В одном из направлений Национальной образовательной стратегии – инициативы “Наша новая школа” говорится о том, что облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Реальная отдача получится лишь тогда, когда учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически.
Несомненно, основная часть детства и юности каждого человека проходит в школе. Об этом времени созданы десятки песен, ведь школьные годы – начало нашей осознанной жизни. Лучшие друзья, первая любовь, радости побед и горести поражений познаются нами здесь, в стенах родной школы, на уроках и переменах, в школьном дворе.
За последние несколько лет в нашей стране развернулась деятельность по созданию и реализации всевозможных социальных проектов. Занимаются этим не только органы власти, а также общественные организации и частные лица. Одним из таких является проект благоустройства школьной территории, создаваемый не только специализированными организациями, но также самими учениками, их учителями и родителями. Творческий подход к идее – наиболее важный аспект в данных проектах. Работа по такому проекту касается не только самого школьного здания, но и прилегающей к нему территорий (спортивной площадки, школьного двора, дорожек, школьных клумб).
“Театр начинается с гардероба, а школа со школьного двора, потому что двор – это лицо школы”. Мы сделали вывод, что вид нашей школы имеет не совсем эстетический вид, а ведь именно это прививает у детей вкус, восприятие красоты. Но делать эту работу предстоит, прежде всего, самим ученикам.
Известный педагог В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: “Если ребенок вложил частицу своей души и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком”.
Сложно научить чувству прекрасного исключительно в рамках школьного урока. Вот если ежедневно встречает каждого ученика уютный и необычный школьный дворик, оформленный к тому же своими силами …
Мы выявили актуальность нашей проблемы, цели и задачи проекта, которые нам предстоит решать в дальнейшем.
Актуальность этой проблемы для нашей школы диктуется временем, в воспитании у детей этического вкуса, формировании чувства ответственности за свою школу и желании изменить облик школы к лучшему.
Благоустройство школьной территории необходимо, как для создания привлекательного внешнего вида, так и для поддержания репутации образовательного учреждения. А это очень важный аспект, так как сельские малокомплектные школы реорганизуются, ликвидируются. Поэтому каждое образовательное учреждение должно иметь свое “лицо”, свой имидж.
Цели нашей работы:
- Организация и проведение мероприятий по благоустройству территории двора, озеленение в целях эстетического и практического вида фасада, интерьера школы.
- Преобразование школьной территории, планирование, разработка и создание таких клумб, сооружений, которые привлекли бы внимание всех жителей села, чтобы наша работа пригодилась школе на долгие годы, по крайней мере хотелось бы в это верить, чтобы школа отличалась оригинальностью, неповторимостью, интересными формами и идеями, чтобы она изменила жизнь школьников, стала для них социальным центром притяжения и активности, чтобы и учителя, и ученики, и их родители гордились нашими делами и школьным оазисом.
Задачи:
- Привлечь внимание учащихся к решению актуальных проблем школы.
- Формировать у учащихся чувство ответственности за школу, умение реализовать конкретные шаги по улучшению и благоустройству школы и ее территории.
- Формировать у каждого участника педагогического процесса внутренней потребности в защите и приумножении природных богатств, создании и поддержании прекрасного вокруг себя, развитие эстетического и эмоционального отношения к природе;
- Привлечение педагогов, учащихся школы и родительской общественности к вопросам улучшения эстетического оформления школы.
- Обучение школьников практическим способам и методам благоустройства территории, внедрения современных достижений в области ландшафтного дизайна;
- Формировать у участников образовательного процесса активной жизненной позиции, быть неравнодушными к судьбе своей малой родины.
Создать благоприятную атмосферу для учащихся и их учителей – чрезвычайно благородная задача. Она посильна только дружному коллективу. Обстановку и атмосферу в школьном доме творят не деньги, а люди. Тот, кто недооценивает свои способности и собственную индивидуальность, проходит мимо возможности украсить свой быт, улучшить условия жизни и работы. Занимаясь обустройством школьного дома, мы остались самими собой, не отказались от своего “я”, подошли к проекту творчески. Выявив актуальность этой проблемы для школы, поставив цели и задачи, которые предстоит решить в ходе этого проекта, дальше мы решили на практике реализовать свои планы. В ходе разработки этой стадии мы не только проанализировали собранную информацию, но и просчитали каким образом можно сдвинуть с мертвой точки эту проблему.
