Цель: формирование установок на здоровый образ жизни.
Задачи:
- закрепить знания учащихся о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них;
- дать представление о рациональном питании как составной части здорового образа жизни.
Оборудование: плакат «Если хочешь быть здоров – правильно питайся», компьютер, презентация к уроку.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Учитель.
Добрый день! А что это значит?
Значит, день был по-доброму начат,
Значит, день принесёт счастье,
Удачу и радость всем.
Принесёт нам здоровье,
Добрых дел и хороших вестей.
– Пролистаем страницы нашего журнала «Лакомств – 1000, а здоровье – одно!» (Приложение 1, слайд 1)
2. Устный журнал
– Открываем первую страницу – «Пища и человек» (Приложение 1, слайд 2)
1) Беседа:
– Что вы едите на завтрак? Завтрак должен быть
плотным, так как примерно четвёртую часть
дневной нормы калорий мы должны съесть утром. Кто
ответит, почему? (Ответы детей)
– Что едите на обед? На первое суп, щи. На второе
полезны рыба или мясо.
– Что вы едите на ужин? Ужинать нужно не позднее,
чем за два часа до сна. Это должна
быть легкоусваемая пища – желудку тоже
необходим перерыв в работе. Это могут быть
продукты из сыра, яиц, молока, овощей и фруктов
(рагу, запеканки, суфле).
В пищу человек должен использовать
разнообразные продукты растительного и
животного происхождения.
Для любого человека важно соблюдать правила поведения за столом. Напомним их вам:
1. Сиди за столом прямо, не облокачивайся на
него.
2. Ешь с закрытым ртом, не чавкай.
3. Когда ешь только вилкой, держи её в правой руке.
Если пользуешься вилкой и ножом, держи вилку в
левой руке, а нож в правой.
4. Не подноси пищу ко рту на ноже – это некрасиво и
опасно.
5. Мясные и рыбные кости, косточки от фруктов
клади на отдельную тарелку или на край своей
тарелки.
6. Не читай во время еды и не смотри телевизор. Это
отвлекает внимание, пища хуже пережёвывается и
не так хорошо усваивается организмом.
Перевернём страницу – «Витаминная»
– Дома вы должны были посмотреть в Толковом
словаре значение слова ВИТАМИН. (Приложение
1, слайд 3) Слово «витамин» происходит от
двух слов: ВИТА – жизнь, АМИН – вещество.
Витамины обозначаются буквами. А, В, С, Д и др.
– В каких продуктах витаминов больше всего? (В
овощах и фруктах)
– Без витаминов организм слабеет, люди болеют,
даже умирают.
2) Выступление витаминов
Витамин А: У вас снижается зрение? Нечётко видите предметы в вечернее время? Вам, конечно, не хватает меня. Догадались, кто я?
Витамин А: Меня можно найти в рыбьем жире, сливочном масле, моркови, салате, помидорах, икре. Я буду рад встрече с вами, ребята! (Приложение 1, слайд 4)
Витамины В1 и В2 (хором): Ну а
если вам не хватает нас – витаминов группы. В,
обращайтесь к таким продуктам, как...
В1: Хлеб, крупа, молоко, яйцо, мясо, (Приложение 1, слайд 5)
В2: Каши, творог, овощи зелёного цвета,
дрожжи. (Приложение 1,
слайд 6)
В1: Как же определить, что вам не хватает
витаминов группы В?
В2: Достаточно посмотреть на себя в
зеркало: ведь при нехватке нас у вас образуются
трещины, язвочки в уголках рта, шелушение кожи.
В1: Ребята, думаем, вы поняли как полезен
витамин. В и как вреден его недостаток.
Витамин С: А вот и я – самый популярный
витамин. Я содержусь почти во всех свежих овощах,
плодах ягодах, лимоне, капусте, картофеле, луке,
укропе. Догадались, кто я? Конечно же, Витамин С! (Приложение 1, слайд 7)
При дефиците меня ваш организм перестаёт
сопротивляться простудным и инфекционным
заболеваниям, появляются воспаление дёсен и их
кровоточивость – цинга, снижается иммунитет.
Ведь не зря ваши родители при простуде поят вас
чаем с лимоном, кормят апельсинами, мандаринами,
луком – в них моя сила!
