Цели урока:
- познакомить со свойствами льда и снега;
- развивать творческие способности учащихся;
- обучать работать детей в микрогруппах.
Оборудование:
- конверт с загадками;
- мультимедийная установка;
- форма для льда;
- лед, снег в лотках;
- листы цветной бумаги;
- сигнальные карточки (светофорчики);
- сосулька, тарелка со снегом;
- музыкальная запись мелодии.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Сегодня у нас необычный урок, к нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем.
2. Новая тема. Вступительная беседа
– Ребята, к нам сегодня в гости пришёл чудо-человек. А кто он вы узнаете, отгадав загадку.
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки,
Руки – сучки.
Холодный, большой –
Кто я такой? (Снеговик)
– Правильно, это снеговик. А посмотрите,
что это у него в руках? (Конверт)
– А в конверте?
– А в конверте у него загадки. Попробуем их
отгадать?
1) Одеяло белое
Не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось –
С неба на нас свалилось. (Снег)
– Правильно – это снег.
2) Прозрачен как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед)
– Правильно, это лёд.
– Уже конец зимы, вы все видели в природе и снег и лед, а задумывались ли вы, откуда берётся снег и лед?
– Сегодня мы и поговорим об этом.
3. Практическая работа
– И начнем мы нашу работу с
исследования. Работать будем в группах
(рассадить детей по группам – 4 человека).
– Каждая группа – это научная лаборатория. Целью
исследования каждой будут исследование свойств
льда и снега.
У детей на столах стоят кюветы с пробирками снега и кусочками льда, кусочки цветной бумаги, салфетки.
– Группы с синими снежинками исследуют цвет снега и льда, а группы с белыми снежинками исследуют прозрачность снега и льда. Все ваши исследования мы будем заносить в таблицу. Работать вы будете 2 минуты. Ответственные научные сотрудники в каждой группе будут давать ответ.
– Как и любая научная работа, ваша будет ограничена временем, как только вы услышите сигнал колокольчика, должна наступить тишина и будем выслушивать ваши ответы.
(Дети работают в группах, обсуждают. Учитель ходит, контролирует, направляет)
– А теперь давайте проверим ваши
исследования.
– Итак, какой же цвет у снега и льда?
– Как доказали? (Снег белый, через него ничего
не видно, а лёд – бесцветный – положили полоску
цветную и через неё стало нам всё видно)
– Согласны ли остальные две группы?
– Давайте теперь поговорим о
прозрачности льда и снега.
– Как доказали, согласны ли вы с этим
заключением?
– Вы замечательно поработали, я видела,
как группа изучала так…
– Но я как главный научный сотрудник в нашей
лаборатории тоже открыла одно свойство. Сейчас я
вам его продемонстрирую.
(Беру сосульку и ломаю её.)
– Как бы вы назвали это свойство льда? (Ответы
детей)
– В науке принято говорить, что лёд хрупкий.
– А можно ли сказать, что снег хрупкий? (Беру
тарелку, рыхлю палочкой снег). Его можно
сломать?
– Мы можем сказать, что снег – рыхлый.
– Сколько мы свойств открыли. А ответили
мы на наш главный вопрос урока?
– А какой вопрос был у нас? (Откуда берется снег
и лёд)
4. Беседа о том, откуда берется снег и лёд
– А как вы думаете откуда он берётся?
– А как доказать?
– По-моему, доказательства у вас на партах. Снег и
лед при таянии превращаются в воду. Снег и лед –
это твердое состояние воды.
– Где вы видели лёд?
– Можно ли дома увидеть лед?
– Как в домашних условиях воду можно превратить
в лёд? (Поставить воду в морозильную камеру)
– Давайте обратимся к нашему учебнику на
странице 49, внизу. Дома можно наполнить форму для
льда вожжой и поставить в морозильную камеру.
5. Физминутка
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в сторону)
Во дворе у снежной Бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают шуточный нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится,
(Дети кружатся)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движение руками, садятся на корточки)
6. Закрепление
– А когда из воды образуется снег? (Зимой)
– А где? Давайте прочитаем правильный, научный
ответ в книге на странице 49, сверху. (Снежинки
образуются высоко в небе, в облаках.)
– Снежинки образуются высоко над землёй в
облаках. Когда их скапливаются в облаке очень
много, они не могут удержаться высоко в небе и
падают на землю.
– И уже на земле мы можем полюбоваться их
красотой. Нам на уроке тоже можно полюбоваться
красотой этих снежинок.
– Обратите внимание, что у всех снежинок
6 лучиков. Но они почти не повторяются по форме.
– А как вы думаете, почему в мороз у нас снег под
ногами хрустит? (Ломаются лучики)
– Я вам сейчас хочу предложить послушать
стихотворение Константина Бальмонта «Снежинка».
Ученица читает стихотворение.
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нём, лелеющем,
Светло качается.Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда кристальная.Лежит пушистая
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
– Вот как поэт своими словами изобразил
снежинку.
– А вы не хотите сами попробовать нарисовать
свои снежинки?
– Откройте свои рабочие тетради на с.20. А каким
цветом вы будете дорисовывать снежинку?
– Я у вас соберу тетрадочки и получу огромное
удовольствие, когда буду рассматривать ваши
снежинки, а ещё большее удовольствие получу, если
вы правильно сделаете задание № 1. Соединить
свойства льда и снега.
7. Проверка знаний
– Сегодня на уроке вы были и учеными и
художниками, а теперь предлагаю вам побыть
учителями. (Работа с сигналами светофорчика)
– Я написала небольшую работу, вам предлагаю
проверить. Я буду читать предложения, если вы с
ними согласны, то вы показываете зелёный
кружочек, идем дальше, а если вы не согласны, то
показываете красный цвет, остановится надо и
сказать правильный ответ. Приготовились?
– Снег при таянии превращается в воду (Да)
– Если вода замерзнет, она превращается в лёд (Да)
– Снег бесцветный (Нет)
– Лёд прозрачный (Да)
– У снежинки 5 лучей (Нет)
– Снег рыхлый (Да)
– Лёд хрупкий (Да)
– Все снежинки одинаковые (Нет)
8. Итог урока
– Ребята, вам понравился урок?
– Что нового узнали?
– В учебнике есть загадки, если вы хотите, можете
дома их отгадать и даже нарисовать отгадки в
рабочих тетрадях.