Цель: Раскрыть художественный образ посредством интеграции музыки с другими видами искусства.
Задачи :
- Совершенствовать умение учащихся проводить сравнительный анализ выразительных средств музыки, литературы, живописи при раскрытии художественного образа;
- Развивать образное мышление и творческие способности учащихся;
- Воспитывать культуру слушания музыкальных произведений инструментальных жанров в “живом” исполнении и в аудиозаписи;
- Пробуждать познавательный интерес учащихся к устному народному творчеству, особенно к русским народным сказкам.
Данное интегрированное мероприятие проводится в форме беседы, как одно из внеклассных для школьников общеобразовательной школы в рамках Интеллектуальной гостиной на тему “В гостях у сказки” для средних классов с привлечением учащихся музыкальной школы с исполнением пьес на музыкальных инструментах. Также представленный материал может использоваться педагогом на уроках музыкальной литературы в ДМШ (ДШИ) и на уроках музыки СОШ.
Предварительная работа:
– подготовка музыкальных пьес к исполнению на уроках специальности с
учащимися ДМШ;
– подготовка учащихся (один – два) – помощников, которые в процессе проведения
мероприятия зачитывают фрагменты из различных источников;
– знакомство учащихся со сказками, в том числе, где присутствует персонаж Бабы-Яги (желательно по источнику “Народные русские сказки” А. Н. Афанасьева).
Ход мероприятия
Ученик :
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада нашей встрече в Интеллектуальной гостиной. Мы продолжаем с Вами разговор о сказках. И как всегда нашими помощниками будут музыка, живопись, литература, кино. Только что вы прослушали отрывок из известного литературного произведения. Как оно называется и кто его автор?
Дети отвечают.
Учитель: Это вступление к поэме “Руслан и Людмила” нашего великого русского поэта-сказочника А.С.Пушкина. Обратили ли Вы внимание, о каком сказочном персонаже упоминает поэт дважды?
Дети отвечают.
Учитель: Сегодня мы поговорим о Бабе-Яге. Об этом сказочном существе и фантастическом герое русских народных сказок пишут и думают много разного! Скажите, а что вы знаете о Бабе-Яге?
Дети отвечают.
Учитель: А вот как описывает Бабу-Ягу и ее пугающий облик один из исследователей древней языческой культуры славян:
Ученик: “Это очень злая, старая и мощная колдунья или волшебница, вид у нее страшной. Она не столько в аде живет, сколько на этом свете. Дом ее избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Древние наши богатыри всегда её нахаживали лежащею на лавке; нос ее висит через грядку (шест в избе для вешания укрепленный). Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе (т. е. колеснице самокатной); и когда она в ней прогуливается, то понуждает оную бежать скорее, ударяя железною же палицей или пестом. А чтоб для известных ей причин не видно было следов её, то заметаются они за нею особенными к ступе проделанными мелом и помелом.”
Учитель: Такой колоритный образ не может оставить равнодушным никого и привлекает к себе внимание не только простых читателей, но и творческие натуры: поэтов, художников, композиторов, режиссеров. Какими же средствами выразительности создаётся фантастический образ Бабы-Яги в различных видах искусства.
Прослушайте музыкальное произведение, в котором русский композитор музыкальными красками рисует образ Бабы-Яги.
Прослушивание “Избушка на курьих ножках” М. Мусоргского в аудиозаписи.
Учитель: Узнали ли вы это произведение и кто его автор?
Дети отвечают.
Учитель: Пьеса русского композитора Модеста Мусоргского “Избушка на курьих ножках. Баба-Яга” из цикла “Картинки с выставки”. Фортепианная сюита из 10 пьес была написана в1874 году под впечатлением выставки работ художника и архитектора Виктора Гартмана, скончавшегося внезапно в возрасте 39 лет в 1873 году. Композитор по-своему “ озвучил” рисунки, картины и архитектурные проекты художника.
У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. А фантазия Мусоргского изобразила мощный динамичный образ жительницы этого “домика” – Бабы-Яги. Какими выразительными музыкальными средствами воспользовался композитор?
Дети отвечают: динамическими, ритмическими, мелодическими, тембровыми.