Витамин Д: Здравствуйте, ребята! Я – редкий, но, пожалуй, один из самых важных Витаминов – Витамин Д. Меня можно найти в основном в продуктах животного происхождения: в жирном сыре и сливочном масле, в яичном желтке, в говяжьей печени, в сельди. А ещё можно встретиться летом под солнышком. (Приложение 1, слайд 8)
– Давайте поиграем.
3) Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет»
Выберите из перечисленных продуктов полезные: рыба, кефир, подсолнечное масло, морковь, лук, капуста, яблоки, груши, чипсы, пепси, фанта, жирное мясо, торты, «сникерс», шоколадные конфеты, сало, сухарики.
– Да, вы правы, нельзя есть чипсы, пить газированную воду, так как это всё продукты, содержащие различные химические соединения, разрушают наш организм. Что бы быть здоровым, нужно питаться правильно, есть продукты содержащие витамины, клетчатку, минеральные вещества, кальций, йод.
Физминутка
Упражнение для улучшения пищеварения «Скульптор» (Приложение 1, слайды 9-10)
Погладить живот по часовой стрелке, пощипывая, похлопывая кулаком или ребром ладони. С левой стороны пальцем нажимаем глубоко, проверяем готовность «глины» (воздействуем на сигмовидную кишку)
Учитель: Прочитаем хором название третьей страницы «Загадки»
– Что мы выращиваем на пришкольном участке?
В ходе действия овощи по очереди появляются из-за ширмы.
Я и репчатый, и зелёный, Я и сушёный, и солёный Как приправа к блюдам Я полезен людям. (Лук) (Приложение 1, слайд 11) |
|
Круглая я, словно шарик Меня на вкус все уважают, Добавляют в винегрет: Полезней ... в мире нет. (Свекла) (Приложение 1, слайд 12) |
|
Сам – алый, сахарный, Кафтан – зелёный, бархатный. (Арбуз) (Приложение 1, слайд 13) |
|
Пушистый и зелёный хвост На грядке горделиво рос. Ухватился Ваня ловко – Вылезай на свет… (Морковка) (Приложение 1, слайд 14) |
|
Меня, единственного в мире, Не просто варят, а в мундире. Честь мундира берегу – Служу людям, как могу. (Картофель) (Приложение 1, слайд 15) |
|
Белобока, круглолица, Любит вдоволь пить водицу. У неё листочки с хрустом. А зовут её … (капустой) (Приложение 1, слайд 16) |
Наша четвёртая страница – «Закончите пословицы»
- В здоровом теле... (здоровый дух).
- Богатство – на месяц, здоровье... (на всю жизнь).
- Береги платье снову, а … (здоровье смолоду).
- Здоровье дороже (денег).
- Моё здоровье… (в моих руках).
- Здоров будешь … (всё добудешь).
Пятая страница – «Окажи помощь»
Если с кем-то вдруг беда,
Знаю, чем помочь всегда.
Первая помощь при отравлениях. При отравлениях испорченными продуктами (могут возникнуть головные боли, тошнота, рвота, боли в животе, общая слабость) необходимо: дать выпить пострадавшему 3-4 стакана воды или розового раствора марганцовокислого калия с последующим вызовом рвоты; повторять промывание 2-3 раза; дать пострадавшему активированный уголь (таблетки); напоить пострадавшего тёплым чаем; уложить и тепло укрыть пострадавшего; при нарушении дыхания и остановке сердечной деятельности приступить к проведению искусственного дыхания и наружного массажа сердца; доставить пострадавшего в медпункт.
Незаметно мы дошли до последней страницы нашего журнала – «Золотые правила питания» (Приложение 1, слайд 17)
Главное – не переедайте. Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма. Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать. Пренебрежение правилам приёма пищи может стать причиной различных болезней желудка, печени, кишечника. Пагубная привычка есть наспех, кое-как пережёвывая пищу, не ощущая вкуса и не получая удовольствия от еды, наносим вред здоровью.
Делаем вывод: какое питание считается здоровым? Здоровое питание – одно из основ здорового образа жизни. Нужно научиться выполнять правило здорового питания: «Нужно есть то, что требуется моему организму, а не то, что хочу, есть я». (Приложение 1, слайд 18)
Каждый твёрдо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься!
Список литературы: Здоровый образ жизни//Журнал «Завуч начальной школы» – 2008 год. – № 5, 7.