Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели:

  • познакомить учащихся с одним из способов образования имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением с помощью суффиксов, содействовать усвоению знаний по теме;
  • способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, устной и письменной речи, памяти;
  • воспитывать умение работать в коллективе, коммуникативные потребности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, таблицы с суффиксами, листы для индивидуальной работы.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Введение в тему.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по маленькой, доброй и ласковой стране. Там живут сказочные герои. (Слайд 2).

- Кто они и из какого произведения? Кто автор этого произведения?

3. Сообщение темы и цели урока.

- Проводниками в нашем путешествии будут герои романа - сказки Носова. Первое задание нам предлагает Знайка.

СЛАЙД 3

- Чтобы попасть в мир сказочных героев, нам нужно ответить на несколько вопросов.

- Какую часть речи вы изучали на предыдущих уроках? (Имя существительное)

- С помощью каких частей слова образуются новые слова? (С помощью приставки и суффикса)

СЛАЙД 3

- Подсказка от Знайки «С помощью этой части слова могут совершаться превращения. В  слове она стоит справа от корня. Иногда в слове может быть две и даже три таких части»

- Так о какой части слова пойдет речь на уроке? (О суффиксе). О каких превращениях с помощью этой части слова, говорил нам Знайка? (Могут образовываться новые слова)

СЛАЙД 3

- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Образование слов с помощью суффиксов. СЛАЙД 4.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться?

- Итак, мы получили пропуск в Цветочный город. Вы молодцы, справились. Отправляемся в путь маленькую страну. Нам добраться поможет ветер. Как вы думаете, какой ветер там дует?

СЛАЙД 5.

Ветер – ветерок; ветер – ветрище.

- Какие суффиксы в этих словах? Какое значение они придают словам?

4. Наблюдение.

СЛАЙД 6

Плывёт, плывёт кораблик
За запад, на восток.
Канаты – паутинки.
А парус – лепесток.

- Какие имена существительные называют предметы ласково? (Кораблик, паутинки) (Лепест-ок - листочек от венчика цветка, здесь суффикс –ок- имеет другое значение).

СЛАЙД 7

- А какие ещё суффиксы могут придавать словам уменьшительно-ласкательные значения? (Проблема)

СЛАЙД 8

- Мы с вами оказались среди героев Николая Носова. А кто они?

(Коротышки).

- Верно. Коротышками их назвали потому, что они были очень маленькие. А когда мы с вами были маленькие, мамы ласково называли вас, качали на ручках и пели колыбельные песни. Гусля вам предлагает вспомнить одну из колыбельных песен. Прочитайте, пожалуйста, текст

СЛАЙД 9.

Березонька скрип, скрип,
Моя доченька спит, спит…
Моя доченька уснёт –
Её сон унесёт,
Унесёт её в садок,
Под малиновый кусток.
А малинка упадёт,
Дочке в ротик попадёт.
Малиночка сладенька,
Спи, доченька маленька.
Берёзонька скрип, скрип,
А доченька спит, спит…

- Какие имена существительные называют людей, предметы ласково, нежно?

- Посмотрите в образец данный в учебнике в упражнении 265 на с. 39

(Разбираем образец)

На доске:  Слово «садок» - от какой основы оно образовалось? (От слова сад). «Кусток» - куст. Выделите основу, корень и суффикс в словах.

- Остальные слова выписываете самостоятельно. (Слайд 10)

СЛАЙД 11

- Проверьте написанное вами. Оцените себя.

- Что вы наблюдали, выполняя это упражнение? (Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.)

- От основ какой части речи образованы эти новые слова? (От основ имен существительных)

- С помощью каких суффиксов? (Дети называют) Лист 1 с суффиксами. (-оньк- , -еньк-, -ок-, -ик-, -очк-, -к-.)

5. Работа с текстом в рамке на с.39.

- Прочитайте вывод в рамке.

СЛАЙД 12

Какие суффиксы не встретились нам в колыбельной песенке?

Листок 2 с суффиксами. (-онк-, -ек-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -чик-.)

6. Практическая часть

СЛАЙД 13

- Следующее задание вам предлагают Винтик и Шпунтик. Они очень любят конструировать и что-то собирать. Вам они предлагают образовать с помощью суффиксов: -ушк-, -юшк-, -ышк-, -чик-, -ёнк-, -онк- новые слова от основ имен существительных:

Трава – травушка; колокол – колокольчик

Поле – полюшко; изба – избёнка

Стекло – стёклышко; рука – ручонка.

- Когда мы употребляем в речи слова с такими суффиксами?

7. Физминутка.

СЛАЙД 14

- Доктор Пилюлькин зовет нас на физминутку.

Гора – горка; лес – лесок

Поле – полюшко; сом – сомище

Внук – внучек; город –городок

Мяч – мячик; слово – словечко.

- Если я покажу на слово, в котором нет суффикса, вы подпрыгиваете. Если в слове есть суффикс – хлопаете в ладоши.

- Какое слово с суффиксом имеет другое значение, отличное от всех? (Сомище) Какое? (Значение увеличительности) Какой суффикс у этого слова?( - ищ-). А какой суффикс поможет назвать слово ласково? (–ок - сомик)

8. Задание от жителей Цветочного города.

На каждой парте приготовлены листочки, на которых записаны столбики существительных

Дуб -

 

ягода -

 

ель -

Рука -

 

рябина -

 

дом -

Сестра -

 

брат -

 

зерно –

Солнце -

 

дорога -

 

мама –

- Вы работаете в парах. За 2 минуты вам нужно образовать от основ данных существительных ласковые слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.

- По цепочке зачитываете слова, но не повторяйтесь.

Проверяем по СЛАЙДАМ 15, 16, 17 (Слайд 17 не убирать)

9. Образование уменьшительно-ласкательных форм мужских и женских имен.

СЛАЙД 17 гиперссылка

- У друзей Незнайки добрые и ласковые имена: Сиропчик, Винтик, Шпунтик, Цветик, Кнопочка, Маргаритка, Снежинка, Галочка, Кубышка, Заинька.

СЛАЙД 18

- Давайте же с помощью суффиксов –ок-, -ек-, -очк-, -ечк-, -еньк_ образуем уменьшительно-ласкательные формы имен людей:

Рустам, Даша, Витя.

- Мы говорили, что с помощью суффикса –к - образуются существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Например: рыба-рыбка, рука – ручка.

- Проследим, какое значение имеют имена людей с суффиксом –к-. (Маринка, Сережка, Верка, Ирка) ( суффикс –к- вносит оттенок пренебрежения)

- Это уменьшительно-ласкательная форма имен? (Нет). Постарайтесь при обращении к своим друзьям, одноклассникам не использовать суффикс –к- в их именах.

10. Рефлексия.

- Давайте повернемся к своему соседу по парте, улыбнемся ему и ласково его назовем.

- Какие суффиксы вы использовали, чтобы обратиться к своему однокласснику?

- Какое значение придают эти суффиксы словам?

На доске вам написано домашнее задание. Постарайтесь его выполнить правильно и красиво.

- Герои сказки Николая Носова очень рады, что вы такие молодцы. Вы многое узнали на уроке, хорошо отвечали.

Лист 1

-онк-,

-ек-,

-ушк-,

-юшк-,
-ышк-,
-чик-

Лист 2

-оньк-,

-еньк-,

-ок-, -ик-,

-очк-,

-к-

Литература.

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык .3 класс.
  2. Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя. Русский язык 3 кл.