Почему-то школы в большинстве своем, часто выглядят как фабрики: серо, монотонно, без фантазии. Сама школа, её помещения, школьный двор, должны дарить богатство впечатлений, поддерживать чувство свободы, вызывать ощущение теплоты и приветливости.
Озеленение пришкольной территории вносит эстетический аспект в экологическое воспитание школьников: радует глаз разнообразием форм, сочетанием цветов и оттенков.
Особое значение имеет экологический подход к современному озеленению. Принцип экологизации ныне присущ всем видам человеческой деятельности. Важным представляется использование современных технологий посадок, ухода за растениями.
Конечно, без помощи взрослых нам не обойтись. Поэтому к данной работе мы привлекали родителей.
Кроме интерьера школы, мы много времени уделяем благоустройству территории школы.
Главный принцип школьного ландшафтного дизайна – использование подручных материалов. В ход идет все: камни, автомобильные покрышки, старые тазы, ванны, кастрюли, жесть, фанера, дерево и др. Например, из старых автомобильных шин можно сделать прекрасных лебедей, лягушку, правда она еще в проекте. Красота неземная! Шею, хвост лебедей, чтобы придать им форму, подвязываем. Чудесных аистов вырезали из жести, а гнездо смастерили из старых корзин. 2011 год – год кота, поэтому во дворе у нас поселился кот, изготовленный из дерева, а рядом мышка. Очень нравится нам использовать во дворе березовые чурки в качестве подставок под цветы. На некоторые мы поселили божьих коровок, изготовленные из дерева, из камня, кстати, будем делать весной. В нашем дворе есть милая компания, а это всего лишь старые обыкновенные расписанные кастрюли. Под яблонями “растут” подберезовики, подосиновики, изготовленные из березовых чурок. Мы приобрели большие вазоны и посадили в них цветы, которые установили перед школой, летом в них благоухали петунии, а к осени посадили астры и бархатцы. На зиму мы в них посадим хризантемы. Таким образом, зимой они у нас в школе, весной – на крыльце.
Благоустройством школьной территории мы занимаемся постоянно.
Нами сделаны только первые шаги по реализации нашей программы и уже есть
результаты.
Наш проект задуман для всех детей, в первую очередь для учащихся школы.
Осуществление проекта имеет большую ценность для учителей, родителей и всех
жителей нашего села. Почему?
В первую очередь, потому что наша школа становится красивым общественно значимым
местом в селе, привлекает многообразием цветочно-декоративных культур, одним
словом, уютной зоной отдыха.
Во-вторых, наша школа постоянно привлекает внимание прохожих.
Благодаря нашим старанием школа превращается в прекрасную сказку, созданную своими руками.
В следующем году мы постараемся обновить территорию: сделать что-то интересное и необычное.
В процессе выполнения проекта будут достигнуты следующие результаты:
- Формирование экологических знаний учащихся;
- Повышение уровня социальной успешности у школьников;
- Озеленение и благоустройство школьного двора;
- Создание интересных композиционных ансамблей;
- Повышение мотивации жителей села к благоустройству своих участков.
Данный проект является важным звеном экологического воспитания младших школьников. Экологическое направление является одним из приоритетных направлений в развитии школы, через реализацию которого формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить учащихся к пониманию красоты окружающего мира, пробудить у них стремление к прекрасному, научить искусству мышления, любви к природе, быть добрыми и полезными. Таким образом, привлечение учащихся к активным экологическим исследованиям, делам помогает воспитывать в них экологическую культуру, бережное отношение к природе. Мы уверены, что психологию человека можно изменить красотой.
Конечно, у нас еще недостаточно опыта, дизайнерских навыков, мы занимаемся благоустройством без финансовых вложений, хотя, как известно любое благоустройство требует финансовых затрат.