Цель урока: Создание содержательных и организационных условий для изучения учащимися основных событий процесса образования СССР.
Задачи урока:
- Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению знаний по теме “Образование СССР”; используя информационно-компьютерную технологию, способствовать формированию у учащихся представления об основных особенностях процесса образования СССР;
- Содействовать развитию мыслительных операций – анализ, сравнение, обобщение, развитию умений выделять главное в познавательном объекте, совершенствованию навыков самостоятельной работы с историческим документом;
- Способствовать становлению гражданского самосознания школьников.
Тип урока: урок новых знаний.
Оборудование:
- Мультимедиааппаратура.
- Мультимедийный учебник: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина “История России: XX век”, М., Клио Софт, CD 3.
- Учебная презентация.
- Фрагменты исторических документов.
Структура урока:
- Вводное слово учителя. Коллективное целеполагание.
- Актуализация знаний учащихся.
- Введение нового материала.
- Первичное закрепление полученных знаний.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Содержание урока |
Вводное слово
Постановка учебного задания, мотивация изучения темы урока
Постановка задачи
Контроль выполнения Сообщение о различных подходах к принципам объединения
Постановка учебного задания
|
Коллективное целеполагание
Коллективное собеседование
Эвристическая беседа
Просмотр фильма Индивидуальная работа в тетрадях
Коллективная работа класса
Просмотр фильма Индивидуальная работа в тетрадях
Эвристическая беседа
Рефлексия
|
1. Вводное слово учителя. Коллективное
целеполагание. (Слайд 1). Союз Советских Социалистических Республик – так называлось государство, существовавшее на политической карте мира в течение почти 70 лет. Это была мощная сверхдержава, объединявшая нации и народности, проживающие сегодня на территории новых государственных образований. Можно сказать, что все мы родом из СССР, и это обстоятельство вновь и вновь заставляет нас возвращаться к страницам советской истории, по-новому вглядываясь в их особенности, в происходившие в те годы события. Предлагаю вам самостоятельно сформулировать цель нашего урока и предложить пути ее достижения. После обсуждения предложений учащихся формулируется цель урока: познакомиться с особенностями процесса образования СССР. (Слайд 2). Далее коллективно составляется план изучения темы, который в конечном итоге может иметь следующий вид:
Сегодняшние оценки событий начала 20-х гг, связанных с образованием СССР, отнюдь неоднозначны. Плюрализм мнений позволяет нам более объективно проанализировать многие явления и процессы, сформировать собственное отношение к ним. В конце урока нам предстоит познакомиться с различными точками зрения на процесс образование единого государства и попытаться дать свою оценку происходившим событиям. Но прежде предлагаю вспомнить, что нам уже известно о национальной политике большевиков: 2. Актуализация знаний учащихся. Как предполагала программа РСДРП решение национального вопроса? Какие первые документы Советской власти по национальному вопросу мы уже изучили? (Слайд 3)
Какие принципы национальной политики были заложены в этих документах?
Как развивались национальные отношения в 1917-1921 гг? (Слайд 4). Для работы на уроке нам необходимо также вспомнить определения понятий
3. Введение нового материала. А) Определяя план нашего урока, вы предложили выяснить: были ли предпосылки для объединения? (Слайд 5).
Учащиеся предлагают свои версии, верные формулируются и записываются в тетрадь
(Демонстрация фрагмента мультимедийного учебника “История России. XX век”.) После просмотра – проверка записанных предпосылок, обсуждение поставленного задания. Б) Мировая история еще не знала примеров опыта построения единого многонационального государства на принципах равноправия наций, существовавшие империи возникли как государства господства одной нации и угнетения других. (Слайд 6). В августе 1922 г. Оргбюро ЦК РКП(б) сформировало комиссию для подготовки проекта объединения республик в единое государство, возглавил ее И.В. Сталин, которая к сентябрю такой проект подготовила. С ним не согласился и внес другие предложения о принципах объединения В.И. Ленин.
Учащиеся изучают предложенные документы (прилагаются), затем учитель организует обсуждение поставленного задания. В ходе беседы идет работа с понятием “автономизация”. В) Учитель сообщает о победе ленинской точки зрения и предлагает посмотреть фрагмент мультимедийного учебника о событиях, связанных непосредственно с созданием союзного государства. (Слайд 7).
(Демонстрация фрагмента мультимедийного учебника “История России. XX век”) 4. Первичное закрепление полученных знаний. (Слайд 8).
Учащимся предлагаются фрагменты из исторических изданий разных лет (прилагаются), организуется обсуждение поставленного задания. (Слайд 9).
Учитель оценивает работу класса в целом и отдельных учащихся, дает домашнее задание. (Слайд 10). Домашнее задание: Учебник: Кацва Л.А. “История России. Советский период. 1917–1941”, Мирос-Антиква, М., 2002 – § 22, вопросы на с. 232 |