Цель урока: Развить понятие “размножение”. Сформировать понятие о митозе как об универсальном способе, сохраняющем постоянство числа хромосом в клетке.
Оборудование: презентация “Синтез белка” и “ Деление клетки. Митоз”, тестовые задания по подготовке к ЕГЭ.
Формируемые и развиваемые понятия: митоз; жизненный цикл клетки, интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, редупликация.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания:
Опрос индивидуальный по карточкам:
Карточка.
– (Репродуктивный.) Из чего состоят белки? Что такое аминокислота?
– (Продуктивный.) Что такое транскрипция? Где она происходит?
– (Продуктивный.) Что такое трансляция? Где она происходит?
– (Творческий.) Может ли существовать клетка, не способная к
самостоятельному синтезу веществ? Ответ поясните.
– (Творческий.) Как и почему в различных клетках какого – либо организма
“ работает” только часть генов?
Фронтальный опрос:
- Дать определение гена.
- Генетический код– это?
- Триплетом называется.
- Кодон это?
- Антикодон это?
- Дать определение понятиям траскрипция и трансляция.
Подведение итога работы с терминами (+; -).
Работа с интерактивной доской.
Тестовый опрос для вовлечения учащихся в работу:
Задание: Установите последовательность этапов синтеза белка:
А) Попадание фрагмента и-РНК в участок центра рибосомы;
Б) Присоединение т-РНК с аминокислотой к соответствующему кодону и-РНК в участке
центра рибосомы;
В) Перемещение т-РНК с растущим белком в участок рибосомы;
Г) Транскрипция;
Д) Удлинение полипептидной цепи на одну аминокислоту;
Е) Присоединение аминокислот к соответствующим т-РНК
Ответ: Г Е А Б Д В. Процесс начинается с транскрипции с Г, буквами зашифрована трансляция: Е А Б Д В происходит в цитоплазме клетки.
Опрос индивидуальный у доски:
- Генетический код.
- Процесс транскрипции (написать процессы в ядре клетки).
- Трансляция(написать процессы в цитоплазме клетки).
Подведение итога .
Вывод: Синтез белка сложный и важный процесс ассимиляции в клетке. Он включает в себя два процесса – транскрипцию и трансляцию. Транскрипция – идет в ядре, считывается информация с ДНК о последовательности нуклеотидов, на и-РНК. Затем процесс трансляции переходит в цитоплазму, где последовательность нуклеотидов и-РНК переводится в последовательность аминокислот синтезируемого белка.
2. Новая тема.
Ребята подумайте: в чем заключается смысл нашей жизни?
Смысл существования вообще белковых тел на нашей планете? (В воспроизведении себе подобных, в сохранении вида.) То есть в размножении. Прочитайте внимательно тему урока и попытайтесь сформулировать цель нашего занятия.
Слайд 1. Цель урока: познакомиться с важнейшим свойством живых организмов – размножением. Изучить основной способ деления клетки – митоз и его фазы.
Объяснение новой темы: Размножение – одно из основных свойств живой материи. К размножению способны все живые организмы без исключения.
Размножение – воспроизведение себе подобных, позволяет сохранятся всем видам бактерий, грибов, растений и животных.
Способы размножения у различных организмов могут сильно отличаться друг от друга, но в основе любого вида размножения лежит деление клеток.
Слайд 2. Размножение грибов, дрожжей
Слайд 3. Размножение водоросли, плеврококка (делением пополам в благоприятное время года и образованием спор при понижении температуры).
Слайд 4. Размножение амебы.
Деление клеток происходит не только при размножении организмов, как у одноклеточных. Развитие многоклеточного организма из одной клетки включает миллионы делений. Продолжительность жизни многоклеточного организма превышает время жизни большинства составляющих его клеток. Поэтому почти все клетки должны делиться, чтобы заменять погибающие клетки. Интенсивное деление клеток необходимо и при ранениях организмов, когда нужно восстановить поврежденные органы и ткани.
Основным способом деления клетки является – митоз. Такой способ деления у всех соматических клеток в организме кроме половых.
Слайд 5. Митоз от греческого – милоз, нить, что обозначает непрямое деление, основной способ деления эукариотических клеток. В 1874 году И.Д Чистяков описал ряд стадий (фаз) в спорах плаунов, еще не ясно представляя их последовательность.
Слайд 6. Далее Э.Страсбургером на растениях в 1876–79 г.г
Слайд 7. И В. Флемингом на животных 1882 г.
Митоз включает в себя ряд последовательных фаз, в результате которых делится ядро, а затем деление цитоплазмы. В результате получаются две абсолютно одинаковые клетки с набором хромосом, идентичным набору родительской клетки. Последовательность всех процессов , происходящих в клетке с момента ее возникновения в результате митоза до последующего деления или гибели, называется жизненным циклом клетки. Часть жизненного цикла клетки от ее возникновения и до начала следующего деления называется интерфазой.
Слайд 8. В интерфазу происходит подготовка к делению.
