Цели:
- познакомить учащихся с одним из способов образования имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением с помощью суффиксов, содействовать усвоению знаний по теме;
- способствовать развитию орфографической зоркости, фонематического слуха, устной и письменной речи, памяти;
- воспитывать умение работать в коллективе, коммуникативные потребности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, таблицы с суффиксами, листы для индивидуальной работы.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Введение в тему.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по маленькой, доброй и ласковой стране. Там живут сказочные герои. (Слайд 2).
- Кто они и из какого произведения? Кто автор этого произведения?
3. Сообщение темы и цели урока.
- Проводниками в нашем путешествии будут герои романа - сказки Носова. Первое задание нам предлагает Знайка.
СЛАЙД 3
- Чтобы попасть в мир сказочных героев, нам нужно ответить на несколько вопросов.
- Какую часть речи вы изучали на предыдущих уроках? (Имя существительное)
- С помощью каких частей слова образуются новые слова? (С помощью приставки и суффикса)
СЛАЙД 3
- Подсказка от Знайки «С помощью этой части слова могут совершаться превращения. В слове она стоит справа от корня. Иногда в слове может быть две и даже три таких части»
- Так о какой части слова пойдет речь на уроке? (О суффиксе). О каких превращениях с помощью этой части слова, говорил нам Знайка? (Могут образовываться новые слова)
СЛАЙД 3
- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Образование слов с помощью суффиксов. СЛАЙД 4.
- Как вы думаете, чему мы будем учиться?
- Итак, мы получили пропуск в Цветочный город. Вы молодцы, справились. Отправляемся в путь маленькую страну. Нам добраться поможет ветер. Как вы думаете, какой ветер там дует?
СЛАЙД 5.
Ветер – ветерок; ветер – ветрище.
- Какие суффиксы в этих словах? Какое значение они придают словам?
4. Наблюдение.
СЛАЙД 6
Плывёт, плывёт кораблик
За запад, на восток.
Канаты – паутинки.
А парус – лепесток.
- Какие имена существительные называют предметы ласково? (Кораблик, паутинки) (Лепест-ок - листочек от венчика цветка, здесь суффикс –ок- имеет другое значение).
СЛАЙД 7
- А какие ещё суффиксы могут придавать словам уменьшительно-ласкательные значения? (Проблема)
СЛАЙД 8
- Мы с вами оказались среди героев Николая Носова. А кто они?
(Коротышки).
- Верно. Коротышками их назвали потому, что они были очень маленькие. А когда мы с вами были маленькие, мамы ласково называли вас, качали на ручках и пели колыбельные песни. Гусля вам предлагает вспомнить одну из колыбельных песен. Прочитайте, пожалуйста, текст
СЛАЙД 9.
Березонька скрип, скрип,
Моя доченька спит, спит…
Моя доченька уснёт –
Её сон унесёт,
Унесёт её в садок,
Под малиновый кусток.
А малинка упадёт,
Дочке в ротик попадёт.
Малиночка сладенька,
Спи, доченька маленька.
Берёзонька скрип, скрип,
А доченька спит, спит…
- Какие имена существительные называют людей, предметы ласково, нежно?
- Посмотрите в образец данный в учебнике в упражнении 265 на с. 39
(Разбираем образец)
На доске: Слово «садок» - от какой основы оно образовалось? (От слова сад). «Кусток» - куст. Выделите основу, корень и суффикс в словах.
- Остальные слова выписываете самостоятельно. (Слайд 10)
СЛАЙД 11
- Проверьте написанное вами. Оцените себя.
- Что вы наблюдали, выполняя это упражнение? (Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением.)
- От основ какой части речи образованы эти новые слова? (От основ имен существительных)
- С помощью каких суффиксов? (Дети называют) Лист 1 с суффиксами. (-оньк- , -еньк-, -ок-, -ик-, -очк-, -к-.)
5. Работа с текстом в рамке на с.39.
- Прочитайте вывод в рамке.
СЛАЙД 12
Какие суффиксы не встретились нам в колыбельной песенке?
Листок 2 с суффиксами. (-онк-, -ек-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -чик-.)
6. Практическая часть
СЛАЙД 13
- Следующее задание вам предлагают Винтик и Шпунтик. Они очень любят конструировать и что-то собирать. Вам они предлагают образовать с помощью суффиксов: -ушк-, -юшк-, -ышк-, -чик-, -ёнк-, -онк- новые слова от основ имен существительных:
Трава – травушка; колокол – колокольчик
Поле – полюшко; изба – избёнка
Стекло – стёклышко; рука – ручонка.
- Когда мы употребляем в речи слова с такими суффиксами?
7. Физминутка.
СЛАЙД 14
- Доктор Пилюлькин зовет нас на физминутку.
Гора – горка; лес – лесок
Поле – полюшко; сом – сомище
Внук – внучек; город –городок
Мяч – мячик; слово – словечко.
- Если я покажу на слово, в котором нет суффикса, вы подпрыгиваете. Если в слове есть суффикс – хлопаете в ладоши.
- Какое слово с суффиксом имеет другое значение, отличное от всех? (Сомище) Какое? (Значение увеличительности) Какой суффикс у этого слова?( - ищ-). А какой суффикс поможет назвать слово ласково? (–ок - сомик)
8. Задание от жителей Цветочного города.
На каждой парте приготовлены листочки, на которых записаны столбики существительных
Дуб - |
|
ягода - |
|
ель - |
Рука - |
|
рябина - |
|
дом - |
Сестра - |
|
брат - |
|
зерно – |
Солнце - |
|
дорога - |
|
мама – |
- Вы работаете в парах. За 2 минуты вам нужно образовать от основ данных существительных ласковые слова с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов.
- По цепочке зачитываете слова, но не повторяйтесь.
Проверяем по СЛАЙДАМ 15, 16, 17 (Слайд 17 не убирать)
9. Образование уменьшительно-ласкательных форм мужских и женских имен.
СЛАЙД 17 гиперссылка
- У друзей Незнайки добрые и ласковые имена: Сиропчик, Винтик, Шпунтик, Цветик, Кнопочка, Маргаритка, Снежинка, Галочка, Кубышка, Заинька.
СЛАЙД 18
- Давайте же с помощью суффиксов –ок-, -ек-, -очк-, -ечк-, -еньк_ образуем уменьшительно-ласкательные формы имен людей:
Рустам, Даша, Витя.
- Мы говорили, что с помощью суффикса –к - образуются существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Например: рыба-рыбка, рука – ручка.
- Проследим, какое значение имеют имена людей с суффиксом –к-. (Маринка, Сережка, Верка, Ирка) ( суффикс –к- вносит оттенок пренебрежения)
- Это уменьшительно-ласкательная форма имен? (Нет). Постарайтесь при обращении к своим друзьям, одноклассникам не использовать суффикс –к- в их именах.
10. Рефлексия.
- Давайте повернемся к своему соседу по парте, улыбнемся ему и ласково его назовем.
- Какие суффиксы вы использовали, чтобы обратиться к своему однокласснику?
- Какое значение придают эти суффиксы словам?
На доске вам написано домашнее задание. Постарайтесь его выполнить правильно и красиво.
- Герои сказки Николая Носова очень рады, что вы такие молодцы. Вы многое узнали на уроке, хорошо отвечали.
Лист 1
-онк-,
-ек-,
-ушк-,
-юшк-,
-ышк-,
-чик-
Лист 2
-оньк-,
-еньк-,
-ок-, -ик-,
-очк-,
-к-
Литература.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык .3 класс.
- Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя. Русский язык 3 кл.