Учитель: Действительно, громкая звучность простой и в тоже время яростной мелодии марша, злые пульсирующие ритмы, резкие звуковые “кляксы”, “повизгивание на самых высоких нотах, то злобное бурчанье в самых глубоких басах” [2], всё это и рисует образ злой колдуньи, то хромающей на костяной ноге, то летящей в своей ступе.
А вся ли звуковая палитра наполнена “бесовскими” резкими созвучиями?
Дети отвечают.
Учитель: Средняя часть пьесы совершенно другая: тихая, тревожная, неустойчивые созвучия создают ощущение таинственности. Но затем опять врывается повтор ослепляюще-яркой темы марша.
Образную картину “нечистой силы” много лет спустя написал русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Знаток старины и русского фольклора, он создал такие шедевры изобразительного искусства, как “Ковёр-самолёт”, “Алёнушка”, “Иван-царевич на сером волке”, “Снегурочка”, “Спящая царевна” и другие. В 1917 году им был написано очень мрачное и в то же время динамичное, мощное полотно “Баба – яга”.
Просмотр репродукции “Баба-яга” В. М. Васнецова (см. Приложение 1)
Давайте поближе рассмотрим этот шедевр изобразительного искусства.
Ученик: “ На фоне хищно переплетающихся стволов и ветвей деревьев в ступе с метлой летит страшно оскалившаяся колдунья. Под мышкой она держит босоногого испуганного мальчика, рядом, выпучив глаза, летит сова, а внизу, на болотистом берегу, валяются кости и скелеты погибших животных. Нечисть неудобно, лишь на одном колене, сидит на ступе, но её порыв вперёд и стремительный полёт очень убедительны. Во всей этой мрачности художник сделал акценты на трёх ярких пятнах: лилово-розовом отсвете далёких пожарищ, белой рубахе невинного ребёнка и объёмной красной юбке полуобнажённой ведьмы”[1]
Учитель: Ребята, как вам кажется, созвучны ли друг другу живописное и музыкальное полотна?
Дети отвечают.
Учитель: И композитору Мусоргскому и художнику Васнецову удалось воссоздать монументальный образ повелительницы леса – грубый, жесткий, резкий.
После “Картинок с выставки” образ злой колдуньи, которой пугают маленьких детишек, запечатлел Пётр Чайковский в своей пьесе “Баба-Яга” из “Детского альбома”.
Прослушивание “Баба-Яга” П.И. Чайковского в исполнении учащегося ДМШ.
Учитель: Схожи ли музыкальные характеристики этого персонажа у двух композиторов?
Дети отвечают.
Учитель: Сходство: быстрый темп, мелодия насыщена диссонансами, ритм острый и в тоже время “прихрамывающий”, динамика контрастная, использование выразительности регистров фортепиано. Отличие: характер Бабы-Яги Мусоргского устрашающий и зловещий (как бы картина для взрослых), а характер Бабы-Яги Чайковского – беспокойный и тревожный
(Небольшой рассказ для детей на ночь.) В результате образ не столь свиреп.
Это обусловлено замыслом композитора. Фортепианный цикл из 24 пьес “Детский альбом” написан П. И. Чайковским в 1978 году и посвящён племяннику Володе Давыдову. Весь “Детский альбом” – своеобразный музыкальный дневник “один день из жизни ребёнка”, предназначенный для домашнего музицирования.
Учитель: А в каких русских народных сказках вы встречались с Бабой-Ягой? И всегда ли наша героиня – только злая и наводит страх?
Дети отвечают.
Учитель: Есть и такие русские народные сказки, где Баба-Яга выступает, как добрый советчик и помощник. То принимает добра Молодца (испытывая его сначала загадками) и вручает ему богатые дары, чудесные предметы; то девице Василисе (нагружая её сначала непосильной работой) даёт череп с огненными глазами, которые жгучими лучами наказывают злую мачеху и ее дочерей .
Ученик читает отрывок из сказки “Василиса Прекрасная” (Последний разговор Василисы с Бабой-Ягой и возвращение домой).
