Урок по природоведению "Откуда берутся снег и лед". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • познакомить со свойствами льда и снега;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • обучать работать детей в микрогруппах.

Оборудование:

  • конверт с загадками;
  • мультимедийная установка;
  • форма для льда;
  • лед, снег в лотках;
  • листы цветной бумаги;
  • сигнальные карточки (светофорчики);
  • сосулька, тарелка со снегом;
  • музыкальная запись мелодии.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Сегодня у нас необычный урок, к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем.

2. Новая тема. Вступительная беседа

– Ребята, к нам сегодня в гости пришёл чудо-человек. А кто он вы узнаете, отгадав загадку.

Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки,
Руки – сучки.
Холодный, большой –
Кто я такой?  (Снеговик)

– Правильно, это снеговик. А посмотрите, что это у него в руках? (Конверт)
– А в конверте?
– А в конверте у него загадки. Попробуем их отгадать?

1) Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось –
С неба на нас свалилось. (Снег)

– Правильно – это снег.

2) Прозрачен как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед)

– Правильно, это лёд.

– Уже конец зимы, вы все видели в природе и снег и лед, а задумывались ли вы, откуда берётся снег и лед?

– Сегодня мы и поговорим об этом.

3. Практическая работа

– И начнем мы нашу работу с исследования. Работать будем в группах (рассадить детей по группам – 4 человека).
– Каждая группа – это научная лаборатория. Целью исследования каждой будут исследование свойств льда и снега.

У детей на столах стоят кюветы с пробирками снега и кусочками льда, кусочки цветной бумаги, салфетки.

– Группы с синими снежинками исследуют цвет снега и льда, а группы с белыми снежинками исследуют прозрачность снега и льда. Все ваши исследования мы будем заносить в таблицу. Работать вы будете 2 минуты. Ответственные научные сотрудники в каждой группе будут давать ответ.

– Как и любая научная работа, ваша будет ограничена временем, как только вы услышите сигнал колокольчика, должна наступить тишина и будем выслушивать ваши ответы.

(Дети работают в группах, обсуждают. Учитель ходит, контролирует, направляет)

– А теперь давайте проверим ваши исследования.
– Итак, какой же цвет у снега и льда?
– Как доказали? (Снег белый, через него ничего не видно, а лёд – бесцветный – положили полоску цветную и через неё стало нам всё видно)
– Согласны ли остальные две группы?

– Давайте теперь поговорим о прозрачности льда и снега.
– Как доказали, согласны ли вы с этим заключением?

– Вы замечательно поработали, я видела, как группа изучала так…
– Но я как главный научный сотрудник в нашей лаборатории тоже открыла одно свойство. Сейчас я вам его продемонстрирую.
(Беру сосульку и ломаю её.)
– Как бы вы назвали это свойство льда? (Ответы детей)
– В науке принято говорить, что лёд хрупкий.

– А можно ли сказать, что снег хрупкий? (Беру тарелку, рыхлю палочкой снег). Его можно сломать?
– Мы можем сказать, что снег – рыхлый.

– Сколько мы свойств открыли. А ответили мы на наш главный вопрос урока?
– А какой вопрос был у нас? (Откуда берется снег и лёд)

4. Беседа о том, откуда берется снег и лёд

– А как вы думаете откуда он берётся?
– А как доказать?
– По-моему, доказательства у вас на партах. Снег и лед при таянии превращаются в воду. Снег и лед – это твердое состояние воды.
– Где вы видели лёд?
– Можно ли дома увидеть лед?
– Как в домашних условиях воду можно превратить в лёд? (Поставить воду в морозильную камеру)
– Давайте обратимся к нашему учебнику на странице 49, внизу. Дома можно наполнить форму для льда вожжой и поставить в морозильную камеру.

5. Физминутка

Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в сторону)
Во дворе у снежной Бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают шуточный нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится,
(Дети кружатся)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движение руками, садятся на корточки)

6. Закрепление

– А когда из воды образуется снег? (Зимой)
– А где? Давайте прочитаем правильный, научный ответ в книге на странице 49, сверху. (Снежинки образуются высоко в небе, в облаках.)
– Снежинки образуются высоко над землёй в облаках. Когда их скапливаются в облаке очень много, они не могут удержаться высоко в небе и падают на землю.
– И уже на земле мы можем полюбоваться их красотой. Нам на уроке тоже можно полюбоваться красотой этих снежинок.

– Обратите внимание, что у всех снежинок 6 лучиков. Но они почти не повторяются по форме.
– А как вы думаете, почему в мороз у нас снег под ногами хрустит? (Ломаются лучики)
– Я вам сейчас хочу предложить послушать стихотворение Константина Бальмонта «Снежинка».

Ученица читает стихотворение.

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!

Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.

Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.

Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.

Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.

Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!

– Вот как поэт своими словами изобразил снежинку.
– А вы не хотите сами попробовать нарисовать свои снежинки?
– Откройте свои рабочие тетради на с.20. А каким цветом вы будете дорисовывать снежинку?
– Я у вас соберу тетрадочки и получу огромное удовольствие, когда буду рассматривать ваши снежинки, а ещё большее удовольствие получу, если вы правильно сделаете задание № 1. Соединить свойства льда и снега.

7. Проверка знаний

– Сегодня на уроке вы были и учеными и художниками, а теперь предлагаю вам побыть учителями. (Работа с сигналами светофорчика)
– Я написала небольшую работу, вам предлагаю проверить. Я буду читать предложения, если вы с ними согласны,  то вы показываете зелёный кружочек, идем дальше, а если вы не согласны, то показываете красный цвет, остановится надо и сказать правильный ответ. Приготовились?

– Снег при таянии превращается в воду (Да)
– Если вода замерзнет, она превращается в лёд (Да)
– Снег бесцветный (Нет)
– Лёд прозрачный (Да)
– У снежинки 5 лучей (Нет)
– Снег рыхлый (Да)
– Лёд хрупкий (Да)
– Все снежинки одинаковые (Нет)

8. Итог урока

– Ребята, вам понравился урок?
– Что нового узнали?
– В учебнике есть загадки, если вы хотите, можете дома их отгадать и даже нарисовать отгадки в рабочих тетрадях.