Пояснительная записка к дополнительной образовательной программе творческого объединения «Художественная обработка древесины»
Среди художественных работ в нашей стране самой распространенной и любимой в народе издавна была резьба по дереву и мозаика.
Мозаика по дереву - один из видов декоративно-прикладного искусства, обладающий сильным эстетическим воздействием. Декоративные качества древесины позволяют создавать мозаики широкого диапазона, от небольших сувениров и украшений на мебели до монументальных панно.
Так же богато и разнообразно по своим возможностям и искусство резьбы по дереву. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда — прялки, швейки, вальки. Яркостью образов, меткой наблюдательностью, тонким юмором и подлинной красотой отличаются народные деревянные игрушки.
Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании бытовых декоративных изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранятся в музеях нашей страны.
Искусство художественной обработки дерева, имеющее в нашей стране глубокие традиции, широко развивается в краях и областях. Изучение курса художественной обработки древесины позволяет молодежи приобрести общетрудовые и частично специальные знания, а также обеспечит ей интеллектуальное, этическое и эстетическое развитие. Данные цели могут быть достигнуты если необходимое внимание будет уделено качественному выполнению работ и готовности к самообразованию, восстановлению и сохранению семейных, национальных и региональных традиций и общечеловеческих ценностей.
Программа непосредственно связана с интегративной образовательной областью «Технология» общеобразовательной школы.
Программа является авторской, при составлении ее использована учебная и методическая литература по заявленному профилю, а также личный опыт работы педагога Пересыпкина С. А.
В программе изучаются три различные направления художественной обработки древесины: пропильная резьба, маркетри, геометрическая резьба. Итогом обучения является выполнение проекта. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая способностям и возможностям учащегося.
Основные цели программы
Преподавание резьбы по дереву в системе дополнительного образования детей предполагает следующие цели:
- формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социальных условиях, начиная от определения потребностей в изготовлении художественной продукции до ее реализации;
- подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению и достижению жизненных целей через самореализацию;
- формирование эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности;
- формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь им в овладении образным языком декоративно-прикладного искусства. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представление о различных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.
Основные задачи программы
Обучающие:
- формирование политехнических знаний и экологической культуры;
- развитие познавательного интереса к труду и художественным ремеслам;
- приобретение серьезных знаний и умений в обращении с ручным инструментом и станочным оборудованием;
- освоение технологических приемов;
- решение задач направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям,
- умение выстроить межпредметные связи.
Воспитательные:
- воспитание у учащихся, средствами программного материала, бережного отношения к природным ресурсам, трудолюбие, гуманность, порядочность;
- формирование эстетического отношения к труду;
- формирование у учащихся социальной активности, социальной роли (работник, производитель, потребитель);
- получение навыков здорового образа жизни (знакомство с дизайнерскими разработками, атмосфера гармонии, работа с экологически чистыми материалами);
- воспитание патриотизма посредством изучения истории традиционных народных ремесел.
Развивающие:
- развитие таких деловых качеств, как самостоятельность, предприимчивость, аккуратность, трудолюбие;
- формирование потребности в саморазвитии;
- развитие интереса, воображения, фантазии и творческих возможностей школьников,
- развитие эстетического вкуса.
Особенности программы
Украшения на мебели и других изделиях из древесины имеют многовековую историю. Наиболее распространенные виды декорирования в прошлом — резьба, токарная обработка, мозаикапо дереву и роспись.
Мозаика по дереву — один из видов декоративно-прикладногоискусства, обладающий сильным эстетическим воздействием. Декоративные качества древесины позволяют создавать мозаики широкого диапазона, от небольших сувениров и украшений на мебели до монументальных панно. Так же богато и разнообразно по своим возможностям и искусство резьбы по дереву, которое было самой распространенной и любимой в народе художественной работой. Резьбой украшали жилища и корабли, мебель, посуду, орудия труда.
Многовековая культура художественной резьбы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при украшении резьбой деревянных домов, создании декоративных бытовых изделий. Лучшие образцы таких изделий, созданных народными мастерами-резчиками, бережно хранятся в музеях нашей страны.
Художественная обработка древесины предоставляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого невозможно добиться высокой культуры труда.
Анализируя «ПРОГРАММЫ общеобразовательных учреждений по «технологии», рекомендованные Министерством просвещения Российской Федерации сталкиваюсь с тем, что в модуле «Художественная обработка материалов» (Б.И.Орлов, К.А.Скворцов, О.А.Кожина) отводится 3-я четверть в VII классе для мальчиков и 3-я четверть в VIII классе для девочек на изучение программы. Это составляет всего 20 часов за весь курс «технологии» в базовой части учебного плана. Причем художественная обработка древесины и художественная обработка металла предоставляется на выбор. То есть материал представлен в обзорном, ознакомительном виде. В вариативной части учебного плана художественная обработка материалов может изучаться в IX-XI классах. Но, по-настоящему заинтересовать и увлечь ребенка каким-либо занятием можно именно в раннем подростковом периоде, т. е. в 12-13 лет.
На мой взгляд, в существующей программе уделяется непростительно малое внимание художественной обработке древесины, имеющей в нашей стране глубокие традиции.
В существующем банке образовательных программ ЦРТДиЮ Московской области на 2007 год представлены десять программ по данному направлению. Перечислим их:
- Винокурова Н.И. Программа «Резьба по дереву»,1997 год.
- Глозман Е.С., Глозман А.Е. Примерная программа «Художественная резьба по дереву», 2001 год.