Учитель: Сюжет сказки “Василиса Прекрасная” вдохновил на создание ярких полотен мастеров и знатоков фольклора: художника Илью Яковлевича Билибина и композитора Анатолия Константиновича Лядова. Как мастер ярких иллюстраций, Билибин создал целый ряд композиций к сказке и одну из них он назвал “Баба-Яга в ступе”, а Лядов, как мастер жанра миниатюры, написал картинку к русской народной сказке “Баба-Яга”, которая длится всего несколько минут.
Просмотр репродукции “Баба Яга в ступе” И. Билибина (см. Приложение 2).
Ученик: Мрачная лесная глушь. Деревьев здесь много, но все они какие-то безжизненные, мертвые. Листьев на них или совсем нет, хотя идет лето, или кое-где висят жалкие остатки высохших, порыжевших. Даже на вечнозеленых сосенках и елках – ни одной свежей хвоинки. Кора на стволах деревьев почернела, потрескалась, местами отвалилась большими кусками. Кажется, лес этот кем-то и чем-то отравлен. Только ядовитым мухоморам здесь раздолье! Вот они, нарядные, красные, усеяли всю поляну большими и малыми семьями. А самые яркие из них, прямо-таки пунцовые, – около бревна, на котором стоит с наклоном вперед, готовая взмыть ввысь, деревянная ступа, высокая и глубокая…
Учитель: Как вы думаете, на чём художник акцентирует наше внимание?
Дети отвечают.
Учитель: Обращает на себя внимание скорее не сама Баба-Яга, а та местность, где обитает злая колдунья и откуда (а может и куда) совершает свой полёт.
Программа музыкального произведения изложена самим композитором по книге неутомимого собирателя фольклора А. Н. Афанасьева “народные русские сказки”:
Ученик: “...Баба-Яга вышла во двор, свистнула, – перед ней явилась ступа с пестом и помелом. Баба-Яга села в ступу и выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает... Скоро послышался в лесу шум: деревья трещали, сухие листья хрустели”.
Прослушивание “Баба-Яга” А. К. Лядова в аудиозаписи.
Учитель: Какой состав инструментов исполняет пьесу? Какой характер раскрывается в музыке Лядова?
Дети отвечают.
Учитель: Инструменты симфонического оркестра явно изображают и хруст, и треск и шум. В то же время слышен сухой, звонкий и в то же время щелкающий звук, который создает представление о “костяной ноге”. “Нечто” проносится в быстром темпе в течение 3-х минут, то приближаясь, то удаляясь от нас, хлопая тарелками, треща ксилофоном и свистя духовыми ... Композитор с лукавой усмешкой изобразил сказочный полёт героини, избрав жанр скерцо (“шутка”).
Мы с вами познакомились с некоторыми шедеврами искусства 19 – начала 20 века, где главный герой – Баба-Яга.
Вспомните и назовите фамилии этих авторов.
Дети отвечают.
Учитель: Образ Бабы-Яги увековечен в “портретной галерее” художниками И. Билибиным, В. Васнецовым, композиторами М. Мусоргским, П. Чайковским, К. Лядовым, собирателем русского фольклора А. Афанасьевым.
А чья Баба-Яга произвела на Вас более сильное впечатление? И почему?
Обмен мнениями.
Учитель: Для закрепления вышесказанного предлагаю Вам разгадать кроссворд “Избушка”. (см. Приложение 3).
Учитель: Сегодня мы ещё раз убедились, как взаимопроникновенны между собой выразительные средства литературы, музыки, живописи. А что же киноискусство?
В кино и телевидении этот сочный персонаж также не обойден вниманием.
Главной Бабой-Ягой 20 века был………мужчина – Георгий Милляр (1903–1993) (см. Приложение 4).
Он снялся в 56 фильмах, многие из которых стали классикой и до сих пор смотрятся детьми, а в некоторых сказках у него было по два-три образа. А коронной, конечно же, стала роль Бабы-Яги, на которую пробовались многие известные актрисы. Сказка на экранах только-только зарождалась, и было трудно определиться, какой должна быть Яга: уродиной или красавицей. И режиссер далеко не сразу утвердил Милляра в этой роли. Но Милляр оказался убедителен:
Ученик: “Не женская это роль. Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? Гример только отвернется, а она тут же реснички себе подрисует. Да и физически это тяжело. А я все стерплю”.
