Образовательные задачи:
- Обучающая: познакомить учащихся с устройством и убранством юрты как одного из древнейших видов передвижного жилища казахов, приспособленного к кочевому образу жизни; отрабатывать практические навыки изображения подвесной сумы с применением знаний линейной перспективы.
- Воспитательная: нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание на примере изучения устройства и убранства казахского национального жилища – юрты; воспитание уважения к культуре других народов.
- Развивающая: расширять интеллектуальный кругозор; развивать навыки композиционного построения и работы с гуашевыми красками; формировать интерес к обычаям и традициям казахского народа; развивать наблюдательность, зрительную память и творческие способности учащихся.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, обсуждения с целью обобщения, систематизации полученной учебной информации, самостоятельной работы.
Зрительный ряд:
- Иллюстрации национальных типов жилищ.
- Иллюстрации с изображением предметов убранства юрты.
- Иллюстрации с изображениями подвесной сумы для хранения посуды – аяк кап.
- Этапы изображения подвесной сумы.
- Образцы рисунков учащихся.
Видеоряд:
- Презентация “Юрта”.
Материалы: белая бумага, карандаш.
Ход урока
I. Организационный этап.
Подготовка учащихся к работе на уроке.
Организация внимания.
Ознакомление учащихся с темой и задачами урока.
II. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов.
1. Вводная беседа.
Разные народы жили и живут в разных частях нашей планеты. Для представителя любого народа нет более почитаемого места, чем родной дом, жилище. Вид и форма жилища у разных народов сильно отличаются.
– Какие национальные жилища вы знаете, и какие народы в них проживают? (Юрта – кочевники Центральной Азии, изба – жители России, вигвам – индейцы Америки, яранга – жилище эскимосов…)
2. Обзорное знакомство с национальными жилищами народов мира. Просмотр слайдов на интерактивной доске с элементами беседы и комментариями учителя.
Сейчас мы просмотрим слайды и ответим на вопрос, какие еще национальные жилища существуют в мире.
Изба́ – деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России, Украины, Белоруссии. В степных, богатых глиной областях вместо изб строили мазанки (хаты).
Яра́нга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России. В плане обычно представляет собой круг. Каркас и конический купол яранги собираются из лёгких деревянных шестов, после чего покрываются оленьими шкурами.
Вигвам – жилище лесных индейцев Северной Америки, имеет куполообразную форму. При сооружении вигвама индейцы втыкают в землю по кругу или овалу гибкие стволы деревьев, сгибая концы их в свод. Остов вигвама покрывают ветками, корой, циновками или шкурами.
Типи – более мобильное, чем вигвам, переносное жилище кочевых индейцев Великих равнин и Центральной Америки. Представляет собой конусообразный шалаш – каркас из жердей покрывают шкурами бизонов или оленей.
Иглу – дом из снежных глыб, обычно куполообразный, который строят эскимосы Канады и Гренландии на зимних стоянках. Вход в иглу – через отверстие в полу, к которому ведет коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола. Если снег неглубок, вход делают в стене, а перед ним тоже строят коридор из снежных плит.
Хижина – жилище в джунглях бразильской амазонии, сделанная из соломы и поставленная на стойки.
Хоган – основное традиционное жилище народа навахо (Северная Америка). Традиционный хоган имеет круглое сечение и коническую форму, однако сейчас всё чаще встречается квадратный хоган. Дверь обычно направлена на восток – считается, что, входя через неё, солнце приносит удачу.
Пальоса (Испания) – дом из камня, высотой 4–5 метров, круглого или овального сечения, с конической крышей из соломы на деревянном каркасе, одна входная дверь, окна отсутствовали вообще или имелось лишь небольшое оконное отверстие.
3. Обобщение.
– Сделайте вывод: от чего зависит форма и вид жилища? (Это связано с природными условиями, особенностями ландшафта, наличием строительных материалов, а также с национальными обычаями и традициями народа.)
III. Усвоение новых знаний.
Сегодня мы более подробно познакомимся с устройством и внутренним убранством переносного жилища азиатских кочевников – юртой.
Просмотр презентации “Юрта” <Презентация. ppt>
IV. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Беседа по вопросам:
1. Что такое юрта? (Переносное жилище у азиатских кочевников.)
2. В чем особенности казахского национального жилища? (Юрта легко собирается и разбирается, она удобно перевозится колесным транспортом и вьюком, сохраняет прохладу в знойные дни, надежно укрывает от пронзительных ветров. Юрту обычно могут установить 2–3 человека в течение одного часа. Все это делает юрту уникальным видом жилища.)
3. Назовите основные материалы, служащие для изготовления юрты. (Дерево, войлок.)
4. Назовите элементы, составляющие остов юрты. (Сыкырлаук, шанырак, кереге, уык.)
5. Какой из элементов остова юрты изображен на Гербе Казахстана? (Шанырак.)
6. Перечисли детали убранства юрты. (Деревянная мебель: кровать (тосекагаш), хранилища продуктов (кебеже), сундуки для вещей (сандык); набор кожаной и деревянной посуды: для кумыса – саба, торсык, его распития – ожау, шара; войлочные ковры: сырмаки, текемы, тускиизы; сумки для хранения вещей – керме, посуды – аяк кап.)
7. Из каких материалов изготавливали предметы убранства юрты? (Дерево, кожа, войлок.)
V. Выполнение практической работы. Изображение подвесной сумки – аяк кап.
1. Просмотр изображения подвесной сумы с комментариями учителя.
Среди множества предметов внутреннего убранства юрты выделяются сумки аяк – кап <Рисунок 9>. Аяк кап обычно размещался в хозяйственной части юрты – направо от входа. Эта войлочная или ковровая сумка для утвари часто имеет закругленную нижнюю часть, обшитую бахромой и кружевом ручного плетения. Украшения на сумке – аппликации из красного или чёрного бархата и многокрасочные вышивки с национальным орнаментом. Верх сумки снабжается клапаном треугольной формы с узором, состоящим из сходных элементов, не повторяющих, а развивающих тему основной композиции. Построение узора всегда подчеркивает форму вещи.
2. Работа по таблице “Этапы изображения подвесной сумы” (учебник для 5 класса общеобразовательных школ Республики Казахстан издательства “Атамура”, стр. 91).
3. Выполнение практической работы. Построение изображения подвесной сумы (этапы 1,2).
VI. Просмотр и анализ работ учащихся. Подведение итогов урока.
VII. Инструктаж по выполнению домашнего задания.
1. Работа по учебнику (учебник для 5 класса общеобразовательных школ Республики Казахстан издательства “Атамура”, стр. 85–88).
2. Завершение работы в цвете (учебник для 5 класса общеобразовательных школ Республики Казахстан издательства “Атамура”, стр. 91, этапы 3, 4).