, вежлив Витя или нет?
Буратино. Конечно, я таких вежливых ещё не встречал.
Учитель. А что думают ребята? (Ответы детей.)
Мальвина проводит конкурс. Как спросить у товарища ручку?
– Как спросить время?
– Если в дверях столкнулись девочка и мальчик, кто должен уступить?
– Если столкнулись два мальчика, кто должен уступить?
Учитель. Буратино, чему ты научился на этой улице?
(Буратино отвечает и под музыку бежит дальше.)
(Выходит кот Базилио.)
4. Бульвар Весёлой Переменки.
Базилио.
– Что такое? Что за шум?
Смех и топот – дрожат стенки...
Потому что мы нашли
Бульвар Весёлой Переменки.
Учитель. Что милее для тебя, мальчишка?
Буратино.
– В хлебе – горбушка.
В капусте – кочерыжка.
В варенье– пенка,
А в школе – переменка!
Мальвина проводит игру “Пожалуйста”.
(Мальвина показывает движения, а ребята должны их выполнять только тогда, когда названо будет слово “пожалуйста”.)
Учитель. Дорогой Буратино, послушай весёлые частушки, а потом ответь – все ли ученики правильно ведут себя в школе.
Частушки. (Исполняют учащиеся).
- Мы немножко пошумели,
В окнах стёкла зазвенели.
Мы сказали: “Тишина”,
В школе треснула стена. - Мой дневник, как верный друг,
Для меня старался.
Я не выучил урок –
Дома он остался. - Дал списать я на контрольной
Все задачки Колечке.
И теперь у нас в тетрадях
У обоих двоечки. - Буквы в Машиной тетради
Не стоят как на параде.
Буквы прыгают и пляшут,
Маша хвостиками машут. - Мы таблицы все сложенья
Взяли и попрятали.
Дайте нам для ускоренья
Микрокалькуляторы. - Оля мучила расчёску,
В школе делала причёску.
Мучила то, мучила,
Да получилось чучело. - Даже в Танин День рожденья
Юра по привычке
Таню вместо поздравленья
Дёрнул за косички. - Форма новая надета,
Белая рубашечка.
Посмотрите на меня –
Какой я первоклашечка.
(Буратино отвечает на вопрос, немного путаясь, дети помогают.)
5. Шоссе Королевы Вилки.
Алиса.
– Налегке шагаем бодро.
Много встреч ждёт впереди.
Имя Королевы Вилки
На шоссе, где нам идти. (Выходит Королева Вилка.)
Королева. Моё острейшее величество знали ещё в Древнем Риме. К сожалению, на Рим напали дикие варвары и сожгли город. Богатый Патриций, на кухне у которого жила моя прапрапрапрабабушка, спешно сбежал из разорённого Рима. Слуги, сбежав вслед за ним, забыли мою прародительницу. Ведь она была незаметная: плоская и всего с двумя зубцами. Обо мне вспомнили через несколько столетий в Х1 веке. Кое – кто меня сразу полюбил. Но некоторые относились ко мне как к излишеству и ненужной вещи, даже высмеивали. Чего я только не натерпелась. Странные люди считали, что брать пищу пятернёй удобнее.
Учитель. И в наше время есть такие странные люди, правда, Буратино?
(Буратино смущается, пожимает плечами.)
Частушка.
Дед вилами за косилкой
Ворошит траву, спеша...
Так же Витя машет вилкой –
Со стола летит лапша.
Учитель. Вспомните сцену, когда Буратино завтракает.
– Какие ошибки он допустил? (Ответы детей.)
Буратино. Я обязательно исправлюсь!
Конкурс для команд (выбираются по одному человеку, третий – Буратино).
– Надо правильно накрыть на стол,
Посадить свою спутницу.
Стихотворение.
Что такое этикет?
Это – можно,
Это – нет...
Этикет, как этикетка
И хорошая отметка,
Но не только в дневнике –
У людей на языке...
Очень просто жить культурно.
Всё прекрасно, что не дурно.
Буратино. Как много я узнал, нашёл новых друзей!
– Но надо спешить дальше... (Под музыку герой бежит и припевает.)
6. Проспект Рыцарей.
Базилио.
– Как вы думаете сами –
Где уступят место даме?
А где знают этикет?
Это Рыцарей проспект!
Конкурсы среди команд.
1. Кого раньше называли рыцарем?
2. Кого сейчас называют рыцарем?
3. Откуда к нам пришёл обычай снимать шапку, когда входишь в дом?
4. Откуда пришёл обычай – здороваясь, снимать перчатки?
5. Как воспитанному мальчику вести себя в автобусе?
Стихотворение.
Еже ли вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старушке.
6. Кто первым заходит в автобус, а кто первым выходит?
Стихотворение.
Еже ли вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
7. Как себя вести, если взрослые разговаривают друг с другом?
Стихотворение.
Еже ли вы вежливы,
То в разговоре с тётей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
8. Как надо поступить, когда мама просит вас помочь ей?
Стихотворение.
Еже ли вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
Учитель. Как много вы узнали на Неделе Вежливости.
– Как многому научили Буратино в вашем городе Вежливых Наук!
– Кто же из вас, мальчики, хочет быть настоящим рыцарем современности?
(Выходят все мальчики и Буратино.)
Мушкетёр 1.
Клянёмся рыцарями быть!
Всегда спасибо говорить,
Добрый день и до свиданья –
Нет в мире выше званья.
Все. Клянёмся!
Мушкетёр 2.
Клянёмся рыцарями быть,
И лень, и грубость позабыть,
Учиться этикету,
Науку помнить эту!
Все. Клянёмся!
Мушкетёр 1.
Клянёмся рыцарями быть,
В борьбе со злом добро добыть,
Невежу разить мечом волшебным
И строгим словом, и целебным.
Все. Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!
(Мальчики дарят девочкам сердечки с красным отпечатком большого пальца, Буратино дарит Мальвине.)
7. Подводятся итоги соревнований.
(Команды получают медали “Почётного гостя города Вежливых Наук”.)
Буратино. Вот и подошло моё путешествие к концу.
Спасибо вам, ребята! Я научился многому у вас. Правда, Мальвина? Нашёл много прекрасных друзей!
– Желаю и вам иметь много друзей, каждому быть настоящим другом и уметь по-настоящему дружить!
Всеми исполняется песня “Настоящий друг”.