Учитель: Известен трогательный и интересный (и, к сожалению, печальный) факт биографии актёра.
Ученик: Накануне 85-летнего юбилея Георгия Милляра пригласили выступить перед детьми в киноконцертном зале “Россия”. Он узнал, что в зале 850 мест, накупил школьных альбомов для рисования и, разрезая листы на две части, на каждой из них цветными карандашами нарисовал летящую в ступе Бабу-ягу и подписал: “С любовью, Г. Ф. Милляр”. Он говорил, что “хотел оставить подарочек каждому ребетёночку”. И нарисовал 850 картинок… Рано утром в назначенный день достал свой старенький, но аккуратненький и чистенький костюмчик, надел любимую бабочку и сел ждать звонка… Но так и не дождался… То ли концерт отменили, то ли Милляра вычеркнули из списка выступающих, но за 85-летним актером никто не приехал и даже не посчитал нужным сообщить ему о том, что все отменяется… Картинки с нарисованными Бабусями разошлись среди знакомых и соседей, а оставшиеся штук двадцать сейчас хранятся в пыльной папочке в Музее кино” [6].
Учитель: Как Вы думаете, а интересен ли фантастический образ Бабы-Яги в наше время?
Дети отвечают.
Учитель: Интересный факт.
Ученик: Будучи персонажем русских народных сказок, Баба-Яга является названием уникальной интернациональной группы, состоящей из ирландских и венгерских рок-музыкантов и четырех исполнителей русских народных песен. Это весьма необычное образование соединяет британскую поп/рок-музыку с русским фольклором. Группа играет музыку, состоящую из цельной комбинации исконно русских мотивов и песенных традиций с рок/поп звуком и гармонией.
Учитель: Современные российские композиторы, раскрывая образ злой колдуньи современными музыкальными средствами выразительности, привносят в её внешний облик черты привлекательности и озорства. А юные музыканты нашей школы не только с удовольствием исполняют музыкальные пьески, но и с увлечением иллюстрируют их на бумаге, выражая своё отношение к этому персонажу. А насколько ярко и выразительно это у них получается решать Вам.
Просмотр иллюстраций учащихся (см. Приложения 5, Приложение 6, Приложение 7) и прослушивание пьесы “Баба-Яга” любого современного композитора в исполнении учащегося ДМШ.
Учитель: Наша встреча подходит к концу. И как всегда предлагаю Вам подвести итог нашей беседе в увлекательной форме – совершить маленькое путешествие в прекрасную страну мультипликации. Обращаю ваше внимание, что фильм снят на музыку, которая звучала сегодня.
Просмотр мультфильма “Избушка на курьих ножках”.
Учитель: Вам понравился фильм? На музыку какого композитора он создан?
Дети отвечают.
Учитель: Ребята, мы с вами сегодня совершили ещё одно путешествие в удивительный сказочный мир: многогранный и противоречивый, но столь привлекательный для всех нас. Это и даёт возможность подойти к созданию портрета одного и того же фантастического персонажа Бабы – Яги с творческой оригинальностью.
Список использованной литературы:
- “30 великих художников. ТОМ30. Виктор Михайлович Васнецов” // ООО “Издательский дом “Комсомольская правда” – Группа “Сегодня” – 2010 г.
- Д.Б.Кабалевский “Как рассказывать детям о музыке” // М., “Просвещение”, 1989.
- Музыкальная литература: русская музыка 20 века: четвертый год обучения: учебное пособие / Шорникова М. – Изд.9-ое. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
- Народные русские сказки А.Н.Афанасьева в трех томах. // М., Гослитиздат, 1958.
- Осовицкая З., Казаринова А. “В мире музыки: Учеб.пособие по музыкальной литературе для преподавателей ДМШ. М.; Спб.: Музыка, 1997. – 200с”.
- Статья Татьяны Богдановой “Аргументы и Факты ” № 21 (27) от 3 ноября 2003.