- Карпов Ю.В. Программа «Учу резьбе по дереву, 2001 год.
- Программа «Резьба по дереву» (для средних общеобразовательных учебных заведений),1997 год.
- Слипак В.П. Программа кружка «Резьба по дереву», 1994 год.
- Программа «Резьба по дереву», 1997 год.
- Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Программа «Резьба по дереву», 1997 год.
- Программа «Художественно-прикладная обработка древесины» (программа для общеобразовательных учебных заведений, 5-7 классы), 1993 год.
- Программа «Изготовление художественных изделий из дерева» (программы для средних общеобразовательных учебных заведений), 1992 год.
- Рязанов Л.В., Косогорова Л.В. Программа «Художественная обработка дерева», 2005 год.
Из вышеперечисленных программ, семь – ориентированы на дополнительное образование.
Перечисленные недостатки программ для общеобразовательных учреждений и анализ дополнительных образовательных программ, подтолкнули меня к созданию дополнительной образовательной программы творческого объединения «Художественная обработка древесины», в которой предоставляются большие возможности для изучения предмета.
Основными отличиями от перечисленных программ является:
- Изложенная программа имеет срок реализации – один год и представляет собой курс введения в деятельность. Воспитанникам творческих объединений, для ознакомления, предоставляется три направления художественной обработки древесины. Итогом годового обучения является выбор ребенком понравившегося направления.
- Параллельно с практическим обучением, воспитанники получают теоретические сведения о профессиях связанных с деревообработкой, которые могут помочь сделать первый шаг в выборе будущей профессии.
- Новизной отличается и введение в программу дополнительного образования проектной деятельности, причем проект выполняется по выбранному учеником направлению.
Изготовление своими руками красивых и функциональных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.
Для дальнейшего развития художественных способностей учащихся, рекомендуется дальнейшие занятия в творческом объединении в последующие годы обучения. Программы для этих занятий разрабатываются мной в настоящее время.
Дерево и в наши дни остается излюбленным материалом художников. Из него создают скульптуру, резные декоративные и утилитарно-декоративные предметы. В области художественной обработки дерева работают народные мастера, и художники-профессионалы, организованно ведется подготовка кадров. И пусть не каждый, обучающийся в творческих объединениях дополнительного образования художественной обработке древесины ребенок, станет профессионалом, но он получит не только навыки работы, но и готовность к обоснованному выбору профессии.
Элементы авторской программы дополнительного образования могут быть использованы на уроках «Технологии» в общеобразовательной школе, при изучении раздела «Художественная обработка материалов».
Возраст обучающихся и особенности группы:
- программа рассчитана на учащихся в возрасте 12 -13 лет что соответствует VI – VII классу общеобразовательных учреждений (не рекомендуется начинать занятия в более раннем возрасте из-за повышенной опасности режущего инструмента и еще не вполне сформировавшейся координации движений ребенка);
- состав группы рекомендуется постоянный;
- набор учащихся – свободный.
Возрастные психологические особенности
Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
У подростков наблюдается стремление более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Жизнь подростка должна быть заполнена какими-то содержательными отношениями, интересами, переживаниями. В подростковом возрасте начинает устанавливаться определенный круг интересов, который постепенно приобретает известную устойчивость. Круг интересов является психологической базой ценностных ориентации подростка. В этот период происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее, наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали и эстетики.
Именно в этом возрасте может сформироваться серьезное увлечение декоративно-прикладным искусством и задача педагога дополнительного образования предоставить на выбор ребенка различные виды народных промыслов и ремесел во всей их красоте.
Режим организации занятий:
- время, отведенное на обучение составляет 144 часа в учебном году;
- в неделю проводится 2 занятия по 2 часа;
- форма обучения по программе – очная;
- практические занятия составляют большую часть программы.
Ожидаемые результаты.
Учащиеся должны знать:
- общие сведения о народных ремеслах;
- принципы формообразования и композиции;
- основы столярной (ручной и механической) подготовки поверхности древесины к отделке;
- особенности отделки древесины лакокрасочными материалами (морение, воскование, лакирование, полировка).
- виды мозаики (интарсия, инкрустация, маркетри)
- виды резьбы по дереву (прорезная, плоско-выемчатая, плоскорельефная, рельефная, скульптурная, домовая).
- инструменты и материалы для художественной обработки древесины;
- стадии и процедуры проектирования;
- критерии оценки проекта.
Учащиеся должны уметь:
- выбирать и самостоятельно разрабатывать рисунки для художественной обработки изделия;
- подготавливать поверхность изделия под художественную обработку;
- осуществлять художественную отделку поверхности изделия (прорезной, геометрической резьбой, маркетри, окраской);
- планировать, организовать и выполнить проект с учетом всех критериев оценки;
- защитить выполненный проект.
Учащиеся должны обладать компетенциями:
- по общим основам художественного конструирования;
- по профессии мастера-краснодеревщика;
- по профессии резчика по дереву;
- по выполнению проекта.
В результате обучения ожидается: сформированность у детей самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, потребности в саморазвитии; развитое воображение, фантазия, осознание своих творческих возможностей.
Итогом года обучения является самостоятельная творческая работа (проект) от замысла и разработки дизайна, орнамента, до полного изготовления и отделки целостного изделия, как функционального, так и отвечающего эстетическим требованиям, а также экономическим и маркетинговым критериям.
Приложение 1. Учебно-тематический план творческого объединения «художественная обработка древесины».
Приложение 2. Содержание программы творческого объединения «художественная обработка древесины».
Приложение 3. Библиографический список.