Слайд 9. Редупликация ДНК. Удвоение ДНК, после которого каждая хромосома состоит из двух идентичных половинок – хроматид. При редупликации Н- связи между комплиментарными , азотистыми основаниями А= Т, Ц =Г разрываются специальным ферментом.
Нити ДНК расходятся и к каждому нуклеотиду обеих нитей подстраиваются, комплиментарные нуклеотиды.В результате возникают две двойные спирали ДНК, копии “ материнской” молекулы и вновь синтезируемой нити. Затрачивается АТФ.
А также увеличивается число митохондрий, запасание АТФ, для последующего деления и удвоения числа центриолей.
Слайд 10. Профаза.
Ядро увеличивается в объеме, хромосомы скручиваются (спирализуются), становятся видны. Центриоли расходятся к полюсам (в животной клетке), формируется веретено деления. Исчезает ядрышко, ядерная оболочка.
Слайд 11. Метафаза.
Каждая хромосома состоит из двух одинаковых – хроматид. Они соединены между собой в области центромеры. Хромосомы располагаются в экваториальной полости клетки. Нити веретена деления . идущие от центриолей, прикрепляются к каждой хромосоме в области ценромеры.
Слайд 12. Анафаза.
Дочерние хроматиды отделяются друг от друга и расходятся к полюсам клетки. Нити веретена деления укорачиваются и тащат хроматиды к полюсам клетки.
Слайд 13. Телофаза.
Хроматиды достигают полюсов клетки и раскручиваются. Вокруг них вновь формируются ядерные оболочки, оформляются два ядра. Одновременно с этим происходит деление цитоплазмы, органоиды распределяются между двумя клетками. И, наконец, две одинаковые клетки отделяются друг от друга.
Слайд 14. Биологическое значение митоза – деление соматических клеток в организме, увеличение числа клеток кроме нейронов и строго одинаковом распределении между дочерними клетками материала цитоплазмы и ядра
Процесс деления длится от начала профазы до конца телофазы 1–2 часа, каждая из этих фаз продолжается 15–20 минут. Интерфаза у многоклеточных организмов длится гораздо дольше. Есть клетки нейроны, которые вообще не способны к делению и выполняют свои функции от рождения до смерти.
3. Закрепление.
- В чем биологическое значение митоза? (Деление соматических клеток, увеличение числа клеток.)
- Какие фазы включает в себя митоз? (ПМАТ)
- Что такое редупликация ДНК? (Дроцесс удвоения ДНК.)
- Что происходит в интерфазу для подготовки деления клетки? (Подготовка к делению начинается с редупликации ДНК.)
- В какой фазе происходит деление цитоплазмы клетки? (В телофазе.)
Тест подготовки к итоговой аттестации по теме: “Митоз”.
1. Отметьте неверный ответ.
Прививки используют для размножения растений, так как:
а) это более быстрый способ, чем выращивание из семян;
б) при этом сохраняется желаемый набор признаков;
в) образующиеся растения сочетают в себе признаки обоих родителей.
2. Что такое клеточный, или жизненный, цикл клетки?
а) жизнь клетки в период ее деления;
б) жизнь клетки от деления до следующего деления или до смерти;
в) жизнь клетки в период интерфазы.
3. Митоз – это основной способ деления:
а) половых клеток;
б) соматических клеток;
в) а + б.
4. В профазе митоза происходит:
а) удвоение содержания ДНК;
б) синтез ферментов, необходимых для деления клетки;
в) спирализация хромосом.
5. В анафазе митоза происходит расхождение:
а) дочерних хромосом;
б) гомологичных хромосом;
в) негомологичных хромосом;
г) органоидов клетки.
6. В какой из фаз митоза происходит утолщение (спирализация) хромосом, исчезает ядрышко, распадается ядерная оболочка, расходятся к полюсам центри-оли и образуется веретено деления?
а) анафазе;
б) телофазе;
в) профазе;
г) метафазе.
7. Хромосомы расположены в одной плоскости в центре клетки (на экваторе). К каждой из них в области центромеры присоединены с двух сторон нити веретена. Это характерно для фазы митоза:
а) профазы;
б) метафазы;
в) анафазы;
г) телофазы.
8. Репликация происходит в
а) профазе;
б) метафазе;
в) интерфазе;
г) телофазе.
9. Деление центромер и расхождение хроматид к полюсам клетки происходит в:
а) профазе;
б) метафазе;
в) анафазе;
г) телофазе.
10. Биологическое значение митоза заключается в:
а) строго одинаковом распределении между дочерними клетками материала
цитоплазмы и ядра
б) увеличении числа клеток
в) а + б
Ответы к тесту: 1– в; 2– б; 3– б; 4– в; 5– а; 6– в; 7– б; 8–в; 9–в; 10–в.
Проверить тесты. Критерии оценки 100%–85% – 5, 84–75% – 4, 74–50% – 3, 49% –2.
4. Домашнее задание.
Параграф 2.14 Повторить главу 2 Подготовиться к обобщению знаний. Задание по Р.Т 95.Рисунок и характеристика процесса